Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности.Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Еще сравнительно недавно главной задачей образования было формирование у школьников навыков воспроизводства имеющихся знаний для успешного включения в медленно меняющуюся трудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность.
В настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности.
Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение оперативно обновлять имеющиеся представление о жизни, выбирать в информационном потоке те знания, которые обеспечивают успешное разрешение постоянно возникающих сложных проблем взаимодействия с различными общностями и индивидами.
Исходя из этого, на уроках и внеурочной деятельности я стараюсь обеспечить:
Приоритетные направления работы начальной школы с 2011 учебного года были определены введением Федерального государственного стандарта второго поколения. Новые стандарты – это одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Главное направление в моей работе – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями. Особое внимание я уделяю формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения разных учебных предметов, на классных часах, внеурочной и проектной деятельности, в рамках дополнительного образования.
Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности у учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Работу в первом классе я начала по программе адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь», автор Цукерман, рассчитанной на 30 часов.
Данный курс направлен на обучение навыкам учебного сотрудничества: посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Каждый предмет один раз в неделю проводится с применением информационно – коммуникативных технологий. Дети учатся клавиатурному письму, рисовать в программе ПервоЛого, создавать файлы, работать со сменными носителями, знакомятся с интернетом. Заканчивается этот курс праздником «Посвящение в первоклассники».
Затем учебный процесс продолжаю по ОС «Школа 2100». Я работаю в данном направлении четвертый год и считаю, что реализация ОС «Школа 2100» позволяет всесторонне развивать личность учащихся младших классов, формировать у детей систему опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения.
С 1 класса организована системы накопительной оценки – портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и его достижения в различных областях. Вместе с ребятами и иннициативной группой родителей мы разработали критерии оценки работ для портфолио. Я считаю, что портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
Мое педагогическое кредо: вера в каждого ученика!
Автор: Калинина Анна Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2012, г. Москва.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Анна Михайловна! Ваша работа ёмка, зрима, актуальна. Отлично!
Уважаемая Анна Михайловна!Интересный, продуманный материал!Дальнейшего творческого поиска!
Мне ОЧЕНЬ понравилась представленная Вами работа, Анна Михайловна. Чудесные фотографии, интересный урок, хорошие презентации! И то, что Вы делаете акцент на деятельности ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями - это правильно! 5 + Удачи в конкурсе! Приглашаю на свою страничку.
Спасибо! Очень надеюсь, что мой опыт пригодится Вам, уважаемые коллеги!
Здравствуйте,Анна Михайловна.Вы наверняка знаете,что внедрение ФГОС,помимо всего прочего,подразумевает оформление урока в виде технологической карты, с обязательным указанием планируемых предметных и метапредметных(УУД)результатов. Конечно же, это лишняя писанина. Но по карте можно просмотреть,на каком этапе у Вас идёт формирование тех или иных УУД(ведь Вы сами написали,что уделяете этому особое внимание).Кроме того,ФГОС предполагает использование системно-деятельностного подхода, в котором прежде всего ценится самостоятельная работа детей- в парах,группах. На данном уроке представлена лишь фронтальная работа по принципу:вопрос-ответ(за исключением синквейна в итоге урока,но итог подразумевает индивидуальные достижения).
Обновление системы оценивания - Вы знаете,что ученики должны сами предлагать критерии оценивания на уроке, ведь Вы пишете,что стараетесь "развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся". И о рефлексии - согласитесь,улыбки и грустные лица более уместны для первоклассников,а не в 3 классе.
Несколько вопросов по статье и презентациям:
1. Правильно ли я поняла из Ваших фраз,что в сентябре Вы лишь реализуете «Введение в школьную жизнь», автор Цукерман, а затем приступаете к ОС «Школа 2100»(по крайней мере,у Вас прописано именно так). Как Вы успеваеете реализовать програмные часы ОП?
2. в приложении1 - что понимается подпонятиями "внеурочная" и "внешкольная " деятельность?Скорее всего,"внешкольная" деятельность - это часть внеурочки,так?
3. По ходу урока - не считаете,что физминутка практически в начале урока в 3 классе неуместна?
Моё мнение,предложенный Вами материал не подходитименно к этой номинации - ФГОС, ведь кроме фраз,что Вы активно внедряете идеи ФГОС,соответствующего ПРАКТИЧЕСКОГО материалане предложено. Извините!
Буду рада,если сочтёте нужным ответить.
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Спасибо за комментарии)))Сколько людей - столько и мнений) Курс "введение в школьную жизнь" вводим за счет уплотнения основной программы, внеурочная деятельноть это часы после уроков, а внешкольная - занятия вне школы: библиотеки, музеи, центры и т.д.
С уважением)
Уважаемая Анна Михайловна! Очень интересный материал и красивый урок! Но не могу сказать, что он хорошо иллюстрирует вашу работу по внедрению в ФГОС. Удачи!
Уважаемая Анна Михайловна!Так и хочется предложить - давайте дружить. Я тоже работаю по программе 2100. Очень нравится. Ваш урок не плох, но можно добавить больше разнообразных форм работы. От меня +5. Приглашаю к себе на страничку. Буду рада , если мы обсудим формы, методы и технологии программы 2100
Уважаемая Анна Михайловна! Интересная работа! Яркие презентации! Успехов Вам в работе! В Вашу копилку 5 баллов! Приглашаю на мою страничку познакомиться с опытом.
Анна Михайловна! Очень интересная работа. Мне понравились презентации. Я работаю во 2 классе: большое внимание уделяю проектной деятельности. Да, все новое так трудно дается, но я стараюсь.