Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Изучая подходы М.Р.Львова к проблеме развития у школьников творческого мышления, мы приходим к выводу, что одним из главных пунктов в этой системе является развитие речевых умений. Неумение выражать свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут затормозить процесс творчества младших школьников, поэтому одна из целей моей педагогической деятельности – развивать у детей фантазию, языковое чутьё, умение сочинять рассказы, сказки, писать письма.
Следуя позиции С.Л. Рябцевой, считаю, что в работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому от взрослого требуется доброжелательность и терпимость, умение принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты, которые кажутся абсурдными.
Творческое мышление побуждает потребность в познании, в самовыражении. Особенно ярко это проявляется в детских сочинениях. Чтобы сочинения не пугали ребят, этот вид работы должен им нравиться. Сделать это просто: надо давать детям темы, которые будут им интересны. Дети живут в мире сказок и фантазий, поэтому им интересно писать такие сочинения, как «Жизнь на моей звезде», «Почему я лучше всех», «Опишите пустоту», «Как появились полезные ископаемые» и другие. Необходимо избегать таких тем, которые могут спровоцировать детей на неискренние, лживые, показушные ответы. Начиная со второго класса, я работаю над сочинениями, проходя следующие этапы.
На этом этапе использую приём «работа с соавтором». Диалог – это стиль мышления, стиль отношений. В диалоге ученики учатся отстаивать своё мнение, учатся культуре спора, учатся мыслить. Сначала дети беспомощны, они молчат, теряются. Главная трудность – снять страх перед незнакомой работой, устранить зажим, который парализует всякое творчество. Поэтому рассаживаю детей по желанию: очень важно, чтобы рядом сидел и творил приятный тебе человек.
Дети проучились в школе ещё очень мало, и из 71 орфограммы русского языка изучили лишь 10-12. Это обстоятельство нисколько не должно тормозить творческий процесс. У ребёнка есть мысли и чувства, у него богатая фантазия, в голове у него возникает художественный уникальный замысел, активизируется воля, появляется потребность в самовыражении. Ученик начинает выражать мысль словами, которые точно подходят к его состоянию, и не надо учить его, заменять слова с неизученными правилами на другие, лёгкие. Ребёнок должен знать, что он в любой момент может задать вопрос учителю, соседу.
Ученики пишут, думая только о содержании.
Когда всё, что придумал автор «выплеснуто» на бумагу, т.е. доминанта «хочу выразить себя» сработала, «включается» другая доминанта – «хочу, чтобы меня поняли». А для осуществления этого намерения необходимо, чтобы текст был оформлен грамотно и аккуратно. И автор становится редактором собственного сочинения. Можно обратиться за помощью к другу-соседу.
Дети задают вопросы учителю и друг другу. Обязательно на этом этапе ввожу работу со словарями и справочниками.
По моему мнению, такая поэтапная работа на основе чередования доминант позволяет написать сочинение наиболее оптимальным образом Сначала – «хочу высказаться», потом – «хочу, чтобы меня поняли». При такой организации сочинения исключается надрыв, когда надо думать обо всём сразу.
Мотив «высказаться» доминирует не только в сочинениях, но и в письмах, т.к. дети знают, что их обязательно прочитает и ответит на них получатель. Ученики моего класса пишут много писем (в классе есть свой почтовый ящик) и мне, и родственникам, и заболевшему товарищу. Приходится писать и деловые письма : в столовую директору, начальнику ГАИ. Мотивов для писем находится предостаточно, поэтому желание писать не пропадает никогда.
Итогом всей творческой работы в классе стал выпуск стенной газеты «Классная компания». Были избраны главный редактор, художники, юмористы, детективы, затейники игр и олимпиад, начальник отдела путешествий, фотограф. Речевому творчеству в шести выпусках газеты не было границ. Деловые статьи, очерки, юмористические странички, стихи собственного сочинения, конкурсы авторских загадок, словари-шутки, комиксы и другие виды литературного творчества давали возможность детям общаться друг с другом, вводили их в общественную жизнь.
Выпуская газету, ученики сделали интересный вывод: для творчества нужны не только фантазия, выдумка, воображение. Творчество возникает только на основе богатых знаний, прочных умений. Для любого вида творчества нужна высокая культура.
Редакционный совет просматривает присланные статьи.
Макет газеты сначала создаётся на компьютере.
Автор: Жукова Нина Валентиновна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «Средняя школа № 16» города Балаково Саратовской области, стаж работы 30 лет.
О себе: Последнее увлечение – компьютер. Очень нравится делиться опытом с педагогами страны, создавать презентации, тесты, клипы, фильмы для того, чтобы моим ученикам было интереснее и легче учиться.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Это счастье, если на пути ребенка встретится такой педагог, который научит его не только мечтать и фантазировать, но и выразить свои мысли письменно (на бумаге или на компьютере)!