Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Учитель набирает новых первоклассников. И вот среди них встречаются самые настоящие «живчики». Они непоседливы, импульсивны, не умеют сосредоточиться, отвлекают на себя внимание соседа, а иногда и всего класса. Психологи называют их гиперактивными. Специалисты называют такое поведение – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Гиперактивный (в переводе с греч.) – действенный, деятельный. Гиперактивность – синдром дефицита внимания, но у ребёнка младшего школьного возраста – это и отвлекаемость, и неусидчивость, и импульсивность, иногда граничащая с агрессивностью.
Каковы психологические особенности, трудности таких детей? Какие они, эти «шустрики», не подчиняющиеся общим законам воспитания? Как решать проблемы, возникающие в ходе обучения и воспитания таких детей? Ведь ни для кого не секрет, таких учеников становится с каждым годом всё больше и больше.
Традиционные формы учебно-воспитательной работы в данном случае оказываются неэффективными. Учитель должен знать и объяснить родителям ребёнка, что гиперактивность маленького непоседы – это не его вина. Строгость в требованиях, наказания, авторитарность здесь не помогут, а вызовут бурю негативных эмоций. Необходимо проявить максимум терпения и немало времени, чтобы минимизировать последствия гиперактивности.
Признаки гиперактивности:
– ребёнок находится в постоянном движении и не умеет себя контролировать;
– задаёт кучу вопросов, часто не дослушивает ответы на них;
– говорит много и сбивчиво;
– поведение неуправляемое, ребенок не понимает, что такое запрет;
– частое переключение внимания с одного вида деятельности на
другой;
– ведёт себя агрессивно, провоцирует конфликты с окружающими;
– мешает и отвлекает одноклассников во время урока;
– теряет личные вещи или забывает их;
– отсутствие аккуратности, небрежность;
– капризен, обидчив, плаксив.
Следствия гиперактивности:
– низкая самооценка;
– плохая успеваемость.
Рекомендации для учителя:
– такие дети должны всегда находиться на глазах у учителя;
– расписание уроков должно быть постоянным;
– нельзя перегружать домашними заданиями;
– частое включение на уроке физ.минуток, гимнастики для
пальцев, для глаз;
– оказание помощи в случае затруднений;
– привлечение к общественно-полезному труду;
– частая похвала за достигнутые успехи;
– использование на уроках соревновательных моментов, игровых
технологий;
– постоянный контроль над выполнением заданий;
– включение в учебный процесс упражнений на развитие
внимания, памяти, воображения;
– воспитание навыков самоконтроля.
1. «Ладошки»
Дети садятся в круг и кладут ладони на колени соседей (правую ладонь на левое колено соседа справа и наоборот). Ладошки должны поднимались поочередно. Ладошки, не поднятые вовремя, выбывают из игры.
2. «Съедобное – несъедобное»
Учитель показывает картинки или муляжи овощей, фруктов. Если то, что показал учитель съедобное, дети встают, если нет – присаживаются на корточки.
3. «Летает – не летает»
Учитель называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки вверх, если нет – руки вниз. Учитель может «ошибаться» – это будет ещё занимательнее, а дети будут внимательнее.
4. «Построй колодец»
Детям раздаются счётные палочки. Задача выстроить колодец, чем «глубже», тем лучше и, при этом, не сломать постройку.
Литература:
Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат, 1992
Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
Психология: словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.:
ЭКСМО, 1990
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 т. – М.: Владос, 2000
Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
Автор: Надежда Викторовна Болутанова (Надежда Викторовна), учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Тресвятская СОШ» Новоусманского муниципального района Воронежской области, стаж работы по специальности – 15 лет.
О себе: Работаю учителем начальных классов, по совместительству проработала педагогом-психологом 6 лет. Увлекаюсь чтением книг по детской психологии.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Публикация мне понравилась. Многому можно научится. Особенно , учителям начальных классов. Молодец.
Каусария Гаязовна, спасибо большое за отзыв, за добрые слова поддержки!
Надюша, спасибо за очень полезный материал для нас, учителей начальных классов. В это сумбурное время дети в основном гиперактивные и приходится очень много работать, чтобы хоть как-то направить их энергию в еужное русло. Твой материал как раз кстати. С удовольствием беру его и буду использовать в своей работе со своими девчонками и мальчишками - ветерками.
Тамила Николаевна, спасибо за комментарий! Рада, что мой материал Вам пригодится! Удачи!
Уважаемая, Надежда Викторовна, спасибо за интересный материал. Ваша работа доступна для каждого учителя! Замечательно!!!
Надежда Викторовна, постоянно слежу за Вашим творечством. Восхищаюсь разносторонними интересами, Вашей активностью. Так держать!
Татьяна, спасибо за комментарий и за слова поддержки!
Хорошие рекомедации для коллег. Хотелось бы познакомиться с более развернутыми разработками автора статьи.
