Мир развивается по пути интернационализации. Знания иностранных языков – сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену – повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. Не случайно одной из целей, которые ставит Концепция модернизации образования перед современной школой, является формирование у обучающихся языковой компетенции.
Изучение английского языка для начинающих в частной школе-пансионе для девочек Badminton School (школа Бэдминтон), Великобритания. Школа небольшая и уютная, с маленькими классами, что позволяет преподавателю фокусировать внимание на каждой отдельной ученице. Известными выпускницами Badminton School являются Индира Ганди, писательница Айрис Мердок, дочь короля Иордании принцесса Хайя Бин Аль Хуссейн.
Анализ учебной деятельности школьников свидетельствует о том, что если у учащихся недостаточно хорошо развиты навыки чтения на английском языке, они плохо применяют освоенный языковой материал в ситуации общения.
Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети знакомятся сразу блочно с четырьмя буквами. На усвоение каждого блока отвожу по три урока. На первом уроке блока, используя презентацию и красочные картинки, учащиеся знакомятся с буквами, узнают их звуковой аналог, запоминают.
С первого занятия вводится игровая сказочная ситуация: волшебный город букв «A magic town of letters». На лист ватмана по мере знакомства с алфавитом, прикрепляются буквы, заселяя свои домики. Каждая буква имеет свою одежду – звук, а некоторые имеют в своем гардеробе несколько одежд. Для лучшего запоминания мной придуманы небольшие сказочные истории, которые помогают детям усвоить звуки таких английских букв как: C, G, Q, A, I, E и т.д.
Например: Буква Е часто обижается, и когда её друзья-буквы ставят в слове на последнее место, обижается и молчит. Или такой пример: Буквы C и G имеют в своем гардеробе по две пары одежды. Самую нарядную одежду (звуковые аналоги названию этих букв в алфавите) они одевают только встречаясь с буквами E, I, Y. При встречи с остальными буквами они одевают платья – звуки [k] и [g]. Дети сами дали им прозвища – «буквы-врушки».
На первом уроке каждого блока учащиеся на компьютере выполняют свои первые задания, соединяя прописные буквы с заглавными. Задание такое обыгрывается: Отведи деток (прописные буквы) к своим мамам (заглавным буквам). Дети уже могут выделить объект и перенести его на другую часть листа. В первом классе в рамках группы продленного дня они посещали компьютерный класс. Следующие два урока посвящены закреплению нового материала.
Использование игровых ситуаций и ИКТ повышает мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, привлекает красочностью и новизной и создает комфортную среду обучения. Компьютерная обучающая программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» в отсутствии лингафонного кабинета помогает отработать произношение.
Следующий этап обучения – овладение техникой чтения, которая происходит с опорой на правила – инструкции, которые «излагает» постоянный персонаж учебника М.З. Биболетовой «Английский язык для маленьких» Mr Rule.
Также детям помогает овладеть чтением сказочный город букв. В городе есть четыре больших домика по числу типов слогов, куда буквы часто «наведываются». Форма и описание домиком помогает учащимся запомнить все четыре типа слогов и различать их при чтении. Первый домик без окон соответствует закрытому типу слога. Второй домик с верандой и множеством окон соответствует открытому типу слога. В третьем домике есть хозяйка – буква r. В четвертом домике две хозяйки – буквы r и e. Благодаря этой игровой ситуации дети легко усваивают чтение гласных букв в основных типах ударных слогов.
Часто учащиеся сами предлагают сказочные ситуации для запоминания чтения, например, дифтонгов. Два года назад ученицей была предложена такая сказочная ситуация для освоения чтения дифтонга ou: O и U часто ходят гулять в лес и постоянно теряют дорогу домой. Они зовут на помощь [au], что соответствует русскому АУ! Когда дети придумывают свои ассоциации для запоминания, это дает стопроцентный результат усвоения навыков чтения.
На этом этапе освоить принципы чтения также помогают задания с использованием компьютера: «Отведи слова домой» (учащийся должен ранжировать слова по типу слогов), «Убери лишнее слово» (или «Обнаружь диверсанта» учащиеся находят слово не соответствующее данному типу слога), «Собери кубики» (или «Построй домик», где учащиеся строят дом из кирпичей – слов, одинаковых по принципу чтения) и т.д.
Такая система построения уроков является одним из наиболее эффективных средств обучения чтению. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить новый материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. А активное использование на уроках компьютерных технологий способствуют повысить организационную и учебно-методическую работу учителя, интенсифицировать обучения, активно обучать – ученик сам добивается новых знаний, повысить мотивацию учащихся, осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, создать комфортную среду обучения.
Автор: Ирина Ивановна Ревчук, учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ СОШ села Лычково Демянского района Новгородской области, стаж работы – 15 лет.
О себе: Увлекаюсь программированием, люблю путешествовать.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.