Регистрация

Использование информационных технологий в образовательном процессе

  • 22 ноября 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Наше общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования. Она обещает радикально повлиять на качество подготовки выпускников школы – потенциальных носителей нового типа мышления, соответствующего требованиям общественного развития через существенное повышение эффективности учебного процесса.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Использование информационных технологий в образовательном процессе

Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Каждый учитель, опирающийся на базовые компоненты учебной программы, в процессе подготовки и проведения уроков имеет возможность реализовать навыки использования готовых мультимедийных модулей, а также создания своих собственных, что обеспечит внедрение в школе целого комплекса инновационных подходов и приёмов.

Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Мы исходим из того, что информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае – координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Типы уроков с использованием ИКТ:

1) Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем. Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

2) Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки). Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этомс помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт. Итак, при создании учащимися компьютерных презентаций формируются важнейшие в современных условиях навыки: критическое осмысление информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации.

3) Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны. Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания.

4) Интегрированные уроки (музыка-ИЗО). Это уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного характера, в ходе которых, в буквальном смысле, ученики генерируют и обрабатывают информацию. Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы.

5) Уроки с использованием Интернет-ресурсов. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.

6) Уроки компьютерного тестирования. Такие занятия позволяют быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме. Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке.

В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими умениями:

1) сбор и хранение информации;
2) поиск информации;
3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;
4) организация и представление информации;
5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;
6) планирование информации, коммуникация;
7) моделирование;
8) проектирование.

Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.

Литература:

Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории.// ПИШ. 2002, № 5. 

Автор: Мисан Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания 1 категории МБОУ «Котлубанская СОШ», п. Котлубань, Волгоградская область. Стаж работу 18 лет. Участник районных и областных исторических чтений, руководитель Научного общества учеников и учителей «Котлубанской СОШ».

4 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 28)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Амосова Светлана Александровна 25.11.2012 в 05:33

Очень содержательная и актуальная статья. Пять!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 28.11.2012 в 04:15

Уважаемая Светлана Анатольевна! Действительно, "применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным", но ведь конкурс называется "Моя педагогическая инициатива", а ничего личного я в вашей статье не увидела. Как вы применяете компьютерные технологии, в чем ваша инициатива, где изюминка? У вас, к сожалению, лишь компиляция.

Ирина Владимировна 30.11.2012 в 20:27

Уважаемая Светлана Анатольевна!К большому сожалению, согласна с предыдущим комментарием полностью.

Ольга Александровна Рябцева 14.01.2013 в 12:13

Я считаю, что применение компьютера в настоящее время необходимо . Просто так диктует время. И Ваша работа несомненно заслуживает внимания. Спасибо Вам. Приглашаю Вас на свою конкурсную страничку.

Олеся Викторовна 17.01.2013 в 22:10

Уважаемая Светлана Анатольевна! Спасибо за статью. Действительно, без применения ИКТ мы уже не представляем себе нашу работу. Компьютер друг, помощник, советчик. приглашаю вас на свою конкурсную страницу, где вы сможете ознакомиться со здоровьесберегающими технологиями с помощью применения ИКТ.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!