Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
На всех ступенях обучения должно осуществляться приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа. Особое место в народном творчестве занимает народный костюм. Он создавался веками, в нем все продумывалось до мелочей, все несет определенное практическое и художественное значение.
Изучение чувашского национального костюма на уроках изобразительного искусства позволяет воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материального мира, способствует формированию эстетического отношения к действительности. Поэтому я провела ряд уроков в 1 «А» классе ЧДШИ № 4 города Чебоксары по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом. Главная задача заключалась в изучении значения национального костюма в развитии эстетического воспитания младшего школьника.
На первых уроках ученики познакомились с эстетическими группами чувашского народа (верховные, низовые и промежуточные), узнали, что эти группы отличаются не только особенностью языка, но и достаточно резко отличаются и по одежде. На уроках я использовала карту Чувашии, старинные вышитые предметы чувашского костюма, а также заранее приготовила наглядные пособия с изображением костюмов трех этических групп.
На втором уроке мы изучили чувашский орнамент. Я старалась подбирать те произведения, орнамент которых доступен и понятен для детского восприятия (скатерть, салфетки, полотенца, пояса). При изучении чувашского орнамента необходимо раскрывать и смысловое значение орнамента, чтобы дети лучше запомнили эти значения, я предложила им нарисовать «картинку мира» чувашскими узорами. Сначала мы изобразили землю, потом воду и траву, небосводы и человека, над которым нарисовали солнце в виде узора «кеске». Детям очень понравилось это занятие, рисунки получились очень яркие и несли смысловое значение.
На следующих уроках перешли к изучению женского чувашского национального костюма, учитывая этнические группы, принадлежность к группам чувашей. Для изображения головных уборов тухьи и хушпу я предложила ученикам тампончик из поролона и рассказала им легенду о шапочке под названием тухья.
Для закрепления изученного материала дети изготовили три бумажных куклы-чувашки, костюмы которых украшали орнаментом, учитывая отличия каждой этнической группы чувашей.
Ребята с легкостью справились с заданием, было видно, что им нравится изучать чувашское народное творчество, особенно если учитель на каждом уроке использует не только различные методы обучения, но и наглядно показывает старинные предметы быта чувашей.
В целом уроки прошли весело и необычно. Судя по восторженным лицам детей и их успехам на уроках, я пришла к выводу, что изучение чувашского искусства благотворно влияет на развитие гармоничной личности, так как народное искусство творит свой мир красоты, живет по своим законам добра и справедливости!
Автор: Александрова Александра Александровна, преподаватель эстетического отделения детской школы искусств № 4, г. Чебоксары. 11 разряд, стаж работы 4 года.
О себе: преподаю ИЗО детям от 3,5 до 9 лет. Увлекаюсь декоративно-прикладным творчеством, в интернет-конкурсе участвую впервые.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая администрация! Очень понравилась статья. Подскажите, как я могу это сделать.
Уважаемый Andrey88, если вы хотите проголосовать за понравившуюся статью, вы должны зарегистрироваться на нашем сайте, а затем пройти авторизацию.