В этом учебном году мы начали работу с параллелью первых классов. Придя в школу, дети не были знакомы друг с другом. Мы не знали особенности семей, не знали особенности характера учеников, их увлечения. У детей обнаружились проблемы с недостаточным освоением средств и способов взаимодействия с миром. Детям было тяжело работать в коллективе.
И перед нами встала задача, как можно быстрее создать детскую общность. Мы должны были научить детей находиться в школьном коллективе, научить учитывать желания друг друга, слышать друг друга.
Наш проект разработан в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Основные цели внедрения портфолио:
Основными задачами применения портфолио являются:
Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки).
Для учителей технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход в процессе обучения ученика, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.
Участники проекта
Участниками работы с портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, администрация школы. У каждого из участников есть свои обязанности в процессе работы над портфолио. Обязанности участников разработаны и записаны в нормативно-правовой базе ведения портфолио в нашей школе.
Гипотеза проекта
Мы предполагаем, что в настоящее время, кроме оценки предметных знаний, умений и навыков, необходимо выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни: тетради открытий, портфели достижений, презентации, выставки.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
Что может представлять собой портфолио и зачем оно нужно в начальной школе? Портфолио – это индивидуальный портфель образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Учебное портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
За отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, порой невозможно разглядеть личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится историей успеха, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
Каждый из учителей может использовать свою форму портфолио (индивидуальную папку личных достижений ученика), отвечающую целям и задачам её создания.
Портфолио учащегося начальной школы оформляется титульным листом и состоит из нескольких разделов. Количество и название разделов согласуется между учителем и учеником, в зависимости от увлечений ребенка.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Первое что мы сделали – это попросили детей представиться друг другу. Дальше попросили взрослого написать все самое хорошее о своем ребенке. Историю его имени, происхождение фамилии, лучшие черты характера. Все это мы поместили в индивидуальное портфолио каждого ученика.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника
Важно помнить: когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
Так каждая семья создала первый титульный лист. Дальше появились рассказы о любимых бабушках и дедушках. К дню матери появились рассказы о маме. Дети делились друг с другом своими увлечениями.
В портфолио будут включены и отзывы об экскурсиях и грамоты учащихся.
ДЕВИЗОМ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖНА СТАТЬ ФРАЗА: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
И, конечно же, ребенку надо пояснить, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и грамотами. А что это процесс участия в учебной и творческой работе.
Достоинства портфолио
Дается качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов.
Портфолио помогает фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения школьника в определенный период его обучения.
Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом ориентированного подхода к образованию.
В результате нашего педагогического проекта в классе начала создаваться и развиваться детско-взрослая общность, включающая детей, их родителей и педагогов, которая является полноценным субъектом развития наших учеников. Очевидны результаты и в развитии детей, изменения в отношениях педагогов и родителей учеников.
В дальнейшем мы планируем продолжить нашу работу по развитию детской общности. Развивать собственную профессиональную субъектность в процессе реализации педагогического проекта.
Выводы
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.
Автор: Королева Елена Михайловна и Сухарчук Ирина Владимировна, учителя начальных классов ГБОУ ЦО 1474 г. Москва.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.