«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
24 ноября 2015
Проект «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ по формированию навыка плавания у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ» направлен на описание эффективных средств развития и совершенствования двигательного опыта дошкольников при обучении их плаванию.
Здоровье – важная составляющая нашей жизни. Забота о здоровье ребенка во все мире признается приоритетным. В России внедрение Федеральных стандартов на всех уровнях образования постулирует мысль о необходимости внимательного отношения к здоровью детей, выдвигает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей первоочередной задачей, которые следует начинать уже с раннего возраста.
Каждый педагог, работающий в дошкольном учреждении, должен понимать, что воспитание и здоровье неразрывно связаны между собой. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.
Об оздоровительной роли плавания, важности этого умения как для детей, так и для взрослых создано огромное количество специальной и научно-популярной литературы. Специалистами отмечается, что начинать обучение этому навыку можно и нужно уже с раннего возраста.
При разработке проекта мы основывались на программу обучения плаванию Т.А.Протченко, которая предполагает максимальное использование времени занятия в воде за счет переноса общеразвивающих и специальных плавательных упражнений, выполняемых в подготовительной части, на занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику. Обучение детей проводится по одновременной методике с использованием элементов всех способов плавания, начиная с движений руками.
При таком подходе в работу с детьми могут включаться не только инструктор по физической культуре, но и другие специалисты дошкольного учреждения, родители, социальные партнеры. Но при этом роль ребенка в данном процессе остается подчиненной преимущественно возможностям групповых занятий. Одним из вариантов осуществления индивидуализации образовательного пространства может стать внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Сочетание здоровьесберегающих технологий с возможностями применения ИКТ дает возможность говорить об использовании в коррекционной работе сочетания традиционных и нетрадиционных методов и приемов. Мультимедийные возможности компьютерной техники позволяют обеспечить использование красочных, эмоционально ярких звуковых и видеоматериалов, способствующих не только решению образовательно-оздоровительных задач, но и повышению мотивационного спектра, развития творческих способностей детей.
Компьютерные технологии являются удобным подспорьем и для работы с родителями, которые наглядно могут освоить азы физкультурно-оздоровительной работы, использовать их в домашних условиях.
В настоящее время разработано множество интерактивных пособий для дошкольников, но все они, как правило, ориентированы на познавательное развитие у детей. Недостаточное количество мультимедийных комплексов по физическому развитию дошкольников, в частности по формированию навыка плавания, создает обширное поле для работы.
Цель проекта: организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ по формированию навыка плавания у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ.
Задачи:
1. Познакомиться с современными здоровьесберегающими технологиями как инструментом профессиональной деятельности воспитателя и инструктора по физической культуре.
2. Использовать современные здоровьесберегающие технологии с применением ИКТ в образовательном процессе.
3. Использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их психофизических возможностей, воспитывать двигательную культуру, стимулировать к проявлению творчества в двигательной деятельности.
4. Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет - ресурсы, СМИ.
5. Познакомить родителей с возможностями использования здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ для стимулирования и совершенствования двигательного опыта детей в домашних условиях.
Новизна проекта заключается в создании системы по формированию навыка плавания у дошкольников, основанной на использовании здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ.
Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нем выводы обеспечивают качественно новый подход к работе формированию навыка плавания у дошкольников, базирующийся на использовании здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ.
Гипотеза проекта: использование здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ в работе по формированию навыка плавания у дошкольников плаванию будет способствовать развитию и совершенствованию их двигательного опыта.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.Участники: воспитатель, инструктор по физической культуре, дошкольники, родители.
Проект предусматривает моделирование такой образовательной среды, в которой все компоненты системы по формированию навыка плавания дошкольников переосмысливаются с учетом целевых и содержательных ориентиров ФГОС ДО. В этой системе есть место как традиционным (игры на воде, ОРУ, подготовительные упражнения на воде, упражнения для разучивания с опорой и без и др.), так и нетрадиционным (гидроаэробика, художественное плавание, специальными упражнениями и др.) средствам, способствующим формированию навыка плавания у детей.
