Учителя, долго работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило со временем. Для меня всегда особенно привлекательными были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявлять себя как учителю, так и учащимся.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является не столь новой, но востребованной формой обучения, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию у школьников мотивации к получению знаний. Данный вид деятельности распространён в основном в старших классах, это можно найти в решебнике к задачнику по химии 8 класс Кузнецова. Но, по моему мнению, её основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы.
Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней принимают участие не только «сильные» учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. Задача учителя – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к научно-исследовательской деятельности безо всякого принуждения.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1. Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия).
2. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
3. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
У кого-то возникнет вопрос: А могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься научными изысканиями - не играть в учёных, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием школьного образования темы?
Могут, если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к творчеству в науке. Для этого я провожу специальные уроки, на которых использую методы, характерные для научно-исследовательской работы: наблюдение, беседы, опыты.
Стараюсь развивать у детей умение видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать объекты, явления и т.п., давать определённые понятия, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, защищать и доказывать свои идеи. От учителя требуется не только отличное знание предмета, но и способность создавать проблемные ситуации, разрабатывать стратегию их разрешения.
Анализ современных целостных образовательных моделей начального образования показал, что сегодня работа над проектами, исследованиями входит в содержание различных дисциплин современных программ. Темы проектов и предписания к их выполнению включены непосредственно в учебники, между тем работа над проектом осуществляется в основном во внеурочное время.
Наиболее адаптирован для данной деятельности предмет «Технология», где деятельность учащихся представлена этапами, напоминающими работу над проектом в сфере производства: выбор модели и конструкция изделия, разработка технологии изготовления, дизайн-анализ, экологическое и экономическое обоснование и др.
Интересно использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. При правильном ведении учителем беседы, постановке проблемных вопросов, проблемном изложении учебной информации повышается уровень исследовательской активности учащихся.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность помогает раскрыть индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Результаты исследовательской деятельности допускают любые варианты оформления: защита реферата, участи е в научно-практической конференции, концерт, выступление с докладом на уроке, написание статьи, публикация в школьной прессе.
Уже несколько лет в нашей школе работает научно-исследовательское общество «Искатель», в которое входят и учащиеся начальных классов. Перед ними мы ставим следующие задачи:
1. Научить детей слушать, выделять главное, вести наблюдения, излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения, работать с дополнительной литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
2. Формировать умение ставить задачи, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность по заданной теме.
3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
4. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.
Я познакомилась с методикой А.И. Савенковой по данной теме, провела диагностику учащихся с целью формирования целевой группы для обучения их методом исследовательской деятельности. В результате, в группу вошли 10 человек из класса.
В целях информационной поддержки для учащихся были организованы занятия по компьютерной грамотности, тренинги психолога по коммуникативности, библиотечные уроки по работе с литературой, справочниками, энциклопедиями.
В то же время и я сама занималась более углубленным изучением информации по вопросу учебных исследований, диагностике и обработке результатов.
Темы и методы исследования учащиеся выбирали по своему желанию из предложенных. Сначала по теме работали по 2-3 человека, затем многие стали работать индивидуально, вышли со своими работами за пределы класса, школы.
В течение трёх лет дети успешно защитили целый ряд проектов. Назову лишь некоторые из них: «Почему вымерли динозавры», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Как мы говорим», «Война 1812 года», «Игры наших бабушек», «Кем были мои предки», «Вред курения».
Один раз в неделю группа собиралась вместе и все участники обменивались мнениями, я отвечала на их вопросы, направляла их исследовательскую деятельность.
После работы я вновь провела диагностику и она показала рост всех характеристик на 5-10%, инициатива стала переходить от учителя к учащимся, они сами стали предлагать темы новых исследований.
Работа с детьми уже дала результаты:
В заключение мне хотелось бы отметить, что совместная работа педагога, родителей и детей дала положительные результаты: активацию познавательного интереса учащихся, повышение их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Автор: Бакулина Лариса Владимировна, учитель высшей категории начальных классов МКОУ «Москаленская СОШ№3».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.