Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема актуальная. Особое место в решении общей проблемы занимает начальная школа, призванная заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Экологическое воспитание в начальной школе включает в себя следующие компоненты:
Свою работу по формированию экологической культуры строю через учебно-воспитательный процесс.
Актуальность в выборе данной темы возникла на одном из уроков по ознакомлению с окружающим миром после заданного мной вопроса «Чем мы можем помочь окружающей среде дома, на улице, совместно с друзьями?». Ответы ребят были простыми: «Не бросать мусор», «Не ломать деревья».
Чтобы расширить знания детей разработала практико-ориентированный проект «Я и природа». Работа велась в течение всего второго года обучения включая и родителей моих обучающихся.
Цель проекта: учить детей жить в гармонии с окружающей средой через их собственную деятельность.
Задачи:
Методика работы с детьми строится в направлении личносто-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Проект состоит из трех разделов. В каждом разделе несколько тем, которые соответствуют данному возрасту детей.
К каждой предложенной теме формировала у ребят готовность – установку. Проводила «стартовую беседу», в процессе которой ставила вопросы по конкретной теме (Зачем умываться? Что произойдет, если пить грязную воду? и т.д.). Беседа не занимает более 10 минут и не содержит ответы на все вопросы.
В течение месяца ребята совместно с родителями ищут ответы на поставленные вопросы. Находят интересные факты по предложенной теме. Для этого целесообразны различные приемы – от самого простого (найдите загадки или пословицы о воде и т.д.) до более сложных (запишите свои рассуждения на тему «Если б не было воды», «Зачем мне нужны овощи» и т.д.).
Подводя итоги по каждой теме проводилась рефлексия (Что получилось? Чья работа запомнилась? Что можно сделать по другому?). Старт к новой теме предлагала и на уроке и на прогулке.
1. Сохраняем и бережем.
№ по порядку |
Тема |
Цель |
Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности. |
Форма |
Участие родителей |
1.1 |
Открываю мир |
Формирование экологически значимого, позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой. |
Бережно использовать воду, дисциплинированность, критически оценивать свое поведение, поведение других людей по отношению к природе. |
Мини - газета |
Помощь в поиске материалов. |
1.2 |
Воздух в нашей жизни |
Развивать простейшие навыки исследовательской деятельности. |
Исследовать и оценить экологическое состояние отдельных компонентов природы. |
Операция «Исследуем воздух» |
Беседа «Где лучше гулять?» |
1.3 |
Весенняя капель |
Совершенствовать знания о сезонных изменениях в природе весной |
Подбор загадок, пословиц, описаний природы, интересных фактов в данное время года |
Создание фенологического календаря. |
Помощь в поиске материалов. |
2. Пути – дороги в мир здоровья.
2.1 |
Движенье - жизнь |
Углублять знания о режиме дня и его пользе; самостоятельно заниматься физическими упражнениями; приобщать ребят к занятиям в различных секциях. |
Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, участие в спортивных мероприятиях, определить с помощью взрослых свой спортивный интерес; освобождаться от стрессов, преодолевать страхи. |
Комплекс утренней гимнастики. Сбор – разговор «Поделись с другом», «Мой режим дня». |
Рекомендации по закаливанию. Составление индивидуальной программы по самооздоровлению. Составить режим дня.
|
2.2 |
В единстве с природой. |
Углублять знания о пользе овощей и фруктов в нашей жизни, лекарственных растениях. |
Включать в свой рацион как можно больше фруктов и овощей; ориентироваться в лесу. |
«Устный журнал» |
Беседы |
Опасно – безопасно.
3.1 |
Я шагаю по улице |
Научение детей основам безопасности жизнедеятельности. |
Предупреждать опасность для себя и для окружающих. Разумно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Беседа «Легко ли быть пешеходом». Экскурсии. Письмо водителю. |
Рекомендации родителей. |
3.2 |
Опасность в доме |
Расширить представление об источниках опасности в доме |
Разумно пользоваться бытовыми приборами, знать простые правила техники безопасности. |
Деловая игра «Скорая помощь». Письмо – пожелание. |
Не создавать экстренных ситуаций. |
Наиболее интересной в 1 разделе стала работа по созданию фенологического календаря весны. Ребята подбирали загадки, пословицы, народные приметы. Материал представили в виде мини-газет «Весенняя капель».
