Школа – это территория творчества, проявления и раскрытия себя каждым ребенком, здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю и эмоции, раскрывается как личность. В связи с тем, что приоритетным направлением Федерального государственного стандарта является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Представленный конспект занятия будет полезен педагогам и психологам, работающим в области воспитания и развития личности ребенка.
Тема учебного занятия: «Сказка о радуге».
Тип занятия: практикум для группы обучающихся 4 класса.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цели урока:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Формировать УУД:
Личностные результаты:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролики в формате MP4, шляпы шести цветов, карточки с текстом по количеству участников.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся: знать символическое значение цветов радуги, радуга в истории и мифологии; уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый материал.
Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, активные методы обучения, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающее обучение.
Предположительно по итогам урока дети будут:
знать
уметь
1. Мотивация к учебной деятельности
– Ребята, я рада видеть вас сегодня на занятии. Посмотрите на карточки, которые лежат на ваших столах. Я бы хотела, чтобы каждый из вас обозначил свое настроение одним из этих цветов. (Делается вывод о том, какое настроение преобладает в группе.) Как вы считаете, что обозначают эти цвета? Что вы представляете, глядя на эти цвета в целом? Я прошу вас записать на выбранных карточках два пожелания: одно – для себя на сегодняшнее занятие, другое – для ваших товарищей. Итак, мы готовы отправиться в сказочное путешествие.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
Стадия «Вызов»
– Сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на экран. О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
Действительно, мы узнаем новую сказку – сказку о радуге.
Обучающимся зачитывается сказка:
Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи разойдутся вновь, и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. Радуга, в свою очередь, так же радовалась людям. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах... Все были рады Радуге...
Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.
– Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.
– Укради у нее, – проскрипела древняя Фея Подземелья, – только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.
Обрадовался злой волшебник Черных Гор.
– Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.
– Не торопись, – глухо проворчала Фея, – вырвать цвет не так-то просто.
На этом этапе применяется технология «Шесть шляп». Ученикам предлагается выбрать шляпу и с позиции этой шляпы предположить, что же случилось дальше.
После обсуждения продолжается зачин сюжета.
Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.
– Ой, я, кажется, умираю... – только успела сказать Радуга, и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.
А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.
Снова происходит остановка чтения, с последующим обсуждением текста.
– Это что такое? – крикнул он. – Откуда здесь взялась эта преграда?
А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:
– Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!
Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.
– Прощайте, – шептала она своим друзьям, – прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.
– Стой! Стой! – раздался вдруг радостный крик.
– Стой, Радуга, не умирай! Я здесь, твой Синий лучик вернулся! – С этими словами он прыгнул на свое место посреди цветных братьев, между голубым и фиолетовым цветами.
Случилось чудо: Радуга ожила.
– Смотрите-ка! – воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. – Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.
– Смотрите-ка! – говорили взрослые. – Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру...
Далее предлагаются вопросы для обсуждения.
3. Выявление места и причины затруднения.
– Ребята, скажите в реальном мире мы с вами встречаемся с радугой? Что же такое радуга, по вашему мнению? (На листе с изображением радуги фиксируются ответы обучающихся.)
– Сейчас я прошу вас обратить внимание на экран. (Презентация видеофрагмента, сообщающего о радуге как об атмосферном явлении.)
– Что нового вы узнали о радуге?
– Сейчас я прошу вас распределиться по цветам карточек, которые вы выбрали в начале занятия.
– Вам предстоит работать с текстами, разными по содержанию, найти в каждом основную мысль и за тем озвучить для всех участников нашего занятия. (Работа с текстом в подгруппах).
– Как вы думаете, что случилось бы, если радуга вдруг исчезла? Из-за чего это могло произойти?
5. Стадия открытия новых знаний.
– Сейчас я предлагаю вам, работая в группе, придумать собственную сказку о радуге, используя все те знания, которые вы сегодня получили.
6. Стадия «Осмысление содержания».
Психолог предлагает выполнить групповой рисунок радуги и записать на лучах те качества, которые позволяют людям находить гармонию в общении и оставаться такими же неразлучными как цвета радуги.
7. Стадия рефлексии учебной деятельности.
– Оцените свою работу на занятии при помощи цветов радуги, объясняя свой выбор.
– Какой момент занятия вам больше всего запомнился?
– Оцените полученные вами знания на конец урока (капельки). Пусть капля новых знаний вольется в наше море: Большая – если много узнал на уроке; Средняя – узнал, но не все; Маленькая – почти ничего не узнал.
*На занятии использовался текст «Сказка о радуге» Г. Верина.
Автор: Мальцева Анна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 92 города Новосибирска.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.