Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.
«Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…». Очень часто я слышу такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефексивные и прочие формы и методы обучения. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и бучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А.Г.Автухов, П.П.Блонский, Б.В.Всесвятский, Ш.И.Ганелин, В.Ф.Натали, Б.Е.Райков, И.Ф.Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено.
Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Так, например, при выполнении проектов по иностранному языку школьнику может помочь онлайн-справочник английской грамматики: http://langformula.ru/english-grammar/. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Исследовательские
Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.
Творческие
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако, прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты и др.
Ролево-игровые
В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут «вырисовываться» ближе к концу работы.
Практико-ориентированные
Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д.
Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике.
Монопроекты
Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам. Они требуют чёткой структуризации, лучше с поурочным планированием, с чётким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации.
Межпредметные проекты
Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов , так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования и т.д. такие проекты требуют чёткой координации работы всех учителей- предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.
С открытой координацией
В таких проектах педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.
Со скрытой координацией
Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчёты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика и помощника.
Внутренние или региональные
В пределах классов одной школы, школ округа, города.
Международные
Возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися различных стран и континентов представляют учителю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.
Специфика телекоммуникационных проектов заключается в том, что они всегда межпредметны. Решение любой проблемы по теме проекта всегда требует привлечения интегрированного знания. Работа в международных проектах требует хороших знаний не только в области исследования конкретной проблемы, но определённой осведомлённости в области национальной культуры партнёра по проекту.
Участие в телекоммуникационном проекте помогает ученику включиться в различные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, помогает высказать своё отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, быть может по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнёра по проекту.
На мой взгляд, каждый из этих проектов может быть использован в любой школе, в любом классе, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
Использование метода проектов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике – или развивается, или угасает.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. В дальнейшем не исключено и то, что дети могут сами предлагать темы проектов. Порой их так захватывает творческая работа над той или иной темой, что дети начинают самостоятельно ветвить проект, таким образом, появляются минипроекты. Так, например, работая в 3 классе над проектом «В мире животных», некоторые учащиеся самостоятельно стали искать информацию и, кроме коллективного проекта, получились ещё и индивидуальные.
Определяя время работы над проектом, я учитываю его тему и то, как я решила работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трёх недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. Несмотря на политику «невмешательства» в выполнение проектов, я постоянно стараюсь интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что оно не знают, но хотят узнать.
Таким образом, мы постоянно в классе обсуждаем работу над проектом. Учащиеся постоянно общаются друг с другом, учатся слушать и слышать товарищей, сравнивают, анализируют, сопоставляют. В процессе такого общения происходит социализация и индивидуализация личности, реализуются компоненты культурологического подхода: диалог и сотрудничество участников в достижении целей.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности?
Автор: Хохлова Марина Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ №8, г.Егорьевск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.