В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе, одной из задач которой является воспитание высоких нравственных принципов, таких как: приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, эмоционально-ценностное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Никогда еще педагоги не оказывались в такой ситуации, когда среда, средства массовой информации буквально сводят на «нет» их усилия по воспитанию. Борьба за деидеологизацию образования «выплеснула с водой и ребенка», в результате учебный процесс (и, естественно, воспитание) лишился стержня системы духовных и гражданских ценностей. Не стоит забывать и о том, что многие современные дети, особенно «домашние», телевизионно-компьютерные, получают почти всю информацию о жизни из того самого телевизора или компьютера. В таком общении с жизнью нет собственного выбора, волевого усилия, мало оценки и почти отсутствует переживание.
Конечно, любого здравомыслящего и достойного гражданина (тем более педагога, родителя) не может не беспокоить то, что наши дети растут в таком «воспитательном» пространстве. Что же делать?
Нравственное воспитание начинается буквально с первых дней обучения. Я как учитель чувствую ответственность за нравственно-духовное развитие молодежи. Я прошла профессиональную дополнительную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего» и «Модернизация начального общего образования» и поставила перед собой ряд задач:
По решению перечисленных задач свою деятельность осуществляю с учетом ряда принципов.
Принцип гуманного отношения к подрастающему поколению, согласно которому оптимистическая вера в человека, приоритет положительного стимулирования являются условиями эмоционального благополучия.
Именно педагогу в современных условиях необходимо специально создавать ситуации, которые воспринимались бы как яркое запоминающееся событие. И речь идет не только о необходимости обогащать детскую жизнь яркими праздниками, но и привлечении исторического наследия как средства воспитания.
Например, я веду беседу на темы: «Моя родословная», «Я и мое имя», показываю, что личная история и история семьи являются частью истории страны. Мы составляем генеалогическое дерево. Мое семейное «дерево» о близких родственниках, о далеких предках, о необходимости помнить свои «корни» вызывает ни с чем не сравнимое переживание чувства Родины. Скромная по форме беседа становится для подрастающего поколения событием в том смысле, который обоснован М.М. Бахтиным как «событие», как переживание неповторимости момента единения с другими людьми.
Принцип активности предполагает вовлеченность в различные виды индивидуальной или коллективной деятельности, возрождение традиций отечественной словесности (конкурсы, встречи, библиотечные уроки, посещение театров, выставок, музеев, экскурсии).
Принцип учета индивидуальных психологических характеристик личности человека (восприятие, память, интровертированность и доминантность) – творческие работы учащихся: иллюстрации к произведениям, завершение рассказов, сказок, сочинение сказок, конкурсы чтецов. По итогам 4-го районного фестиваля творчества «Открой себя миру» мой ученик награжден дипломом 1-ой степени в конкурсе чтецов «Верность памяти», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Принцип творчества и спонтанности. Мы склонны утверждать, что все обладают природной способностью к творчеству. В качестве движущего начала всякого творчества – стремление к само актуализации. Я имею в виду художественную спонтанную деятельность по обучению школьника изобразительному искусству. Моей задачей становятся поддержка и стимулирование обретения собственного стиля и способа творчества и утверждение его в качестве безусловно ценного (ежегодные участия в литературно-художественных фестивалях, например, 9-ый и 10-ый Городские фестивали литературно-художественного творчества, посвященный 60-летию Великой Победы, знаменателен конкурсом «Дебют» «Звезда на ладони», по итогам в числе победителей мои ученики в номинации «Серебряное перышко»; «Рисуем Андерсенград», конкурс сочинений «Мой любимый город», посвященный 50-летию газеты «Вечерний Екатеринбург», участники районного конкурса сочинений «Мир глазами ребенка», поэтического марафона «Городская просодия»).
Принцип партнерского общения учитывает интересы всех участников взаимодействия, признает ценность личности каждого человека: литературные викторины, музейные игры «Урал-кузница и щит России» в рамках всероссийской акции «Я – гражданин России», экскурсии.
