Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Маленькие человечки должны учиться в атмосфере радости и успеха, но не всегда мы можем создать такие условия... Очень часто школьные отметки являются травмирующим фактором в процессе обучения. В последнее время много дискутировали о безотметочном обучении. Я считаю, что отметки отменять нельзя, но их надо модифицировать каким-либо способом, чтобы дети не расстраивались, получая не то, что хотели бы, но в то же время знали, что им есть куда стремиться и над чем работать. Отметки, конечно, необходимы, но при их выставлении необходимы осторожность, такт и, безусловно, творческий подход. Лучше перехвалить, чем недохвалить. Ребенок должен идти в школу с удовольствием, а не со страхом.
Эмоциональная функция оценивания проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. И поэтому особое значение приобретает совершенствование процедур оценки знания обучающихся.
Основные изменения в системе оценивания учеников младших классов связаны:
Новые формы оценивания позволяют как учителям, так и детям получать более развернутую и содержательную обратную связь и на ее основе вносить необходимые поправки в учебный процесс.
Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Новые требования к учителю в условиях перехода к внедрению ФГОС связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки учащихся в образовательном процессе.
Каким образом реализовать эти идеи в своей работе – над этим задумываются многие практикующие учителя. Ведь традиционные отметки пока не отменены и являются основным измерителем учебной деятельности. Я применяю на своих уроках такие формы оценивания как «Лист успеха».
Учитель: Сегодня – 7 апреля. Что вы знаете об этой дате? Да, сегодня – День Здоровья. И девиз нашего урока «Здоровым быть здорово!». Прочтите его ещё раз и запишите по памяти в тетрадь. Теперь проверьте. Поставьте себе заработанные за эту работу баллы в свой «Лист успеха»: нет ошибок – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, более 1 ошибки – 1 балл.
Учитель: Сегодня на уроке предстоит работа в группах. Какие правила нужно при этом соблюдать?
Дети: Выслушивать все мнения, принимать общее решение, работать сообща.
Учитель: Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было составить слова из «рассыпанных» букв. Какие слова у вас получились? Правильные ответы – спорт, штанга (вывешиваются на доску). В «Лист успеха»: оба слова составлены верно – 2 балла, 1 слово – 1 балл и т.д.
Учитель: Как называются люди, занимающиеся спортом? Спортсмен, поднимающий штангу?
На
доске:
СПОРТ – СП_РТСМЕНЫ
ШТАНГА – ШТ_НГИСТ
Учитель: Я не уверена, какие буквы следует писать в этих словах. А вы? Почему у меня возникли сомнения?
Дети: Здесь «опасное место» в слове – безударный гласный звук.
Учитель: Какова тема урока? (На доску – «Безударные гласные в корне слова»).
Какие же буквы следует написать в этих словах? Посовещайтесь в группе и приготовьтесь доказывать («Мозговая атака» после выслушивания доказательств).
Значит, я могу доказать так – в слове паспорт следует писать букву О в безударном положении, потому что в слове спорт под ударением пишется О, и, соответственно, штаны – штанга? Как же доказать правильность написания этой орфограммы, назовите 2 условия. (Совещание в группах). Сравнивание своих версий с правилом – стр. 87.
Учитель: Попробуйте применить это правило в практической работе – спишите слова с доски, вставьте пропущенные буквы. Работайте в группе, совещайтесь.
Б_ГУН
СТР_ЛОК
Б_КСЁР
ФУТБ_ЛИСТ
Л_ЖНИК
Проверка с коллективным объяснением – по одному слову от группы. Коллизия при объяснении написания слова лыжник – это слово не требует проверки.
Физминутка.
Учитель: Давайте изобразим вышеупомянутых спортсменов.
Учитель: Что ещё, кроме занятий спортом, важно для соблюдения здоровья? Нужно употреблять витамины.
Работа по карточке: вставить пропущенные буквы.
Без витаминов ж_ть нельзя! _ни – надёжные друз_я!
_ни сп_сают от б_лезней, нет ничего дл_ нас п_лезней!
