Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
Деятельность логопедических служб наших школ в 2011 – 2012 учебном году была направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы в школах была своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала учениками младших классов, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Это высказывание лежит в основе нашей логопедической работы, мы старались придерживаться этого направления.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности школ № 13 и № 34 города Старый Оскол Белгородской области в новых условиях ФГОС обеспечивалась реализацией следующих принципов:
1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу мы проводили обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяли цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом мы осуществляли постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связных высказываний ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Для реализации этих задач мы провели следующую работу:
Зачисление на занятия и выпуск обучающихся проводили в течение учебного года. Количество обучающихся с нарушениями звуковой стороны речи неуклонно повышается, что связано с ухудшением экологии, ослабленным здоровьем детей, хроническими заболеваниями родителей. В связи с этим, диагностическое направление работы в наших школах включало обследование речи младших школьников в начале и в конце учебного года, а также в течение учебного года по запросам учителей. Логопедическую помощь оказывали всем, нуждающимся в ней.
2. Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в интересной форме закрепляли лексико-грамматические категории, развивали связную речь, упражнялись в правильном звукопроизношении. Дети получали хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда также способствует реализации этого принципа. В наших логопедических кабинетах большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.
3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
В своей работе мы использовали различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, в качестве оргмоментов на занятиях. Все дидактические игры и пособия очень нравились детям, они с большим интересом ждали новых занятий, т.к. на логопедических занятиях ребёнок получал возможность самореализовываться в учебной деятельности.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволял нам использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяли такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия, рисование манной крупой, кодирование слов «Шифровка», пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.
5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
С этой целью проводилось консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков учащихся, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях. В октябре, апреле были проведены родительские собрания 1-х классов: «Рекомендации родителям по коррекции нарушений звукопроизношения».
Работая в школе, мы убедились в необходимости учета обозначенных принципов, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволил обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи. В конце года мы отметили положительную динамику в развитии связной речи, звукопроизношения, усвоении лексико-грамматических категорий на 75 – 80% у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Это показывает эффективность и практическую значимость нашей работы.
Использованная литература.
Автор: Шопина Анна Викторовна, учитель-логопед МБОУ «ООШ № 13», стаж работы 5 лет; Гусарова Светлана Григорьевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 34 с УИОП», стаж работы 15 лет, г. Старый Оскол Белгородской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые Анна Викторовна и Светлана Григорьевна! Развитие речи учащихся - важная составляющая работы по ФГОС. Ваша инициатива помогает детям, а положительный результат работы - лучшее доказательство её необходимости. Желаю вам успехов!
Уважаемые Анна Викторовна и Светлана Григорьевна! Развитая речь-основа успешной личности, а ФГОС призывают развивать личность каждого учащегося.Успехов вам и положительной динамики результативности вашей работы !
Уважаемые Анна Викторовна и Светлана Григорьевна! Опыт вашей работы, безусловно, значим. Успеха вам!
Пять баллов! Очень нужную и важную работу вы ведете! Желаем Вам дальнейших успехов. Приглашаем познакомиться с нашим опытом...