Регистрация

Здоровьесберегающая среда как условие укрепления здоровья детей

  • 16 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Главной задачей дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья ребенка. Не секрет, что в современном мире все реже можно встретить абсолютно здорового человека. Родовые травмы, неправильное питание, отсутствие организации режима дня в семье отрицательно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Здоровый ребенок - это вовсе не тот, что не болеет, а тот, кто имеет физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому самое начало пребывания ребенка в детском саду имеет большое значение для его развития.

Для приема детей в группу была проведена большая работа. За три месяца до прихода ребенка в детский сад были обследованы семьи воспитанников. Разработана Программа адаптационного периода, организована и проведена «Школа молодых родителей», где родители ознакомились с Уставом Детского сада, с его правилами, режимом, что в дальнейшем исключило стрессовые ситуации у детей, Педагоги при поддержке родителей создали условия пребывания в группе.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Здоровьесберегающее пространство – это комплексная система, обеспечивающая ребенку психическое, физическое благополучие, комфортную морально-нравственную среду пребывания в семье и в детском саду.

По мере поступления детей в группу выяснилось, что здоровье воспитанников не соответствует стандартам нашего общества. Из 20 детей – 9 ребятишек имели 1 группу здоровья, а 11 – вторую. 4 детей состояли на диспансерном учете. Анализ состояния здоровья малышей привел к мысли разработки программы «Здоровье» ( таблица №1), которая бы отвечала всем требованиям содержания дошкольного образования. Она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно- гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

В программе отражена система физкультурной-оздоровительной работы, куда входит создание условий для двигательной активности детей, создание здоровьесберегающего пространства (приобретение игрушек каталок, двигателей, качалок, мягких модулей), приобретение специального оборудования для физкультурных занятий (погремушки, флажки, кольца с разными лентами, канаты, дуги, ребристые дорожки, гимнастические палки, набивные мешочки и массажные коврики). Непосредственно-образовательная деятельность по физическому воспитанию проводится по подгруппам с учетом группы здоровья ребенка. Учитывая психическое состояние воспитанника, подъем после дневного сна идет постепенный: очень возбудимые дети спят на 10-15 минут дольше.

Большое значение имеет организация двигательного режима. У детей 2-3 лет идет накопление и обогащение двигательного опыта. Утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, музыкальные ритмические движения, непосредственно- образовательная деятельность (2 раза в неделю по 8-10 мин.), самостоятельная деятельность, физкультурные досуги – все это способствует развитию двигательной активности наших малышей.

В этом году в детском саду стал работать детский врач. 3 раза в неделю она посещает группу с осмотром детей, предупреждая болезнь на ранней стадии. Дает консультации родителям по поводу здоровья детей. Совместно с медицинской сестрой организует проведение профилактических прививок.

Важным звеном в сохранении и укреплении здоровья детей является режим дня. Ежедневные прогулки способствуют хорошему аппетиту и продолжительному спокойному сну. Во время прогулки в группе проходит сквозное проветривание. После ухода детей домой группа обязательно происходит кварцевание помещения. С помощью родителей был приобретен в этом году бактерицидный облучатель ОБРН 2*15, который оказывает помощь в борьбе с простудными заболеваниями. По сравнению с прошлым годом заболеваемость снизилась на 15 %.

В группе детей 2-3 лет организована работа по предупреждению плоскостопия и развитию мелкой моторики рук. Хождение босиком по ребристой доске, по массажным коврикам обеспечивает правильное формирование стопы ребенка. Перебирание пуговиц, фасоли, гороха, выкладывание мозаики, пальчиковые игры – все это ведет к развитию мелкой моторики, логическому мышлению, вниманию.

Руки – это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми органами. «Надевание колец на пальцы», «снимание их»,трение ладошками друг о друга до теплоты», «смывание водичкой мыла» вызывает ощущение легкости, утренней радости. Делая самомассаж в определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

В непосредственной образовательной деятельности и в организации режимных моментов используются оздоровительные технологии:точечный массаж по Уманской А.А. для профилактики и лечения насморка, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, элементы зрительной гимнастики.

В раннем возрасте особое внимание уделяется роли питания. У ребенка происходит интенсивный процесс роста, развивается моторная деятельность. Дети в детском саду получают сбалансированное 4-разовое питание, на второй завтрак в рационе – напиток шиповника, сок или фрукты. За весом следит медицинская сестра. Три раза происходит взвешивание ребенка на первом году жизни. В учреждении действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей: по заболеваемости, по уровню сформированности физических качеств, по адаптации к условиям ДОУ.

В нашем учреждении в группе детей 2-3 лет здоровьесберегающая среда сформирована, так как соответсвует всем требованиям федерального стандарта: здоровый морально-психологический климат, гигиена помещения, современный дизайн, рациональный режим деятельности, современная образовательная программа Венгера, методики, технологически отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения (открытость, динамизм, гибкость, взаимодействие всех педагогических систем).

Таблица 1. Планирование работы с детьми и родителями по укреплению и сохранению здоровья ребенка.