Современная урбанизация лишает человека радости общения с природой, эмоционально обедняет его, приучает хищнически относиться ко всему живому. Анализируя свою работу, пришла к выводу – продолжить работу по наблюдению и опытному исследованию. «Этот огромный мир и есть то зеркало, в которое нам нужно смотреться, дабы познать себя до конца» из книги М. Монтеня «Опыты».
Когда изучается тема Великой Отечественной войны, проводим встречи с ветеранами, пишем сочинения о дедах и прадедах: «Сейчас моему деду 79 лет, за заслуги в Великой Отечественной войне ему вручили много наград: орденов и медалей. Я горжусь своим дедушкой» или « Если бы не было войны, все мои прабабушки и прадедушки могли бы быть живы», «А я желаю, чтобы был мир во всем мире».
При выполнении областной контрольной работы выполнялась приоритетная задача: сохранение индивидуальности и создание условий для самовыражения. Семен так рассуждает в своей работе «Ценности»: «Жизнь дается человеку как подарок. Я очень ценю свою семью, дружбу, мир и свободу», а Георгий пишет: « Люди любят Родину, потому что здесь родились. Я люблю своих родителей и страну» и цитирует строки известного поэта «О Родине»:
«Я
узнал, что у меня,
Есть
огромная семья.
И
тропинка, и лесок,
Речка,
небо голубое –
Это
все мое, родное!
Это
Родина моя!
Всех
люблю на свете я».
Новый вид деятельности сегодня – учебно-исследовательская деятельность учащихся – практически всеми осознается как факт положительный. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки, учебно-исследовательская деятельность реализует учебно-воспитательный процесс в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. Она влияет на мировоззрение молодежи, формирует ответственное отношение к делу и окружающей действительности, создает необходимые условия для развития личностного роста, оттачивая столь важный механизм, как рефлексия.
Мои ученики – участники ежегодных городских конкурсов исследовательских работ «Хочу стать академиком» в рамках программы «Одаренные дети». Первые работы были проблемно-реферативные, натуралистические и описательные, но постепенно мы пришли к экспериментальным, исследовательским работам, а также к мультимедийным презентациям. Творческие работы моих учеников в области естественных и гуманитарных наук были оценены и отмечены почетными грамотами и дипломами за ораторское искусство, за уверенность, находчивость, за исследовательское мастерство и актуальность, за оформление работы.
Два года подряд выступала на конкурсах с мультимедийными презентациями моя ученица Маша, которая в своей исследовательской работе поставила цели: узнать как можно больше о награде «Золотая звезда; выяснить, сколько человек были награждены медалью в Свердловской области; разыскать как можно больше информации и составить список героев, познакомиться с ними. Хотя в ходе исследования приходилось из разрозненной информации в городском и областном советах ветеранов, в областном военном комиссариате находить имена героев, благодаря которым была одержана победа, но страна должна знать их имена. Эта субъективная истина – результат исследовательской работы школьницы. Так в технологии «Обучение в сотрудничестве» получаются исследовательские работы. Максимальный учет интересов школьников и является важнейшим фактором, делающим обучение эффективным и понятным.
Таким образом, дети осознают свое место в окружающем мире: «Я – мой дом», значение Урала в истории и культуре России «Я – мой дом, мой Урал, мое Отечество». «Чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. И чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березками и пешеходной тропинкой.
Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее будет его вершина». (В. Песков)
Я надеюсь, что эти чувства любви к земле, где родился, где живут его родственники и жили предки, гордости за ее героев-защитников пробудились в моих воспитанниках и станут ценностно-значимыми в будущей жизни.
Автор: Нечкова Вера
Павловна,
учитель МОУ Гимназия № 177, город Екатеринбург.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Я согласна с автором, что чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека. Спасибо за интересную статью!
автор статьи, Вера Павловна, воспитывает патриотизм в своих учениках, грамотно и живо представив свою работу в педагогической мастерской.