Регистрация

Организация учебного процесса с учётом гендерных особенностей учащихся

  • 30 июля 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Педагогическая наука накопила большой арсенал различных методов и приёмов  обучения, но, к сожалению, они часто используются без учета гендерных особенностей детей. Поэтому современным школьникам не удаётся в полной мере раскрыть свои способности. Дети уже с рождения  развиваются по-разному, а современная педагогическая и психологическая наука практически не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Учителя зачастую не имеют достаточного инструментария, с помощью которого могли бы помочь в развитии каждому ребёнку.

При неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям учащихся, дети с фиминным типом мышления  принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Дети с маскулинным типом мышления  в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему.

Учащимся в такой образовательной среде, не соответствующей их гендерным особенностям, реализовать себя очень трудно. Таким образом, в современном образовании возникает проблема: недостаточность использования методических приёмов в организации учебного процесса с учётом гендерных особенностей детей.

Прежде чем менять организацию учебного процесса, я провела в своём классе предварительную диагностику на выявление состояния маскулинных и фиминных качеств у обучающихся. В течение недели велось педагогическое наблюдение за учащимися, а также детям был предложен адаптированный опросник С.Бём.

Диагностика показала, что у 5 мальчиков и 6 девочек из класса  нормально происходит формирование гендерной идентичности. У 5 девочек из класса больше проявляются маскулинные качества. Они в  процессе общения с одноклассниками чувствуют себя уверенно, могут отстоять в споре свою точку зрения, не боясь напора других детей. В игре малоэмоциональны, на уроках  лучше запоминают схемы, чем словесное описание материала. У 6 мальчиков из класса больше проявляются фимининные качества. Им присуще эмоциональность в общении с одноклассниками, неумение отстоять свою точку зрения. Чаще всего ведутся за мнением сверстников. Этим детям легко удаётся пересказать текст без предварительного составления плана. И у 2 человек в равной степени присутствуют маскулинные и фимининные качества.

 Дети маскулинного и фиминного типа мышления по-разному проявляют себя в учебной деятельности.

Дети маскулинного и фиминного типа мышления по-разному проявляют себя в учебной деятельности.

В своей педагогической практике я использую методы и приёмы, основанные на гендерных особенностях учащихся, которые помогают детям раскрыть свои способности, усвоить материал на должном уровне, стараюсь подобрать такие задания, выполнив которые, ребёнок чувствовал бы себя успешным. 

Дети с фиминным типом мышления

Детей с фиминным типом мышления «привлекает сам процесс усвоения знаний, они  более эмоциональны, достаточно быстро усваивают информацию, когда им известен алгоритм, обращают внимание на частные характеристики объекта восприятия, это могут быть детали предмета, детали пространственных отношений, у таких детей хорошо развиты речевые умения».

Учитывая эти гендерные особенности учащихся, при организации учебного процесса стараюсь ориентироваться на познавательные мотивы детей. Ученики с фиминным типом мышления с удовольствием выполняют задания по завершению предложений и рассказов; сортировку, группировку и классификацию,  конструирование (сконструируйте классный кабинет, свою комнату, улицу и т.д.); изобретение, творческие задания (придумайте способ взвешивания слона, подсчета волос на голове); решение логических задач; анализу  понятий.

Дети с маскулинным типом мышления

У детей с маскулинным типом мышления «высокая потребность в признании коллектива, как правило, они сообразительны, изобретательны. Такие ученики  ориентируются  на обобщение. Им требуется обучение, основанное, в первую очередь, на целостном подходе, они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл из деталей. Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, хорошо ориентируются в пространстве».

Учитывая гендерные особенности этих детей, в учебном процессе ориентируюсь  на социальную значимость того или иного вида деятельности, стараюсь использовать на уроках схемы и диаграммы, давать задание по поиску дополнительной информации о грамматическом правиле (трудные случаи употребления, исключения, нахождение различий),  разгадывание  кроссвордов.

Также подойдут приём визуализации (закройте глаза и представьте себя в космическом полете, на дне океана, в эпоху динозавров и т.п), инсценировки, иллюстрации, изучение математики на примерах истории; придумывание задач на основе жизненных ситуаций, приобретение экспериментального опыта в совместном поиске решения учебной проблемы.

Организация учебного процесса с учётом гендерных особенностей позволила учащимся в в моем классе быть более успешными на уроках, так как дети выполняют свойственную их типу мышления деятельность.  

Автор: Трошкова Евгения Александровна, учитель начальных классов 2 квалификационной категории МОУ СОШ № 32 города Екатеринбурга,  педагогический стаж 7 лет.

ямама

Фото автора

3.3 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 30)
  • 30 июля 2010
  • 7204
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Татьяна Васильевна 01.08.2010 в 16:13

Заинтересовала статья. Мне - маме мальчика 8 лет интересно было узнать, что у детей можно определить гендерные особенности. Основываясь на приведённых характеристиках, я предполагаю, что у моего сынули фиминный тип мышления.Теперь при выполнении домашних заданий будем в основном опираться соответствующие приемы, и надеюсь, что процесс выполнения ненавистных уроков будет приносить больше радости и ученику, и его мамуле :) .

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!