Проверка с доски. «Лист успеха»: нет ошибок – 5 балла, 1-2 ошибки – 4 балла, более 2 ошибок – 3 балла, более 6 ошибок – 2 балла.
Учитель: Откройте учебник – стр.88, упр. 419.
Творческая работа
Учитель: Прочтите предложения. Подумайте, какую пользу для здоровья можно получить из содержания этих предложений? (Совещание в группах и ответ – защита).
Найдите
предложение, в котором 4 имени существительных и запишите его порядковый номер в
«Лист успеха» рядом с заданием «Выбор предложения».
В «Лист успеха»: выбран ответ №3 – 2 балла, другой ответ – 0 баллов. А полностью это упражнение выполните дома.
Учитель: Для здоровья немаловажно правильное питание. Что из предложенных продуктов вы считаете наиболее полезным?
чипсы – котлета
кофе – компот
Учитель: Запишите эти слова в тетрадь. Дома выделите в них орфограмму по теме урока и попробуйте подобрать проверочные слова.
Учитель: А теперь вернёмся к девизу нашего урока – «Здоровым быть здорово!» В каких словах есть безударный гласный, требующий проверки? Какое слово будет проверочным? Почему?
Учитель: В «Листе успеха» осталась незаполненной строка «Бонус». Подумайте, кому вы сегодня его отдаёте – кто, на ваш взгляд, работал наиболее успешно. Посчитайте свои заработанные баллы и выставите отметку. Урок окончен. Спасибо за работу и будьте здоровы!
1. Учебник А.В.Поляковой , 2 класс,
часть вторая, М.: Просвещение, 2005
г.
2. Карточки для индивидуальной
работы:
Карточка №1
1 . Собери слова из букв: Р,П,Т,О,С _______________ Г,А,Ш,Н,Т,А ____________
2. Составь и запиши предложения с этими словами
________________________________________________________________________
3. Подчеркни «лишнее» слово:
спортсмен, паспорт, спорт
штангист, штаны, штанга
Карточка №2
Без витаминов ж_ть нельзя! _ни – надёжные друз_я!
_ни сп_сают от б_лезней, нет ничего дл_ нас п_лезней!
Ф.И. |
|
1.Письмо по памяти |
|
2. Домашнее задание |
|
3. Пропущенные буквы |
|
4. Выбор предложения |
|
5. Бонус |
|
Всего баллов: Отметка: Роспись учителя ______________ |
Ключ к «Листу успеха»:
12 – 13 баллов – «5»
9 – 11 баллов – «4»
6 – 8 баллов – «3»
Менее 6 баллов – « 2»
Применяя «Лист успеха», я пытаюсь ввести дифференциацию оценки по видам работ на уроке, создаю предпосылки для выработки у детей критериев оценивания, развиваю навыки самоконтроля и оценивания работы одноклассников. Таким образом идёт проектирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, что является основным концептуальным положением ФГОС и создаёт благоприятные предпосылки для формирования модели выпускника начальной школы как деятельностной, позитивно значимой личности.
Автор: Любовь Владимировна Савельева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ села Колосовка Омской области, стаж работы – 14 лет
О себе: Работаю по системе Л.В.Занкова. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Победитель Нацпроекта «Лучшие учителя России» в 2007 году. Самая важная победа – желание детей и их родителей учиться в моём классе. Это дорогого стоит!
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Тема актуальна, особенно в это в настоящее время. Я работаю немного по -другому, но вашу методику возьму себе на заметку
Здравствуйте. Буду очень рада,если Вы поделитесь своим опытом.Напишите мне,пожалуйста! - saveleva.lyuba@mail.ru
Как родитель, могу сказать МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. В 70-е годы в начальной школе оценивали звездочками, но не все эти звездочки получали. Было конечно обидно смотреть на тех детей которые получали так называемые отметки. Предложенная и разработанная программа ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ. Надеюсь, что многие педагоги возьмут на заметку. А может и вообще введут такую систему. УДАЧИ. Печора Коми.
