Регистрация

Практикум для обучающихся 4 класса «Сказка о радуге»

  • 12 марта 2022

Школа – это территория творчества, проявления и раскрытия себя каждым ребенком, здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю и эмоции, раскрывается как личность. В связи с тем, что приоритетным направлением Федерального государственного стандарта является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Представленный конспект занятия будет полезен педагогам и психологам, работающим в области воспитания и развития личности ребенка.

Тема учебного занятия: «Сказка о радуге».

Тип занятия: практикум для группы обучающихся 4 класса.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цели урока:

Задачи:

Образовательные:

  • тренировать умение анализировать сказочное произведение, делать вывод о морали сказки;
  • обучать адекватным способам реагирования в проблемной ситуации.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление и воображение;
  • стимулировать развитие познавательного интереса и сенсорно-перцептивной сферы.

Воспитательные:

  • закреплять у детей интерес к слушанию сказок и дальнейшему их воспроизведению;
  • поощрять проявление добрых чувств и качеств личности;
  • обеспечивать условия для обогащения положительного эмоционального опыта.

Формировать УУД:

Личностные результаты:

  1. Развивать умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  1. Развивать умение извлекать информацию из текста.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в  группах.

Регулятивные УУД:

  1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролики в формате MP4, шляпы шести цветов, карточки с текстом по количеству участников.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся: знать символическое значение цветов радуги, радуга в истории и мифологии; уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый материал.

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо,  активные методы обучения, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающее обучение.

Предположительно по итогам урока дети будут:

знать

  • возможные способы реагирования в проблемной ситуации;
  • правила построения диалога и совместной работы.

уметь

  • анализировать сказочное произведение;
  • проявлять добрые чувства по отношению к героям сказочного произведения и друг к другу;
  • включаться в диалог для достижения общей цели.

Ход занятия

1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, я рада видеть вас сегодня на занятии. Посмотрите на карточки, которые лежат на ваших столах. Я бы хотела, чтобы каждый из вас обозначил свое настроение одним из этих цветов. (Делается вывод о том, какое настроение преобладает в группе.) Как вы считаете, что обозначают эти цвета? Что вы представляете, глядя на эти цвета в целом? Я прошу вас записать на выбранных карточках два пожелания: одно – для себя на сегодняшнее занятие, другое – для ваших товарищей. Итак, мы готовы отправиться в сказочное путешествие.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Стадия «Вызов»

– Сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на экран. О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?  

Действительно, мы узнаем новую сказку – сказку о радуге.

Обучающимся зачитывается сказка:

Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи разойдутся вновь, и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. Радуга, в свою очередь, так же радовалась людям. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах... Все были рады Радуге...

Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.

– Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.

– Укради у нее, – проскрипела древняя Фея Подземелья, – только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.

Обрадовался злой волшебник Черных Гор.

– Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.

– Не торопись, – глухо проворчала Фея, – вырвать цвет не так-то просто.

На этом этапе применяется технология «Шесть шляп». Ученикам предлагается выбрать шляпу и с позиции этой шляпы предположить, что же случилось дальше.

После обсуждения продолжается зачин сюжета.

Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.

– Ой, я, кажется, умираю... – только успела сказать Радуга, и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.

А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.

Снова происходит остановка чтения, с последующим  обсуждением текста.

– Это что такое? – крикнул он. – Откуда здесь взялась эта преграда?

А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:

– Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!

Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.

– Прощайте, – шептала она своим друзьям, – прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.

– Стой! Стой! – раздался вдруг радостный крик.

– Стой, Радуга, не умирай! Я здесь, твой Синий лучик вернулся! – С этими словами он прыгнул на свое место посреди цветных братьев, между голубым и фиолетовым цветами.

Случилось чудо: Радуга ожила.

– Смотрите-ка! – воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. – Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.

– Смотрите-ка! – говорили взрослые. – Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру...

Далее предлагаются вопросы для обсуждения.

  • Какой была Радуга-дуга из сказки?
  • Какой из цветов Радуги вам больше всего нравится и почему?
  • Как вы думаете, почему Злой волшебник вырвал из Радуги Синий лучик?

3. Выявление места и причины затруднения.

– Ребята, скажите в реальном мире мы с вами встречаемся с радугой? Что же такое радуга, по вашему мнению? (На листе с изображением радуги фиксируются ответы обучающихся.)

– Сейчас я прошу вас обратить внимание на экран. (Презентация видеофрагмента, сообщающего о радуге как об атмосферном явлении.)

– Что нового вы узнали о радуге?

4. Стадия поиска выхода из затруднения.

– Сейчас я прошу вас распределиться по цветам карточек, которые вы выбрали в начале занятия.

–  Вам предстоит работать с текстами, разными по содержанию, найти в каждом  основную мысль и за тем озвучить для всех участников нашего занятия. (Работа с текстом в подгруппах).

– Как вы думаете, что случилось бы, если радуга вдруг исчезла? Из-за чего это могло произойти?

5. Стадия открытия новых знаний.

– Сейчас я предлагаю вам, работая в группе, придумать собственную сказку о радуге, используя все те знания, которые вы сегодня получили.

6. Стадия «Осмысление содержания».

Психолог предлагает выполнить групповой рисунок радуги и записать на лучах те качества, которые позволяют людям находить гармонию в общении и оставаться такими же неразлучными как цвета радуги.

7. Стадия рефлексии учебной деятельности.

– Оцените свою работу на занятии при помощи цветов радуги, объясняя свой выбор.

– Какой момент занятия вам больше всего запомнился?

– Оцените полученные вами знания на конец урока (капельки). Пусть капля новых знаний вольется в наше море: Большая – если много узнал на уроке; Средняя – узнал, но не все; Маленькая – почти ничего не узнал.

*На занятии использовался текст «Сказка о радуге» Г. Верина.

Автор: Мальцева Анна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 92 города Новосибирска.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!