Сроки

Содержание работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей

Содержание работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Содержание работы по формированию начальных предствлениях о здоровом образе жизни

Содержание работы с родителями

сентябрь

Утренняя гимнастика.

Гимнастика после сна.

Дыхательное упражнение « Подуем на..»

Самомассаж (поглаживание рук и ног)

Употребление напитка шиповника.

Практическое упражнение «Водичка-водичка»

Игровая ситуация» Научим куклу Катю пользоваться салфеткой»

Учимся снимать обувь.

 

Дидактическая игра «Расскажи и покажи» где рот, нос, уши

Участие в осеннем кроссе Наций.

Памятка для родителей «Одежда детей в разное время года».

Беседа «Витамины в борьбе с болезнями».

октябрь

Утренняя гимнастика с погремушками.

Бодрящая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательное упражнение «Часики».

Приучение детей
к правильному одеванию одежды и обуви.

Учимся аккуратно кушать.

 

Дидактическая игра «Расскажи и покажи»

Игры на прогулке «Султанчики».

Беседа для родителей «Мой режим дня».

ноябрь

Гимнастика для глаз (следим за предметами)

Мытье рук прохладной водой.

Дыхательное упражнение» Надуем шарик»

Слушание классической музыки.

Употребление в пишу сырого лука , добавляя его в первые блюда.

Хождение по массажной дорожке.

Практическое упражнение «Мое полотенце»

Учим правильно держать ложку во время еды.

Учим детей порядку.

Дидактическая игра «Оденем куклу Катю на прогулку».

Знакомство с сезонной одеждой.

Операция «Устроим детям горку на участке».

декабрь

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинки
с ладошки».

Утренняя гимнастика.

Бодрящая гимнастика после сна.

Самомассаж (поглаживание ног).

Гимнастика для глаз (открываем и закрываем глаза).

Приучаем детей к самостоятельному мытью рук и лица.

Игровая ситуация «накормим куклу Катю».

Игры на прогулке с лопаткой и ведерком.

Катание с горы.

Дидактическая игра «расскажи и покажи» (где нос, рот, глаза).

Встреча с детским врачом.

Как организовать закаливание детей в домашних условиях.

январь

Утренняя гимнастика.

Дыхательное упражнение «Снежинка.»

Самомассаж.

Гимнастика для глаз.

Употребление поливитаминов.

Практическое упражнение « Мы учимся есть аккуратно за столом».

Практическое упражнение «Мою руки сам и насухо вытираю своим полотенцем».

Подвижные игры на прогулке.

Катание с горки.

Консультация «Об организации двигательной активности детей дома».

февраль

Дыхательное упражнение «Вдох- выдох».

Ходьба босиком по ребристой дорожке.

Утренняя гимнастика с ленточками.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Надуй шарик».

Гимнастика для язычка.

Приучение детей к последовательному раздеванию и одеванию.

Дидактическая игра «Для чего нужны глаза».

Участие в физкультурном досуге

«Быстрее, выше, сильнее», посвященному Олимпийским играм.

март

Ходьба по массажной дорожке.

Гимнастика утренняя и после сна.

Самомассаж ручным массажером.

Учимся самостоятельно надевать обувь и застегивать ее.

Практическое упражнение «Насухо вытираю руки своим полотенцем».

Беседа «Как беречь свои ножки».

Памятка «Как уберечь ребенка от ОРВи».

апрель

Дыхательное упражнение «Дудочка», «Петушок».

Ходьба по массажному коврику.

Игровое упражнение «Допрыгни до шарика».

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика для язычка.

Приучаем детей к последовательному снятию и одеванию одежды.

Игра «Шнуровка».

Рассматривание
альбома «Смелые, сильные, ловкие».

Беседа «Витамины на вашем столе».

май

Дыхательное упражнение «Пчелка».

Гимнастика после сна.

Ходьба босиком после сна по массажной дорожке.

Мытье рук и лица прохладной водой.

Приучение детей к использованию индивидуальных предметов (носовой платок, салфетка, полотенце).

Дидактическая игра «Что я умею».

Консультация для родителей по организации физкультурного досуга в летний период.

Автор: Рыжкова Любовь Анатольевна, воспитатель МКДОУ Малышевский сад № 49 «Чебурашка», стаж работы в должности воспитателя 7 лет, участница областного конкурса «Воспитатель года». Работаю в детском саду воспитателем. Люблю детей с их улыбками, капризами. первыми словами и чистыми ясными глазами.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 19)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (11)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Лариса Викторовна 17.02.2014 в 19:44

Насколько я знаю, все виды точечного массажа не разрешены, у меня создалось впечатление, что вы не точно знаете методику проведения оздоровительных мероприятий, комплексы утренней гимнастики меняются 1 раз в 2 недели. К сожалению не удалось отследить логики в содержании работы по привитию культурно-гигиенических навыков. Раннему возрасту итак уделяется мало внимания( хотя напрасно), прочитав вашу статью вы можете многих ввести в заблуждение.

