Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Уважаемые коллеги, сегодняшний мастер-класс познакомит вас с одним из методов развития критического мышления – кластером.
Слайд 1
Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшней встречи слайд 2 и чего опасаетесь.
На слайде яблоня – образ ваших надежд, мешок – ваши опасения. Предлагаю поделиться надеждами и опасениями по теме «Составление кластера».
Распределим яблоки: яблоки – ожидания на дерево, а яблоки - опасения отправим в мешок.
Слайд 3, итак (далее читаю со слайда и щелчком по «яблоку» отправляю их на дерево или в мешок).
Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:
Слайд 4. Кластеры бывают различными по структуре (Слайд 5 каждое слово по щелчку) гроздь, рыбья кость, елочка, ступени.
Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в первом классе, когда ученики еще не знают что это такое и поэтому нужен такой способ, при котором проявится интерес к новому. И этот способ – составление кластера с помощью готовых карточек или пособия «Полезный конверт» (можно «Умный конверт» это как понравится).
На уроке закрепляем знания, например, по теме «Яблоко», при помощи блиц-опроса, потом пишу на доске слова слайд 6 «яблоко» (можно слово яблоко заменить картинкой, так будет нагляднее), «история» и «польза».
Далее показываю карточки со словами: по щелчку читаю со слайда.
Прошу ребят определить, к какому слову на доске подходят вышеперечисленные слова. И вот здесь два варианта, первый:
ребята определяют, я закрепляю карточки на доске в соответствии с «подходящими» словами, в столбик под главным словом.
Второй:
Приглашаю к доске две команды по 3-5 человек, которые с помощью заготовленных заранее карточек составляют кластер при моей поддержке и поддержке товарищей (на доске с использованием магнитов).
После составления кластера выясняем, что мы делали (путь дети поделятся своими впечатлениями), а потом объясняю значение используемого метода и называю его «кластер».
Кластер также может составлять сам учитель на первом уроке изучения темы, а на последующих ученики составляют его самостоятельно.
Только после применения готовых карточек для кластера («Полезных (умных) конвертов») можно переходить к самостоятельному начертанию и написанию составляющих детьми.
Составим кластер на тему «Яблоки» самостоятельно в парах, с использованием «Полезных конвертов». Итак… (показываю карточку с текстом) – здесь текст, (переворачиваю карточку) – здесь схема, которую нужно заполнить, применяя слова-подсказки со слайда. Приступаем…
Надеюсь, кластер «Яблоко» поспособствовал систематизации имеющихся знаний яблоках и расширил ваш кругозор.
Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.
Плюсы
Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Минусы
Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.
Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.
Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данную методику не обязательно на каждом уроке.
Слайд 7
Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?
Слайд 8
Таким образом, использование технологии развития критического мышления и в том числе методики составления кластера позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но, как и в любой методике, здесь есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя. В заключении желаю всем творческих успехов и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
http://kladraz.ru/blogs/chernova-sventlana-anatolevna/priyom-klaster.html
http://www.openclass.ru/node/459297
Автор: Серавина Жанна Алексеевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СОШ №3, г. Павлово Нижегородской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо за мастер-класс, оказывается кластер - это увлекательное занятие, удачи!
Познавательный мастер-класс, такой вид работы мне известен, а вот за идею умных конвертов отдельное спасибо, удачи!
Не знакома с такой формой работы, к своему стыду. Спасибо, Жанна Алексеевна, за идею и разработку! Удачи вам в конкурсе!
Жанна Алексеевна, спасибо, что Вашей работой открыли для меня интересный метод кластера.Заставили с ним познакомиться, ведь раньше я о нем, к сожалению, ничего не знала.
Интересный метод, заставляющий думать, выносить свои мысли на обсуждение других, отстаивать свою точку зрения. Это и важно, и увлекательно.
Согласна с Вами, что такие методы нельзя применить с наскока, нужна системная работа в данном направлении.
Удачи и творческих успехов!
Супер метод! Знаю на практике, что это такое. И не обращайте внимание на детский шум во время составления кластера. Этот приём помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска (это плюс к тому, о чём вы уже сказали). Конечно, много канители, но результат!!!
Жанна Алексеевна, 5 баллов за идею, а за мастер-класс - 0! Посмотрите, как правильно создавать мастер-класс в пособии «Методика оценки уровня квалификации
педагогических работников» под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой.
Уважаемая Жанна Алексеевна. Кластер - один из приемов ТРКМЧП, очень интересный и действенный. Вот только рыбья кость ( он называется фишбоун) -это отдельный прием, он отличается от кластера. Не совсем понятно, почему Вы выбираете тему " Яблоко".На каком уроке и в каком классе вы закрепляете эту тему?Логичнее было бы показать мастер -класс с настоящими темами .Кластер трудно составить с помощью уже готовых карточек - на то он и кластер, что принимаются все идеи и предположения. На мой взгляд шум на уроке не такой уж и минус, это совместная работа, да и постепенный ввод тоже не минус, а систематическая работа.Спасибо за работу. Удачи!
Уважаемая Жанна Алексеевна! Благодарю Вас за знакомство с увлекательным, познавательным заставляющим думать и делать выводы методом - кластер! Обязательно, возьму кластер на "вооружение" и использую в своей работе! Метод хорош, а мастер - класс слабоват, уж очень проста тема. Удачи!
Уважаемая, Жанна Алексеевна! Мне понравилась Ваша идея размещения кластера на Портале, очень хороший метод работы! Спасибо за педагогическую инициативу!!! Желаю удачи в конкурсе +5!
Действительно,кластер- достойный метод.Конечно же,более плодотворно его использование в среднем звене.И данная презентация скорее подходит именно для этого возраста,нежели для педагогов. Может я слишком "придираюсь",но фраза "Кластер развивает наилучшие стороны ученика" слишком высокопарная.
А мне понравились яблоня с мешком, интересный прием, пригодится...удачи!
Уважаемая Жанна Алексеевна! Поздравляю Вас со званием лауреата. Спасибо за работу, здоровья и удачи вам в дальнейшей работе.
Уважаемая Жанна Алексеевна!Разрешите поздравить Вас со званием лауреата конкурса! Желаю Вам творческих успехов в педагогической деятельности! Самосовершенствуйтесь и двигайтесь только вперед к победе!
Составить кластер с детьми очень не просто... спасибо за презентацию.
Уважаемая, Жанна Алексеевна! Поздравляю со звание лауреата! У Вас очень интересный метод работы, желаю Вам дальнейших успехов и процветания!