Регистрация

Семинар для классных руководителей на тему «Ребёнок в безопасном мире»

  • 2 февраля 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Педагогическая среда»

Цель: повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Задачи семинара:

  1. Изучить различные взгляды на проблему насилия в жизни ребенка.
  2. Исследовать факторы, влияющие на возникновение семейного насилия.
  3. Разработать алгоритм и приемы работы с детьми, пережившими любые формы насилия.

Классификация форм жестокого обращения с детьми

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:

  • психологическое;
  • пренебрежение основными потребностями ребенка;
  • физическое;
  • сексуальное.

1. Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

К психологическому насилию относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
  • предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; 
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); 
  • ложь, воровство, девиантное (или отклоняющееся, асоциальное) поведение; 
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; 
  • дети раннего возраста; 
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; 
  • дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
  • дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Никогда так не поступайте

  1. Никогда не применяйте угроз («Еще раз так сделаешь, я тебя выпорю – сесть не сможешь», «Ты у меня дождешься, шкуру спущу»). Дети живут только настоящим, и угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же. Угрозы наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.
  1. Никогда не унижайте детей («У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи»). Сколько раз вы оскорбили ребенка, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «Я».
  1. Никогда не выдавливайте силой обещания с ребенка делать то, что вам не нравится («Обещай, что это не повторится! Я жду! Не слышу обещания!»). Если вы вынуждаете давать обещания, ребенок просто привыкает с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
  1. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания («Быстро собирайся! Вставай! Я кому сказала!»). Ребенок не робот, а человек, и притом очень ранимый. Он должен расти в атмосфере уважения к его личности, к его свободе выбора и впоследствии станет человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и будет ценить в других эти качества.
  1. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста. При этом ребенок будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

Никогда на применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим». («Хороший ребенок так не поступает», «Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный!»). К улучшению поведения, навешивание ярлыка «плохой» не приводит. Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто отключается или находит «блокировки» по принципу детского ответа на дразнилки: «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек!» Ребенок жаждет нежности, ласки, тепла, одобрения, заботы и просто улыбки.

2. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки.

Чаще всего это происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы

Физическое насилие проявляется как:

  • удары по лицу;
  • удушения;
  • пинки;
  • нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

3. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • онфликтные отношения между родителями;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца – отчим или сожитель матери; 
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

 Если ребенок (подросток) сообщает, что подвергается насилию, то:

  • поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
  • не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
  • внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
  • не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет...»;
  • не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Рекомендации: если ребенок говорит об этом в классе:

  1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже»), и смените тему.
  2. Организуйте разговор с ребенком наедине совместно с педагогом-психологом и чем скорее, тем лучше (на ближайшей перемене).

4. Пренебрежение. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Последствия пренебрежения

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

• отставание в весе и росте от сверстников;
• педикулез, чесотка; 
• частые несчастные случаи, гнойные и хронические инфекционные заболевания;
• запущенный кариес;
• отсутствие надлежащих прививок;
• задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

• постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
• неумение играть;
• постоянный поиск внимания/участия;
• частые пропуски школьных занятий; 
• крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; 
• склонность к поджогам, жестокость к животным; 
• раскачивание, сосание пальцев и пр.

Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения с детьми

Вашему вниманию предлагается алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения по отношению к ребенку:

1. Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка.

2. Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком (совместно с психологом).

3. По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог по закону в обязательном порядке должен проинформировать правоохранительные органы.

4. Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы.

5. При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка педагог имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства для решения вопроса о лишении родительских прав.

Информационный стенд «Детский телефон доверия» 

Случаются ситуации, в которых трудно разобраться. Иногда мы просто не знаем, КАК рассказать о своих проблемах. Разговор с понимающим, сопереживающим специалистом-собеседником – важный шаг в решении проблемы! Поможет телефон доверия.

Телефон доверия это:

  • Служба, принимающая звонки от детей, подростков и родителей;
  • Экстренная психологическая и юридическая помощь детям и взрослым, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
  • Доступная помощь квалифицированных специалистов социально незащищенным категориям граждан;
  • УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
  • Дежурная часть: 8 3467 39-82-15.
  • Телефон доверия (горячая линия): 8 3467 398-300.
  • Телефон доверия УМВД России по г. Сургут: 8 3462 28-01-11.
  • Телефон доверия УМВД России по г. Нижневартовск: 8 3466 41-62-26.
  • Телефон доверия ОМВД России по г. Нефтеюганску: 8 3463 24-75-11

ШАГ К БЕЗОПАСНОСТИ!

Мы, педагоги, можем:

  • прививать детям чувство ответственности, учить детей способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие конфликты;
  • установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрения и наказания, следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо;
  • пропагандировать и разъяснять права детей, семьи.

Представьте, что мы отправляем в морское путешествие маленькую лодочку. Что ее ждет? Конечно, и погода будет иногда штормить, и препятствий много будет на пути… Но, если капитану этой лодочки по связи с берега будут приходить сигналы поддержки: «Как здорово, что ты у нас есть», «Мы тебя любим», «Не унывай, мы справимся вместе» и др., то сигналы SOS с этой лодочки на берег не поступят никогда. А в будущем капитан маленькой лодочки станет капитаном большого крейсера.

Анкета для педагогов по проблемам насилия над детьми и степени их осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении детей.

1. Встречались ли Вы в своей профессиональной деятельности со случаями жестокости по отношению к детям?

  • Да. 
  • Нет.

2. Как подсказывает Вам Ваш профессиональный и жизненный опыт, увеличилось ли за последние 2 года число детей пострадавших от...

  • Физического насилия – да. 
  • Физического насилия – нет.
  • Психического насилия – да.
  • Психического насилия – нет. 
  • Сексуального насилия – да. 
  • Сексуального насилия – нет.
  • Пренебрежения – да.
  • Пренебрежения – нет. 

3. Как Вы поступаете, если родители Вашего ученика злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с ним или уклоняются от обязанностей по его воспитанию?

  • Встречаюсь с родителями. 
  • Обсуждаю с коллегами. 
  • Обращаюсь к администратору. 
  • Обращаюсь в милицию. 
  • Обращаюсь в органы опеки и попечительства. 
  • Обращаюсь в управление образования. 
  • Ничего не могу сделать.
  • Обращаюсь в кризисный центр.
  • Другое.

4. В какой форме, по Вашему мнению, следует организовать обучение педагогов по профилактике насилия над детьми?

  • Занятия с детьми по безопасному поведению. 
  • Информационно-просветительская работа с родителями. 
  • Лекции и семинары для педагогов.
  • Активизация работы социально-педагогических центров с детьми-жертвами насилия.
  • Детский телефон доверия. 
  • Другое.

5. Что конкретно можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить детей от насилия?

  • Повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения (выявление и помощь). 
  • Повысить уровень юридических знаний. 
  • Просвещать родителей по вопросам воспитания детей. 
  • Проводить предупредительную работу с детьми. 
  • Развивать психологическую помощь детям и семьям. 
  • Издавать больше материалов по этой проблеме.
  • Этой проблемы у нас не существует.
  • Другое. 

Составитель: Тонкушина Дарья Юрьевна, социальный педагог КОУ Нижневартовская ШООВЗ № 2, г. Нижневартовск, ХМАО - Югра.

1 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 1)
  • 2 февраля 2017
  • 2407
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!