Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Цель дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на школьное обучение, а в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в любой деятельности.
Задача педагога – помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий высокой эмоциональности малыш принимает и понимает окружающий мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать необходимо. И всё же, как говорил психолог Д.Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы. Иногда их заключения верны, а иногда и ошибочны.
Целью нашей работы является разработка системы занятий и проектирование совместной деятельности детей на основе технологий «Здравствуй, Мир», в условиях логопедического детского сада для детей с Общим Недоразвитием Речи (ОНР). Данный раздел программы является базовым для развития ребёнка – речевого, познавательного, личностного.
Знакомство ребёнка с окружающим миром происходит с помощью разнообразных средств. Их можно разделить на три группы:
Задача педагога сделать так, чтобы большую часть информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, полученную из источников третьей группы.
Эффективным решением задачи развития дошкольника нам видится выбор технологии «Здравствуй, Мир» программы «Школа – 2100». Мы знакомим детей с целостной картиной мира и учим их, использовать свой жизненный опыт для его познания. Главным способом осмысления мира нам видится в решении проблемных творческих задач.
Определены цели курса «Здравствуй, Мир»:
Также в работе с детьми мы используем учебный материал пособия «По дороге к Азбуке». Здесь подробно используются элементы логопедической методики развития речи, которая ориентирована на предупреждение ошибок в чтении и письме. В рабочих тетрадях представлен богатый иллюстративный материал, который избавит и нас, педагогов, и родителей от подбора необходимых рисунков.
Часто мы используем дополнительный наглядный материал. Например, при изучении тем: «Осень», «Деревья», «Плоды-семена» – собираем с детьми листья и плоды деревьев, оформляем гербарии. При изучении темы «Одежда» – оформляем альбом «Ткани», где дети могут потрогать любую ткань. На ощупь определить её структуру, отметить полюбившуюся цветовую гамму. Рассматриваем одежду детей. А закрепляем данный материал через сюжетно-ролевые игры: «Ателье» и «Демонстрация моды».
При изучении таких тем как «Овощи – фрукты», «Продукты питания» используем натуральные плоды овощей и фруктов, чтобы дети могли увидеть их натуральную величину, оценить вкусовые качества, приготовить блюда (салат) и сразу сделать выводы, обобщения, сравнения и обосновать свои суждения.
Учебный материал вводится последовательно таким образом, чтобы у ребёнка формировалось представление о себе как о человеке, и проходит через тему «Части тела». Затем как о члене семьи через тему «Семья», как о пассажире и пешеходе через темы «Транспорт», «Город», как о покупателе, будущем представителе какой- либо профессии и.т.д. Таким образом, у детей одновременно формируются представления о различных предметах и явлениях окружающего мира.
Большая роль отводится играм со словами, в ходе, которых дети приобретают навыки словоизменения, словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, дети практически осваивают структуру предложения. Это лексические игры «Один - много», «Назови ласково», «Скажи со словом много» и другие. Эти игры направлены на развитие разных умений: образования формы множественного числа имён существительных, и формы родового падежа множественного числа. Данный материал мы используем в каждой изучаемой лексической теме, поэтому у наших детей постоянно накапливается жизненный и речевой опыт.
Для закрепления тем по ознакомлению с окружающим, часто используем конструирование как часть занятия. Конструирование – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Работая с конструктором, дошкольник создаёт модели предметов и объектов реального мира, он выполняет задания, которые способствуют развитию наблюдательности и творчества.
Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.
Человек – созидатель и это уже проявляется в дошкольном возрасте и удовлетворяется в строительной деятельности у детей. Дети строят мосты, транспорт, дома, магазины, улицы, города…, закрепляя при этом пройденную лексическую тему. Итогом таких занятий является режиссёрская игра, где конструирование способствует совершенствованию речи детей. В процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, что очень важно для детей с ОНР.
Конструирование помогает ребёнку с речевой патологией. У ребёнка развивается диалогическая, монологическая, связная речь, пополняется активный и пассивный словарь.
Работая по данным технологиям, мы отметили, что дети активно и с интересом участвуют в таких видах деятельности, не утомляются, т.к. виды деятельности регулярно сменяют друг друга.
Результаты работы показывают, что у детей значительно расширился кругозор. Дети размышляют, они «ищут» самостоятельно ответы на поставленные вопросы, делают умозаключения. В плане развития речи у детей значительно расширился словарь, отмечается в речи активное использование сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, развивается контекстная речь. Таким образом, мы создаём условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Автор: Давыденкова Вера Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад № 137», г. Пермь.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Вера Евгеньевна, замечательный опыт работы. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!!!
Вера Евгеньевна, очень понравилась ваша статья, особенно связь с конструированием. Я думаю что детям очень интересно на таких занятиях! Буду использовать Ваш опыт в работе.
Давайте проанализируем фразу из предложенной работы - "Целью нашей работы является разработка системы занятий и проектирование совместной деятельности детей на основе технологий «Здравствуй, Мир», Данный раздел программы является базовым для развития ребёнка – речевого, познавательного, личностного". То есть, Вы должны что-то своё разработать и представить, так? Тем более, что это и является базой для развития ребёнка. Что именно разработано Вами? Не смущает Вас, что фраза "мы создаём условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка" - это есть Ваша непосредственная работа?
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!