Знаете, вдвойне приятно что это мнение родителя. Как я себе представляю работу учителя - в первую очередь нужно думать о детях, а всё остальное не столь важно.Спасибо Вам большое за поддержку! И Вам удачи и всех благ!
Я очень рада, что моя работа Вас заинтересовала. Вам тоже всяческих успехов и всего доброго!
Работа интересная, а скажите как вы оцениваете первоклассников? Как создать лист успеха на каждом уроке? Огромное спасибо!
Добрый день!Первоклассников оцениваем только словами, естественно только позитив - по другому с существующими нормами САН Пинов нельзя.Но для родителей первоклассников у нас существуют "Листы достижений", могу сбросить положение .Чтобы создать "Лист успеха" для каждого урока, конечно же нужно время, но это вполне реально.Смотрите на материал урока и выбираете направления для оценивания .К счастью, я работаю по программе Л.В. Занкова и с особенностью "слоёного пирога" при построении урока это сделать нетрудно. Скажу честно- я не каждый урок использую "Лист успеха",раза 2-3 в неделю на разных уроках. Работаю так второй год.Надеюсь со временем систематизировать эту работу.
Напишите мне -saveleva.lyuba@mail.ru - а Вам вышлю положение ""Листа достижений" для родителей первоклассников.
Очень название хорошее - лист успеха. Я встречала в публикациях дневник достижений. А тут-лист УСПЕХА! Это уже нацеливает на получение УСПЕХА как ожидаемого конечного результата, своеобразная установка на успех. Нюанс, а за ним стоит сама успешность. В этом есть своя эффективность...
Спасибо на добром слове! Именно поэтому я и номинировалась в рубрике "Детская психология".
Любовь Владимировна, большое спасибо за интересную форму оценивания работы учеников на уроках! Достоинств системы уже вижу множество, обязательно попробую использовать ее у себя на уроках, в связи с чем появилось несколько вопросов. Написала Вам письмо, буду благодарна за ответ.
Уважаемая, Любовь Владимировна! Спасибо Вам огромное за разработку!
Так растерялась, Любовь Владимировна, от Ваших поздравлений, что ответ написала в своей статье. Прочитайте, пожалуйста! Спасибо!
Уважаемая Любовь Владимировна, рада, очень рада встрече с Вами! Я с большим интересом читала у конкурсантов Ваши комментарии. И, наверное, благодаря им, я приобрела большой опыт анализа. Я сама постоянно всё анализирую, но Ваши комментарии у коллег для меня были ценнейшим кладом.Я старалась как-то поддержать конкурсантов, в том числе и Вашу коллегу.Мне, действительно, очень понравился урок "Защитники Отечества".Спасибо ей большое.Любовь Владимировна, огромное спасибо за пожелание! Я очень люблю свою Машеньку, тем более, что у меня 2 сына. Вам я желаю творческих успехов, здоровья и с нетерпением буду ждать Вашей работы на конкурсе "Мастер презентаций"(в одном из комментариев Вы обещали принять участие). С уважением, Екатерина Леонидовна
Уважаемая Любовь Владимировна, я порекомендовала Вашу работу нашим учителям начальных классов. Мы сейчас работаем с коллегами по преемственности дошкольного и начального образования в условиях перехода на ФГОС 2 поколения, поэтому Ваш материал неоспоримое подспорье. Спасибо большое!С уважением, Екатерина Леонидовна.
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Недавно участвовала в конкурсе Моя педагогическая инициатива, где Вы были экспертом. Знакомясь с работами педагогов, читала Ваши комментарии. Меня поразила Ваша детальная оценка работ! В данном конкурсе мне до победы было конечно далеко, но... Я решила попробовать еще и сейчас участвую в конкурсе Педагогический альбом. Вспомнив Ваши профессиональные отзывы, решила пригласить Вас на мою конкурсную страничку № 17. Пожалуйста, если есть желание, загляните: "Фоторепортаж из жизни ДОЛ "Спутник-2": Ура! Каникулы!" С уважением, Светлана Александровна. Хочется узнать Ваше мнение.