Во 2 разделе по предложенной теме «В единстве с природой» ребята подбирали материал о пользе овощей, фруктов и лекарственных растениях, который представили на открытом внеклассном мероприятии в форме «Устного журнала».
3 раздел включал в себя практические занятия по темам «Я шагаю по улице», «Опасность в доме». Занятия реализовывались через экскурсии в городской парк, на набережную, по улицам города, деловые игры.
Результатом работы над проектом по желанию ребят стало оформление сборника творческих работ.
Формируя экологическую культуру, применяю современные формы работы: комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, дидактические и ролевые игры.
Например, на уроках русского языка включаю диктанты познавательного характера, используя материалы О.В. Узоровой «500 контрольных диктантов по русскому языку», в написании сочинений использую репродукции картин художников. По развитию речи составила темы сочинений связанные с экологией: «Сказка об осеннем листике Шустрике», «Зимние игры», «Если ты сорвешь цветок» и другие.
На уроках математики использую задачки в стихах на экологическую тему, сделав подборку из журналов «Начальная школа». Применяя в работе материалы М.В. Беденко из «Сборника текстовых задач по математике» включаю задачи по разным темам: про грибы, про снег и лед, цветочные задачи, на экскурсии в парке и другие. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, внимание, но и способствует экологическому образованию.
Учебник Л. Ф. Климановой «Родная речь» включает в себя раздел «Люблю природу русскую». Анализ стихотворений позволяет провести этические беседы о красоте природы, о бережном отношении к ней. Ребята выполняют творческие работы в виде рисунков.
По предмету «Окружающий мир» включаю сказки на экологическую тему, кроссворды. Предлагаю ребятам задания творческого характера: найти дополнительный материал по определенной теме (растения, животные), подобрать загадки, интересные факты.
Для полноценного экологического развития необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, к внутреннему состоянию. В своей практике использую тематические беседы по здоровому образу жизни, пользуясь материалами Л.А. Обуховой «135 уроков здоровья», провожу физкультминутки, а также упражнения на релаксацию.
Познавая себя, ребенок осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Познать себя ребенок может, обратив свою психическую деятельность на самого себя. Я учу своих ребят слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно.
Для меня природа является неотъемлемым компонентом в моей жизни. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу северную природу, но и боль за маленькое озеро Янтарное, на берегу которого часто устраивают свалки мусора, за наш парк и состояние улиц нашего города. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет Родины.
Целенаправленная работа по формированию экологической культуры показала:
Уровень воспитанности качеств личности по методике Н.П. Капустина доказала результативность и необходимость работы в данном направлении.
Итак, целенаправленная работа по формированию экологических представлений у младших школьников является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы.
Литература
Автор: Федярина Анжелика Евгеньевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ СОШ № 2, город Надым Тюменской области, стаж работы 25 лет, наставник молодых специалистов.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Анжелика Евгеньевна! Ваш материал заслуживает пристального внимания. Подробная, содержательная статья иллюстрирована качественной презентацией, где чётко видны этапы деятельности и её положительные результаты ! Отлично!
Уважаемая Анжелика Евгеньевна!Учить детей жить в гармонии с окружающей средой через собственную деятельность-очень важная цель. Проект ваш интересный,продуманный до мелочей.Вы представили качественно подготовленный материал на конкурс. Творческих успехов Вам в вашей работе!
Действительно, качественный материал. И интересный. Вы вовремя взялись за воспитание экологической культуры детей. Но я бы еще включила большой блок по привычкам экологически ответственного человека - экономию ресурсов и правильное обращение с мусором. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Анжелика Евгеньевна! Меня заинтересовал текст Вашей статьи и презентация. Многие формы работы приемлемы и для дс. Вам 5 баллов ! Приглашаю познакомиться с моим опытом.
Уважаемая Елена Ивановна! Рада, что работа Вас заинтересовала. Надеюсь, что представленный материал Вам пригодится. Спасибо за приглашение. Обязательно ознакомлюсь с Вашим опытом.
Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю с выходом в финал!
Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю Вас с выходом в финал!Удачи!
Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю Вас с выходом в финал! Удачи и творческих успехов!