«Школа 2100» – это одна из массовых программ развития общего среднего образования.
В настоящее время «Школа 2100» занимает 37% школьного рынка.
В начале 1990-х, педагоги Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева подготовили серию учебников по чтению для начальной школы. Книжки «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» стали практическим воплощением теории, легшей в основу образовательной системе «Школа-2100».
У Бунеевых стали появляться единомышленники: Т.А. Ладыженская, разработавшая уникальный курс обучения общению «Детская риторика»; А.А. Вахрушев, подготовивший курс «Окружающий мир»; Д.Д. Данилов, создавший личностно-ориентированный курс истории и др.
В 2008 году группа ученых, разработавших и внедривших в практику массовой школы систему «Школа 2100», удостоена премии правительства РФ в области образования.
Долгие годы руководителем группы был академик А.А. Леонтьев, психолог, человек с энциклопедическими знаниями и мировым именем.
Алексей Алексеевич Леонтьев (1936–2004 гг.) родился 14 января 1936 г. в семье известного отечественного психолога Алексея Николаевича Леонтьева.
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100», которым руководит Президент межрегиональной общественной организации в поддержку образовательной системы «Школа-2100», член-корреспондент АПСН, профессор Р.Н. Бунеев, разработал образовательную систему, которая:
В образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.
В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Психолого-педагогические принципы
Культурно ориентированные принципы
Деятельностно ориентированные принципы
Технология (средства и приемы) обучения
Под технологиями мы имеем в виду конкретные приемы и средства, используемые в учебном процессе.
Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.
Противопоказано развивающему подходу преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений. Вызывает сомнение и само понятие «упражнения»: вслед за Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым мы считаем более правильным говорить о системе взаимосвязанных учебных задач.
При прочих равных условиях форма работы, требующая умственной активности ученика, предпочтительнее чисто «исполнительской» деятельности. Лучше придумать самому одну математическую задачу, чем решить десять задач из учебника. Сочинение всегда эффективнее изложения.
Чрезвычайно актуальны приемы снятия стресса в учебном процессе. Педагогический садизм – опрос младших, да и не только младших, школьников у доски.
Наша позиция формулируется кратко: максимум оценок – минимум отметок. Текущие отметки (не оценки!) едва ли нужны вообще. Итоговые (например, четвертные) имеет смысл, как это делает Ш.А. Амонашвили, выставлять с участием класса.
Обсуждая проблему контроля, мы считаем необходимым минимизировать экзамены. Вполне достаточно системы зачетов и письменных контрольных работ. Однако полная или почти полная отмена устных экзаменов едва ли возможна на современном уровне педагогической и познавательной культуры, где экзамен выполняет функции, не обеспечиваемые другими компонентами образовательного процесса (например, мотивационную).
Что касается домашних заданий, то развивающая парадигма предполагает максимальную отработку тренировочных заданий на уроке. Если задавать уроки на дом, то только для одной из трех целей:
Говоря об объеме учебной нагрузки, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или в объеме материала. Оптимальная нагрузка (или перегрузка) учащихся зависит от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, то, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот – то, что вызывает у учащихся отторжение, то, где учащийся не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект даже при относительно скромных объемах учебного материала. В этом смысле проблема учебной нагрузки зависит и от содержания образования, и от структуры этого содержания, и от используемых предметных методик и педагогических технологий. Наконец, эффект перегрузки в высокой степени зависит от индивидуальных особенностей детей и подростков.
В заключение настоящего раздела остановимся на технологиях мотивационного обеспечения учебного процесса. Здесь необходимо выделить два основных подхода.
Психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.
Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные (целевые) требования к ребенку, завершающему начальный этап образования, следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера, вернее, чтобы ее алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребенка эвристических действий; ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Этому требованию в полной мере отвечает, в частности, система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.
«Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал» (Л.Ф. Обухова. Цит. соч., с.273). Отсюда вторая линия развития – личностнообразующая (субъектообразующая).
Формирование учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя линиями развития.
Далее, это линия опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Мало передавать младшему школьнику социальный опыт: это необходимо делать таким образом, чтобы поворотные точки развития детского интеллекта и вообще высших психических функций, соответствующие особой предрасположенности (сензитивности) ребенка к усвоению тех или иных действий (операций), были обеспечены необходимым и достаточным материалом.
Проще говоря, чтобы школьник нормально развивался на следующем этапе, данный, начальный этап должен быть оптимально организован. В частности, очень важна происходящая на этом этапе перестройка всех высших психических функций на базе развития мышления.
В этой связи приведем парадоксальное высказывание В.В.Давыдова: «...Как показывают исследования психологов... мышление школьников [в традиционной, не развивающей школе] заканчивается в своем развитии к 12 годам. И заканчивает человек университет на базе того уровня развития, которого достиг к 12 годам. Образование для большинства учащихся как бы проходит боком, на их умственное развитие существенно не влияет».
Уже на «доначальном» этапе можно выделить еще две линии, передаваемые начальной школе, так сказать, по наследству.
Автор: Е.В. Посашкова,
кандидат филологических наук
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Действительно интересная программа, но жаль, что в ней нет места технологии. Кто будет готовить будущих участников производства7
Я бы с опаской отдала своего ребенка обучаться по такой системе. На мой взгляд, данная система преподносит абстрактные знания, не учит чему-то конкретному. Хотелось бы, чтобы в последующих разработках большее внимание уделялось конкретике и систематизации.
Не стоит делать такой поспешный вывод!!! Вы сами видели учебник, читали их, хотя бы пролистывали? На мой взгляд, программа очень интересна. Во многих школах она также популярна, как и традиционная система "Школа России", но в отличие от нее носит развивающий характер и рассчитана на более умных детей. Кстати, в гимназии №9 города Екатеринбурга учатся по системе Эльконина-Давыдова, но уроки Окружающего мира ведутся именно по системе "Школа 2100".
Да, я тоже уже год, как изнаю у родителей и учителей об особенностях разных образовательных программ. Через 2 года мой очень активный ребёнок пойдёт в школу, поэтому стоит уже подумать... Так вот, у моей подруги 2-е деток, дочь, которая окончила школу и занималась по этой программе довольно успешно и сын, который нынче окончил 2 класс с грехом пополам. Как сказала мама этих деток: " Странно, в 1 классе всё рисовали, радовались, а со 2 класса тАкие задачки начались, что я сама с математическим мышлением не могу понять логику решения, которую предлагают детям?" Сын не справляется с прогаммой, до слёз. Но дочка - -она быыла живая, а сынок - меланхолик, задумчивый, спокойный...
Учитель, к которому бы хотела сына своего отдать, тоже по этой программе работает, так она нарадоваться не может... В общем, сколько ситуаций, столько и мнений!
Вот я и думаю. Ещё 2 года думать буду.
Дети намного умнее взрорслых Они не боятся трудностей, риска, любят воспринимать всё новое и легко с этим справляются. Тоько для каждого ребёнка, в меру своей индивидуальности, существует , так называемый "порог заинтересованности". Поэтому я только за развивающее обучение.
Выпустила один класс по этой программе. Набрала новый. Вроде бы все довольны: и дети, и родители. Кстати, ребятишки очень любят математику.В чём-то программа сложнее традиционной. Хотя авторы учебников предоставляют возможность заниматься детям по мере своих сил, интересов.
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.