Международные и Всероссийские конкурсы
Лауреат Всероссийского конкурса методических разработок «Внеурочная деятельность в начальной школе»
Цель классного часа: усвоить знания о Святом князе Александре Невском и его роли в истории России.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России.
Развивающая: развивать воображение, кругозор младших школьников; развивать умение работать в группе.
Воспитательная: пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность; воспитывать чувство уважения нашим предкам.
Организационный момент.
Педагог: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Сегодня к нам пришли гости. Посмотри на них, улыбнитесь. Этот классный час мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и много новых интересных впечатлений! Присаживайтесь.
Введение. Постановка целей, формирование темы занятия.
Педагог: Послушайте стих и подумайте, о чем мы будем говорить.
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку-
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?
Педагог: Мы будем говорить о защитниках Отечества, а для этого нам надо отправиться в путешествие. Да не простое, а фантастическое, на много веков назад. А времена те были, ох, какие неспокойные. Нам нужно узнать в какой век мы попадём и с кем познакомимся.
Прочитайте эпиграф к классному часу. Как вы понимаете смысл данных слов? (Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Любому захватчику мы дадим достойный отпор.)
Знаете ли вы кому принадлежат данные слова?
Послушайте стихотворение и подумайте, о ком и о чём пойдет речь на классном часе?
Он молодым был и пригожим,
Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: «Богом рожен»,
Великим, мудрым князем был!
Он полководцем стал искусным,
В толк брал военные дела.
Ему дано было родиться,
И Русь православную поднять.
Педагог: Какие версии у вас возникли, кто это? Видели ли вы эту икону, где? Да, ребята, это святой Александр Невский. Его причислили к лику святых.
Постановка цели и задач.
Педагог: Назовите тему классного часа. Какую задачу поставим?
Как вы думаете, на чем путешествуют во времени герои фильмов. Правильно, на машине времени. Вот посмотрите какая она. Ну, кто отправится с нами покорять временные пространства? Поднимите руки.
Какие качества пригодятся нам в дороге?
Давайте вспомним как надо вести себя в гостях.
Приготовились! Сели поудобнее, взяли друг друга за руки. Держим своих товарищей крепко, чтобы во время полета никто не потерялся. Стоп. Приехали. Давайте посмотрим, куда мы попали? Кто это на белом коне?
Учащиеся представляют проект об А. Невском.
Педагог: А что значит быть великодушным? В словаре обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других.
Молодцы! Продолжим наше путешествие. Сели поудобнее, взяли друг друга за руки. Поехали! Ой! Куда это мы попали? Ребята, а что здесь происходит? О каких событиях рассказывает эта картина?
На столах у вас лежит текст. Прочитайте в паре. Что ново для вас, карандашом выделяем.
– В трудную минуту мы обращаемся за помощью к Богу, к Пресвятой Богородице. А.Невский был горячо верующий человек и хотел видеть Русь православной, это помогло одержать победу и защитить русскую землю и русский народ.
– Отправляемся дальше. Мы оказались на станции «Ледовое побоище». Нам предстоит узнать об этом историческом сражении.
Просмотр анимации «Ледовое побоище».
– Ребята, отправляемся дальше. Сели поудобнее, взяли друг друга за руки. Поехали! Мы оказались на станции Золотая Орда. Нелегко жилось на Руси и под гнетом Золотой Орды. Приходилось платить большую дань хану. Может кто-нибудь из вас знает, как Александр спас Русь от Орды?
– Ребята, нам надо проявить свою смекалку и находчивость и пройти испытания. И мы узнаем как он победил Золотую Орду. Я предлагаю разделиться на группы.
Групповая работа
Учитель: Вспомним правила работы в группе.
Ученики: Работать дружно. Работать по плану. Слушать всех. Прийти к единому решению. Все члены группы отвечают за результат. Выбрать выступающего.
1 группа: «Собери крылатую фразу»
Учитель: В конвертах лежат фразы и пословицы, разрезанные на 2 части. Составьте данные фразы и пословицы, объясните их значение.
1. Нас немного – но не в силах бог, а в его правде.
2. Кто Родине верен, тот в бою примерен.
3. Бой красен мужеством, а товарищ дружеством.
4. Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища.
5. Русскую заповедь знай, в бою не зевай.
2 группа: «Синквейн»
Учитель: 2 группа составляет синквейн на тему «Александр Невский».
