Введение
В современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Что такое воспитание? В своей работе я руководствуюсь следующим определением: Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Что бы процесс воспитания проходил успешно, надо стать помощником ребенку в его жизненном самоопределении. И только совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащегося позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии детей, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
В составе детского коллектива 27 учащихся: 11 мальчиков, 16 девочек. Коллектив сформировался 1 сентября 2005 года. На начало обучения в 1 класс пришли 26 учеников, из них 15 девочек и 11 мальчиков. Все учащиеся были зачислены на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. 8 учеников во время тестирования и собеседования показали высокий уровень подготовленности к обучению в школе, 14 – средний и четыре ученика – низкий уровень подготовки. У большинства учащихся выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и моторики правой руки. При медицинском осмотре семнадцать детей были признаны практически здоровыми и определены в первую группу, остальные учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко второй группе. У них обнаружены заболевания: сердечно-сосудистой системы, сколиоз, органов дыхательных путей, нарушение зрения.
Не все дети посещали детский сад. Здесь я столкнулась со следующими трудностями. Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая это группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя-тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.
Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала!», «Ты, мама, ничего не понимаешь». Здесь важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Серьезной проблемой стало имущественное расслоение семей. Класс как бы поделился на детей из семей, имеющих большие материальные возможности, и из семей, менее обеспеченных. Дети поставлены перед выбором истинно культурных ценностей.
По желанию родителей учащиеся были определены в класс по развивающей программе на основе принципов системы Л.В. Занкова. В классе обучаются дети из четырех близлежащих населенных пунктов, 80% учащихся из поселка Агалатово.
До поступления в 1 класс 10 учащихся занимались в музыкальной школе, после прослушивания учащихся музыкальным руководителем дополнительного образования 90% учащихся было записано в школьную хоровую студию «Созвучие», а со второго класса этот состав учащихся стал заниматься в музыкальном театре.
Большинство детей отличаются высоким уровнем работоспособности и познавательной мотивации. На протяжении четырех лет обучения отличный уровень в учебе показывают 3 ученика. Хорошистами в нашем классе являются Жора Б, Лера Г, Максим З, Кристина К, Карина К, Рафаэль К, Полина С, Егор С, Настя С, Вика Т, Настя Т, Юля Ф, Лиза Ф, Миша Ч, Саша Ш, Антон Я, Аня Я, Лия Х.
Те ребята, у которых есть удовлетворительные отметки, стремятся изменить ситуацию к лучшему. Необходимо отметить ответственное отношение детей к выполнению домашний заданий, различных поручений, дежурству по классу. С 1 класса ведется работа над формированием классного сообщества. Одна из активно используемых форм работы – собрание классного коллектива. В 1 классе были выработаны и приняты основные правила жизнедеятельности в классе (см. приложение 1).
Системообразующим видом деятельности является классное самоуправление. Главное – помочь детям организовать его и научить в нем работать. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. В 2 классе родители предложили ребятам распределить поручения в классе. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу совет класса. В каждом секторе есть куратор (из числа родителей). Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности (см. приложение 2).
Большинство родителей постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. Из 26 семей учащихся класса шесть неполных, в них воспитанием занимается одна мать. Трое учащихся из многодетных семей. Детям созданы условия для учебного труда и отдыха. Социально неблагополучных детей и семей не выявлено. Анализируя психолого-педагогические характеристики учащихся и социальный запрос родителей, а также, принимая во внимание ресурсное обеспечение школы: материально-техническую базу, два бассейна, зал хореографии, музыкальный зал, актовый зал, 2 спортивных зала, инвентарь и оборудование, развитие системы дополнительного образования (15 кружков и секций), я поставила перед собой цель: Создать условия, где могут проявиться различные качества личности ребенка.
Для достижения этой цели, с моей точки зрения, необходимо для моего класса решить следующие задачи:
Свидетельством того, что происходит процесс становления и развития классного коллектива, является появление и поддержание классных традиций: день именинника, ежемесячные совместные выезды детей, родителей и учителей, совместные новогодние классные огоньки, ведение фотолетописи класса.
Анализ социометрических исследований показал, что каждый ученик класса принят, т.е. в классе нет ребят, которые входили бы в группу, так называемых «изолированных» Большинство ребят класса получает 3-4 выбора от своих товарищей. Есть в классе и группа явных лидеров. Это те ребята, которые получают наибольшее количество выборов (Даша Т., Вика Т., Алена Б., Рафаэль К., Вероника М., Юля Ф., Миша Ч.). Эти ребята являются и лидерами в учебе. С помощью анкеты «Мой класс» была исследована удовлетворенность учащихся сложившихся отношениями в классе. 84% учащихся удовлетворенны отношениями в классе. Ребятам также был предложен вопрос о том, с удовольствием ли они ходят в школу. Большинство из них ответило положительно.
Цель, задачи и принципы развития воспитательной системы класса
Цель: создать условия для становления опыта самопознания, самовыражения и достижения ребенком своего успеха. Механизмом достижения данной цели является сопровождение коллектива класса и всех участников воспитательного процесса.
Задачи:
Принципы:
Прогнозируемый результат
Человек, овладевший культурой проектной деятельности - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», обладает качествами, в том числе:
Автор: Филатова Марина Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, стаж работы 30 лет, МОБУ «Агалатовская СОШ», Ленинградская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень грамотно и увлекательно. Выстроена серьёзная модель жизнедеятельности класса на перспективу. Также актуальна проектная деятельность. Все тезисы обоснованны и отражают реалии сегодняшнего дня. Спасибо, взяла на заметку.
Марина Петровна, модель воспитательной системы класса создана и выстроена с педагогической точки зрения правильно и грамотно. Проделана огромная работа. Да создав такую модель можно работать все 4 года, дополняя ее. Спасибо за вашу работу.