Регистрация

Психокоррекционные занятия в процессе обучения детей со слуховой депривацией

  • 14 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

В работе педагога в учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей со слуховой депривацией, а с другой стороны, особенностями их психического развития и поведения. Темп психического развития у таких детей снижен, низок уровнь интеллектуального развития, бедна эмоциональная сфера. Значительно позднее и хуже формируются умения управлять собой, своим поведением, недостаточно развиваются навыки самоконтроля.

Такие дети нуждаются в психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Сегодня все это адекватным образом осуществляется в нашей школе, в условиях постоянной работы психолога совместно с дефектологами, педагогами, родителями, что способствует оптимизации процесса психического развития детей.

Основная цель педагогического взаимодействия в системе специального образования – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

Хочу поделиться упражнениями, которые направлены на коррекцию и профилактику характерных особенностей детей: агрессивность, гиперактивность, тревожность. Эти упражнения можно выполнять как в начале, в середине, так и в конце урока.

Работая с детьми важно помнить, что какой бы деятельностью они не занимались, всегда есть определенный момент, когда учащийся начинает ощущать усталость, напряжение. В этих случаях педагогу необходимо использовать ряд профилактических мер, направленных на предупреждение нарастания утомления, для чего очень хорошо подходят предлагаемые мной упражнения.

Урок

Упражнения, направленные на коррекцию и профилактику агрессивности, гиперактивности и тревожности детей

«Маленькое приведение»

Цель упражнения: Научить агрессивного ребенка в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

Содержание упражнения: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить. Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми!

«Клубочек»

Цель упражнения: Обучение гиперактивного ребенка одному из приемов саморегулирования.

Содержание упражнения: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только ребенок начинает его сматывать, сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Игра «Клубочек»

«Разговор с руками»

Цель упражнения: Научить гиперактивного ребенка контролировать свои действия.

Содержание упражнения: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такое упражнение: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать? Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они умеют делать многое, но иногда не слушают своего хозяина. Закончит занятие нужно «договором» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что они постараются делать только хорошие дела.

Игра «Разговор с руками»

«За что меня любит мама»

Цель упражнения: Занятие способствует повышению самооценки тревожного ребенка, повышает его значимость в коллективе.

Содержание упражнения: Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться друг к другу.

Автор: Лариса Геннадьевна Иршенко, учитель высшей квалификационной категории Школы-интерната №18 I-II вида города Анжеро-Судженска Кемеровской области, стаж работы по специальности – 20. лариса иршенко

3 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 33)
  • 14 сентября 2010
  • 6640
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Адриановна 03.10.2010 в 12:50

Уважаемая Лариса Геннадьевна! Мужества Вам в нелёгкой профессии и взаимности со стороны родителей!

Любовь Владимировна 03.10.2010 в 21:19

Лариса Геннадьевна, преклоняюсь перед Вашим мужеством и самоотверженностью в работе. Мне кажется, я бы не смогла работать с больными детьми.Это очень тяжело и огромнейшая ответственность! С большим интересом просмотрела подборку упражнений. Всего Вам самого доброго!!!

Наталья Владимировна 11.05.2011 в 12:24

Уважаемая Лариса Геннадьевна, желаю удачи и терпения на работе. Успехов...

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!