Ирина Адриановна, спасибо за комментарий! А с более развёрнутыми наработками постараюсь познакомить читателей. Описать подробно, как работать с каким ребёнком - это индивидуальная, долгая и кропотливая работа! Я постаралась дать рекомендации возможных вариантов работы. Но, конечно, они не применимы для всех "живчиков". Повторюсь, здесь нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку и учёт его психологического портрета.
С уважением, Надежда.
Позволю себе опровергнуть пару фактов из статьи - низкая самооценка не обязательно следствие гиперактивности , чаще всего у таких детей самооценка завышена. И из рекомендаций для учителя только три момента имеют практическую направленность для таких детей - "такие дети должны всегда находиться на глазах у учителя;
расписание уроков должно быть постоянным;постоянный контроль над выполнением заданий;" а остальные рекомендации должны быть реализуемы для всех детей класса, это норма в работе учителя.Конечно было бы интересно узнать, "воспитание навыков самоконтроля" - как Вы работаете в этом направлении с такими детьми? Ведь эти традиционные игры -«Съедобное – несъедобное»,«Летает – не летает»- это мизер для такой работы. И не принимайте близко к сердцу моё мнение - это всего лишь мнение.Но я думаю, что содержание статьи скорей теоритическое,чем практическое .Всего Вам доброго в Вашей работе!
Любовь Владимировна, спасибо Ваше мнение! Конечно, Вы в праве опровергать что-то в статье! Я исхожу из опыта работы, но никак не теории.
Низкая самооценка - это не обязательно следствие гиперактивности. Причин низкой самооценки очень много. Согласна с Вами, но опять же из опыта работы отмечу, что такое вполне возможно. У меня в классе 5 человек СДВГ и у 3-х - заниженная самооценка. Причина: родителям не хватает терпения с такими детьми, их наказывают, даже применяют рукоприкладство. А дети, в свою очередь, отвечают вспышками ярости и негативизма. На уроках не поднимают рук, с одноклассниками почти не общаются. Они боятся, что ответят не правильно, что их прогонят одноклассники и т. д., т. п.
Навыки самоконтроля прививать тяжело, но хвалю за каждое слово, хороший поступок: "Ты сам нашёл ошибку? Какой ты умница! Я горжусь тобой!" и так далее в этом направлении: завязал сам шнурок - "Молодец", полил цветок - "Молодец", помог Ане собрать карандаши - "Молодец"
Традиционные игры, хоть и кажутся "мизером", но они превосходно помогают сконцентрировать внимание детей!
С гиперактивными детьми и родителями работают и учитель, и психолог, и социальный педагог. А я показала только варианты работы в классе, которые, безусловно, не могут быть применимы ко всем подряд!
С уважением, Надежда.
Надежда Викторовна, я очень переживала из-за своего комментария. 4 года я вела проект "Формирование самооценки на основе рефлексии" , отсюда и мои выводы.Спасибо Вам за понимание. С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ!!!
Любовь Владимировна, Вы высказали своё мнение, написали хороший комментарий к работе! Не переживайте, я адекватно отнеслась к комментарию. Поэтому и постаралась дать более полный ответ (на сколько это возможно!) С наступающим праздником! Творческих Вам успехов и вдохновения в работе!
НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА! с наступившим новым 2011 годом! Успехов в работе с детьми! Я свами согласна, что детей надо хвалить, использовать соревновательные моменты, и обязательно контролировать выполнение заданий. С уважением!
Спасибо, Вера Васильевна, за комментарий! Ждём Ваших разработок!
Помогите мне пожалуйста! Мой сынок 8 лет учится во втором классе. Он гиперактивный, не поседливый, ругается матом, и тд. Учителя и директор против такого ребенка , отказываются от него, хотят лешить меня родительских прав, или отправить ребенка в спец школу. Успеваемость в школе нормальная, только бывает ленится. Помогите мне, к кому мне надо обратиться, что бы мне помогли, что бы не разлучили меня с сыном. Может какие лекарства есть???
Уважаемый автор (к сожалению не знаю имени), помощь по переписке оказать очень сложно! Необходимо полное обследование ребёнка. Если Вам нужна обычная, общая консультация, то напишите мне по адресу bolutanova@mail.ru или через форму обратной связи на персональном сайте http://bolutanova.ucoz.ru/index/obratnaja_svjaz/0-34
Надежда Викторовна! Спасибо за предоставленный в работе материал. Хорошая работа, нужный материал. В моём классе есть такой мальчик. Как с Вами связаться для более подробной информации и конкретной помощи? Нуждаюсь в квалифицированной помощи педагога-психолога.
Валентина Алексеевна, конечно, попытаюсь Вам помочь, но повторюсь, что по переписке это крайне сложно. Обращайтесь по адресу bolutanova@mail.ru или через форму обратной связи на персональном сайте http://bolutanova.ucoz.ru/index/obratnaja_svjaz/0-34