Ануфриева Ирина Викторовна 17.02.2014 в 23:48

Уважаемая Любовь Анатольевна, вы так смело пишите, что ваша «здоровьесберегающая среда сформирована, так как соответствует всем требованиям федерального стандарта»? Да мы же делаем только «первые шажки» по тернистой дороге «стандартов»… Когда же вы успели? Вы в своей статье описали нам общепринятую здоровьесберегающаюу среду, которая сейчас существует в каждом детском саду, ни больше, ни меньше. Спасибо за представленный опыт работы. Как знать, быть может кто-то из коллег найдёт что-то новое для себя в вашей публикации… Единственное, что мне было непонятно: вы используете (цитирую) «современная образовательная программа Венгера»? Это Программа «Развитие+»? Но она же для детей с 3-х до 7 лет… Желаю профессиональных успехов и здоровых детей «с их улыбками, капризами, первыми словами и чистыми ясными глазами».

Олеся Викторовна 19.02.2014 в 08:23

Уважаемая Любовь Анатольевна. Вы представили неплохой опыт работы, но инициативы в ней нет. Все довольно буднично. Странным показалось то, что вы только сейчас, при поступлении детей в детский сад разработали программу " Здоровье". А раньше у вас ее не было? Так же странновато, что в саду только в этом году стал работать детский врач. Я несколько лет работала в ДО, это было давно, но у нас всегда был доктор, прикрепленный к саду. Ведь ни одной прививки без назначения врача делать категорически нельзя!. Соглашусь с коллегой по поводу точечного массажа. Вы имеете медицинское образование , что бы его проводить? Ведь это не шутка,с малышами такое может закончиться плачевно!Возможно стоит немного доработать программу, поработать еще практически. Спасибо за работу! Удачи!

Наталья Петровна 19.02.2014 в 09:09

Мне хочется возразить Олесе Викторовне.Не обязательно в ДОУ иметь какую либо программу по здоровьесбережению.У нас её нет.Мы ставим 1 годовую задачу "сохранять здоровье детей и т.д. и т.п" И так ежегодно.И врач у нас не прикреплён. Есть ст.медсестра. Точечный массаж,самый рядовой -всю жизнь проводим, нам и на курсах, кстати, это давали.

Лариса Викторовна 19.02.2014 в 15:26

Уважаемые коллеги, работающие в детском саду №49 "Чебурашка" согласитесь наконец, что вы недостаточно знаете даже содержание нормативных документов, по которым регламентируется работа всех детских садов РФ. А любить детей - это в первую очередь не навредить им. Ведь бабушка, давая шоколадку внуку, тоже говорит, что любит его, а у внука сильная форма атопического дерматита. Даже проводя самый рядовой точечный массаж вы обязаны иметь медицинское образование, вообще вопросов в вам много: и когда вы обучались последний раз на курсах, и тема этих курсов и почему , работая с детьми раннего возраста вы не ставите вопрос о наличии детского педиатра. Вам есть над чем работать, не оправдывайтесь, а примите к сведению наши высказывания.
Кто хочет работать - ищет возможности, а кто не хочет - ищет оправдания. Спасибо за понимание! Я тоже очень люблю детей и как мама и как педагог.

Наталья Петровна 19.02.2014 в 15:44

Уважаемая Лариса Викторовна (информатика)! Вы наверное думали, что я автор статьи? Я даже из другого города, просто написала, что касается нас лично. Давайте будем немного сдержаннее в комментариях. Здесь всякие педагоги участвуют: профи и дилетанты, компетентные и дебютанты.

Вера Викторовна 19.02.2014 в 21:19

Уважаемая Любовь Анатольевна, спасибо за желание делиться опытом, всегда интересно,как организована работа по тому или иному направлению в других детских садах. Удачи вам.

Яна Артуровна 20.02.2014 в 22:31

Вполне нормальная разработка! Таких здесь не одна и им аплодируют. Такую бадягу развела "информатика", вот дались ей "коллеги, работающие в детском саду №49 "Чебурашка"". Удачи Вам, Любовь Анатольевна,

Лариса Викторовна 24.02.2014 в 17:11

Яна Артуровна, я такие слова как "бадяга" вообще не понимаю в обращениях педагогов, тем более на педагогическом портале, это же не базар. Похлопать в ладоши за эту работу могу, ну а аплодисментов достойны пожалуй не все, я от души аплодирую многим. За то, что поделилась опытом Любовь Анатольевна со всеми, конечно, достойно уважения. Она, в отличие от нас всех,даже не отвечает на наши комментарии. Если я кого-то обидела своими высказываниями по поводу работы,извините. Но я считаю,что выносить оценку личностным качествам( как это делают некоторые из педагогов на портале) никто не давал права. Пишите, видите какая живая тема затрагивается -дети раннего возраста, что может быть интереснее?

Светлана 24.02.2014 в 17:16

Уважаемая Любовь Анатольевна, удачи вам и успехов!

Цырен-Жаб Доржиевна 27.02.2014 в 09:04

Уважаемая Любовь Анатольевна, спасибо за участие! В работе я не увидела новизны, хотя тема имеет практическое значение. Удачи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!