Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Детство есть великая пора жизни,
когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.
Н.В. Шелгунов.
Одной из главных основ духовного единства российского государства был и остается патриотизм. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность укрепления и развития эффективной системы патриотического воспитания.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, я пытаюсь формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет даю детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.
Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма – это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Воспитывать патриотизм мне помогает урок, с которого я начинаю учебный год, называется он «Я – гражданин». Цель этого урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами – флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы.
Учащиеся класса – активные участники конкурса чтецов, посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Регулярно проводятся встречи с фронтовиками. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
Дети с большим желанием посещают исторические места города Нальчика, который в этом году получил почётное звание «Город воинской славы».
Они занимаются исследовательской работой по теме «Моя родословная», обрабатывают и систематизируют собранный материал. Родители и дети с огромным интересом готовятся к теме «Моя Родина – это моя большая семья» (рисунки, рассказы, семейные фотографии и героическое прошлое родного края).
Таким образом, патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Поэтому уже в начальной школе я создаю условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Я воспитываю детей не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но, главное, своим личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявление истинной любви к своему Отечеству».
Автор: Фарида Сафраиловна Эфендиева, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 32» города Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, стаж работы по специальности – 1 год.
О себе: Увлечения – национальные танцы. Победитель республиканского фестиваля «Родной язык – душа моя, мой мир» в номинации «Современный урок русского литературного чтения в начальных классах». Фото автора Фарида
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо за то, что вы обратили внимание на данную проблему -
«Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявление истинной любви к своему Отечеству».