Регистрация

Уважение в общении

  • 25 августа 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Когда метель кричит, как зверь,-
протяжно и сердито,
не запирайте вашу дверь,
пусть будет дверь открыта.

Б.Окуджава.

Сегодня, работая в школе, очень важно, на мой взгляд, обучать молодёжь искусству общения и понимания другого. Мне повезло: я учитель литературы и могу это делать на своих уроках при изучении произведений русской и зарубежной классики. Мне очень хочется, чтобы литература превратилась для моих ребят в человековедение, а книги стали их хорошими путеводителями в жизни. А для этого надо разбудить  их мысль, вызвать желание спорить,  необходимо создать атмосферу тепла, искренности, непринуждённости. Многим ученикам есть что сказать, есть желание поспорить; но страх, что их не поймут, что их мнение может не совпасть с мнением большинства, что, наконец, можно получить плохую оценку, заставляет их отмалчиваться. Вот здесь-то и чрезвычайно необходим разговор с детьми о терпимости, о способности мириться с другими точками зрения.

Много классных часов я посвятила этому, на них ребята учились спорить, познавать себя и создавать себя, формировать своё мировоззрение. Классные часы создают оптимальные для этого условия. Отсутствие отметок психологически влияет на учеников, и создаётся более доверительная обстановка. Дети внутренне раскованы. И они со временем начинают понимать, что каждый из них – уникальная личность, каждый может обладать собственным мнением; каждый должен уважать других людей, даже если не согласен с их точкой зрения.  

Ребята постепенно сами приходят к выводу, что «уважение – это такое отношение к человеку, когда мы ценим кого-то, несмотря на его недостатки; что человек, способный уважать других, имеет определённое достоинство, потому что у него есть что – то, что он может предложить другим, а человек, который не уважает окружающих, не может предложить ничего».

Проводили раз в четверть День Уважения. В этот день отмечали все поступки одноклассников, которые отражали их уважение к себе, другим людям и окружающему миру, старались найти как можно больше людей, которые уважительно себя вели во всех трёх отношениях. К концу дня собирались всем классом и обсуждали свой день.

К концу учебного года пришла к выводу, что в ходе совместной работы учащимся удалось нормализовать общий средний показатель толерантности. Этот опыт ничем не измеришь, можно только увидеть живой интерес и восторг в глазах детей. Я очень дорожу высказываниями моих бывших учеников о таких занятиях. Вот некоторые из них.

«За этот учебный год я научилась мыслить более глубоко, идти на уступки, любить людей всем сердцем, прощать себя и тех, кто меня обидел, ценить себя и окружающих. И почти  всё это благодаря нашим классным часам».

«Наши споры о терпении, уважении, дружбе помогли мне понять, что такое личность, что людей надо уметь прощать, надо уметь преодолевать собственный страх».

«Эти занятия объединили наш класс. Например, игра в «тайного друга». Когда дома готовишь подарок, то приходится задуматься об этом человеке, чем он занимается, чему бы обрадовался, т.е. хочешь сделать ему приятное, если даже он тебе не очень нравится. Надо всегда ставить себя на место другого».

Мне очень дорого высказывание о таких уроках бывшей моей ученицы Завёрткиной Ольги:

«Эти занятия в школе мне нравятся больше остальных. На других уроках ты сидишь возбуждённый, а на этом спокойный и тихий. На нём забываешь свои проблемы, что тебя дома буду ругать за плохую отметку. В них есть всё, что поможет стать людям добрее друг к другу, любить друг друга».

Она тогда училась в шестом классе, а сегодня Ольга Ивановна работает рядом со мной и сама уже учит детей любить литературу, учит их общению и пониманию.

…Декабрь 2006 года. В нашем городе объявлен конкурс «Мы разные – мы вместе» в рамках проекта Посольства Великобритании в России «Пути толерантности: опыт Великобритании и России». Многие мои ученики и я сама приняли участие в нём. Наши споры развили в них дух соревнования, стремление пробовать себя. И это остаётся с ними уже на всё жизнь, о чём говорит тот факт, что выпускница 2006 года, а ныне студентка УрГУ Шутёмова Светлана тоже захотела поделиться своими мыслями о толерантности, надеясь, что и её голос услышат многие. Все они стали Дипломантами этого конкурса и были приглашены в консульство Великобритании для получения наград.

Уже более двадцати лет я учу школьников, что это значит – уважать других, и почему это так важно. Отношения строю на доверии и дружбе, остаюсь терпимой и терпеливой: взгляды, вкусы, убеждения формируются не сразу. Такие уроки сближают нас, потому что в них кусочки сердца каждого из участников. По прошествии уже стольких лет, мы сохранили интерес друг к другу, тепло и уважение, мы встречаемся и вспоминаем, как мы учились толерантности.

Хотелось бы добавить, что организация работы с детьми в формате партнёрства – дело сложное, требующее не только терпения и понимания, но и дипломатии, трудолюбия. Но эффективность такого партнёрства превышает все ожидания. Это действительно благодарный труд.

Автор: Звягинцева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 163 г. Екатеринбурга, стаж работы – 25 лет.

О себе: Самое большое личное достижение – победа в Приоритетном Национальном Проекте «Образование» и получение президентского гранда в 2007 году. Свою задачу как учителя вижу в органическом соединении обучения и воспитания, в уважении личности ученика, в том, чтобы и после окончания школы мои выпускники помнили строчки Пушкина «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…» и воспринимали их  как состояние собственной души.

zvsveta

3.9 из 5 звезд
(голосов: 12, сумма баллов: 47)
  • 25 августа 2010
  • 3788
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


вера лыкова 31.08.2010 в 16:30

Это здорово. Я тоже попробую устроить День уважения. Опыт замечательный не только с точки зрения воспитания в школе, а просто это то, чего в нашей жизни становится всё меньше: другие приоритеты выстроились. Надо возвращать и взращивать чеховское отношение к человеку и к жизни. На самом деле, не с нана-технологий, не с модернизаций и интенсификаций начинается настоящая жизнь во всех сферах деятельности, а с уважения к человеку. Если оно есть, то комфорт, красота и здоровье появляются как следствие, потому что целью всякой деятельности становится человек. Спасибо Вам, Светлана Михайловна.

Ольга Николаевна 08.09.2010 в 18:37

Действтельно, воспитание уважения друг к другу, толерантности, умения дружить - наиболее значимые аспекты работы классного руководителя, учителя. Ведь эти качества личности и называются "простыми истинами". Приятно видеть своих бывших учеников состоявшимися людьми, отзывчивыми, ответственными, а особенно работающими рядом! )

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!