3 группа: «Составь портрет»
Учитель: В конверте даны слова, характеризующие человека. Вы должны выбрать те качества Александра Ярославовича, которые характеризуют его как человека, политического деятеля и военачальника.
Ученики выполняют задания в группах. Выступление представителей групп.
– Какое слово получилось? Хан пригласил Александра к себе. На этот зов можно было ответить гордым отказом. Посмотрите на слайд, Александр стоит на коленях перед ханом. Почему? Разве может князь, полководец встать на колени.
Ему удалось примириться с ханом, договориться о размерах новой дани, выхлопотать освобождение от повинности выставлять для татар военные отряды, куда не просто было набрать людей.
– Ребята в любом споре, непонимании всегда можно договориться мирно и не причинить боль другому. Все очень хорошо поработали. И за наши успехи и нашу работу каждая группа получает по ордену Александра Невского.
– В 1725 году императрица Екатерина 1 учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который был одной из высших наград до 1917 года. А позднее, во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского. Этим орденом награждались офицеры Красной армии за проявленную отвагу,за мужество, проявленное в защите Родины. Этот орден просуществовал до 1991 года. Но 7 сентября 2010 года указом президента России В.В.Путиным орден Александра Невского стал общегражданской наградой «За заслуги перед Отечеством»
Работа по картине.
– Посмотрите на картину А. Корина триптих «Александр Невский». Это триптих, состоящий из трех картин. В центре триптиха – портрет Александра Невского. Левая часть триптиха называется «Северная баллада», правая часть – «Старинный сказ».
– В левой части изображены две фигуры – женщина и воин-богатырь, которые стоят на защите своей земли. В правой части тоже люди.Жест вытянутой вперед руки мужчины как бы останавливает врага. Женская фигура со сложенными на груди руками, воин в латах, деревья слева от фигур и за ними, и даже пес, как бы говорят: «Враг не пройдет». Правая часть триптиха – образы сказителей, они в своих рассказах сохранят истории из прошлого русской земли и донесут их до нас.
– Что объединяет все части триптиха? (В случае нападения на нашу землю все жители готовы дать отпор захватчикам, они любят свою родную землю, верят в Бога).
– Потрудился Александр для Русской земли. Всю жизнь он горячо любил свою родину, защищал её от врагов. Когда он умер в 1263 году, Митрополит Кирилл с горечью произнес: «Зашло солнце земли Русской». Позже его причислили к лику святых. Почему? (Он защитник Родины. Он вёл праведную жизнь. В нём лучшие черты русского человека. Он служит примером для нас.)
– Благодарные потомки увековечили память Александра Невского в различных уголках нашей страны. Сейчас мы с вами по ним отправимся. Сели поудобнее. Вернемся в настоящее на машине времени и посетим эти уголки. (Учитель на слайдах показывает памятные места и рассказывает о них).
Итоги
– Ребята, сегодня мы поговорили о великой исторической личности, русском святом. Давайте вместе вспомним самое важное из его жизни. Какое впечатление сложилось у вас об Александре Невском.
– Почему Бог помогал ему?
– Ребята, что из жизни великого князя больше всего вас удивило?
– Что дал вам сегодняшний классный час? (Надо любить свою Родину, защищать её, молиться за родных, уважать наших предков. )
– Так кто же он, настоящий защитник Отечества? (Тот, кто помогает слабым, уважает старших, ценит дружбу, кто способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают).
Рефлексия
– Итак, ребята, наше путешествие закончилось. Я надеюсь, что наше общение поможет вам понять, что во все времена главным для человека было – любить Родину, творить ради неё, беречь её,уважать наших предков.
– Александр Невский всю свою жизнь положил, чтобы не допустить войны, кровопролития в нашей стране, чтобы все народы жили в мире и согласии. Я предлагаю вам сделать голубя. Пусть он будет посланником мира на Земле.
Напишите на его крыльях ваши пожелания всем людям Земли. Может они услышат вас и предотвратят свои угрозы и жестокость, грубость и насилие, вражду и ненависть. И вокруг будет мир. Да будет мир на всей земле! Всё в наших руках!
Быть патриотом…
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Работу представила педагог Кудрявцева Людмила Алексеевна
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отличная статья! Она будет полезна как родителям, так и педагогам. Буду использовать эту информацию в своей педагогической деятельности!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.