Принципиально то, что дидактическая позиция инструктора по ФК может быть преобразована, в том числе и за счет внедрения инновационных технологий, предусматривающих возможности диалога всех участников образовательного процесса. В рамках их при менения могут быть созданы презентации специальных упражнений, разминок, которые будут доступны детям в физкультурном уголке и ребенок сам может подойти и позаниматься под наблюдением взрослого. Эти же материалы можно использовать в домашних условиях под присмотром родителей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Качественные
Приобщение детей к двигательной деятельности с учетом их психофизических возможностей.
Формирование мультимедийной базы по обучению плаванию.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством применения здоровьесберегающих технологий с использованием ИКТ.
Количественные
Увеличение числа детей с улучшением индивидуальных психофизических показателей.
Повышение заинтересованности родителей в образовательном процессе.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое:
Подготовка воспитателей и инструкторов по физической культуре по внедрению новых здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ.
Привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений проекта.
Информационно-методическое:
Создание на официальном сайте МБУ отдельной страницы по сопровождению проекта и освещению результатов, форума обсуждения проблем.
Выступления педагогов на конференциях и семинарах, с последующей публикацией материалов.
Создание методических рекомендаций из опыта работы для педагогов и родителей по формированию навыка плавания у детей с использованием здоровьесберегающихтехнологий с применением ИКТ.
Материально-техническое:
Создание интегрированного игрового пространства, специально организованных развивающих зон в групповом помещении и бассейне.
Формирование электронной библиотеки игр, презентаций, аудиозаписей по использованию здоровьесберегающих технологий.
Оснащение развивающего пространства групп и бассейна информационно-техническим оборудованием.
В случае успешной реализации проекта он может быть использован образовательными учреждениями в качестве руководства по формированию навыка плавания у дошкольников с использованием здоровьесберерегающих технологий с применением ИКТ как с детьми с нормой физического развития, так и в группах с инклюзивной практикой.
Список литературы
1. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.
2. Большакова И.А. «Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005. –24 с.
3. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособ. для ст-тов / Н. Ж. Булгакова [и др.]. – М.: Academia, 2005. – 429 с.
4. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 80 с.
5. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.
6. Лоуренс, Д. Аквааэробика : упражнения в воде / Д. Лоуренс. – пер. с англ. – М. : ФАИР - ПРЕСС, 2000. –256 с.
7. Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду: кн. для воспитателей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, А. Богина. – М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
8. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 112 с.
Авторы: Тошина Наталья Николаевна, воспитатель МБУ детский сад №25 г. Тольятти, Смирнова Галина Владимировна инструктор по физической культуре МБУ детский сад №5 г.Тольятти.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Вконтакте
Одноклассники
Facebook
Мой мир
Похожие публикации
Комментарии (5)
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
29.11.2015 в 16:22
Так красиво, заманчиво всё изложено, но...Я всё равно что увидела конфетку в привлекательной обёртке, уже решила: всё, покупаю - обёртку развернула, а там конфетки-то и нет. Я понимаю, что это план пока ещё нереализованного проекта, но как оценивать пока лишь намерения и гипотетические результаты?
Добрый вечер, Наталья Николаевна. Очень приятно осознавать, что коллеги из дошкольного образования начинают разбираться и набивать себе шишки, реализуя ФГОС ДОУ. Почему приятно? Я думаю, что Вы согласитесь с очень старым изречением: "И опыт - сын ошибок трудных...". Да, ошибки еще будут, но "Не ошибается тот, кто ничего не делает". Конечно, здорово, что воспитатели пытаются самостоятельно разрабатывать некие модели, которые позволят внести изменения в свою профессиональную деятельность. Но... Познакомилась с представленным материалом и не обнаружила ничего нового: общие фразы, гипотезы, но ничего конкретного. Если это проект - то паспорт проекта будет визитной карточкой, который снимает многие вопросы. Если обозначаете этапы - то конкретная деятельность с планируемыми результатами. Вы прописали качественные и количественные результаты, а как и через что будете этого добиваться, не обозначили. Я думаю, проект будет привлекательным после его преобразования. Успехов в конкурсе.
Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.