Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не в словесной форме, а когда у детей есть возможность самим практически действовать.
Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому на своих занятиях стараюсь давать не готовый материал, а возможность детям самим действовать, чтобы ребенок слышал, видел, делал. Детский сад является первой ступенью в системе образования и важно, чтобы в дошкольном возрасте у детей сформировалось правильное отношение к природе, что бы дети не просто изучали природу, но и видели ее красоту, старались ее сохранить и приумножить. Один из методов, который использую в своей работе с детьми – это наблюдение.
Наблюдения в природе позволяют удовлетворить детскую любознательность, развивают наблюдательность, воспитывают эстетически. На прогулках и экскурсиях обращаю внимание детей на красоту отдельных явлений и объектов природы. В нашей групповой комнате находится уголок природы, где дети имеют возможность наблюдать за комнатными растениями, их ростом и развитием. Знакомим детей с выращиванием семян разными способами: без почвы – тыквы и фасоли, черенками – тополя и ивы. Наблюдая за животными, подвожу детей к выводу, что человек это тоже часть природы. На основе наблюдений в природе знакомлю детей с народными приметами, дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды. Радуются, когда их приметы сбываются.
Самый простой способ, где дети могли бы наблюдать за ростом растений и получить практические навыки ухода за растениями – это содержание огорода и цветочной клумбы. В нашем детском саду за каждой группой закреплена своя клумба и грядка в огороде. Весной вместе с детьми выращиваем рассаду овощей и цветов, затем высаживаем ее на клумбу и огород. В течение лета наблюдаем за ростом и состоянием растений – замечаем и оговариваем, что изменилось: появились новые листочки, бутоны цветов, любуемся их цветением.
У нас не было возможности проследить весь процесс производства хлеба в естественных условиях (выехать на поле, на мельницу, хлебозавод и т.д.), поэтому мною был составлен проект «Хлеб – всему голова», и в рамках его реализации дети увидели процесс производства хлеба по упрощенной схеме. На огороде детского сада посеяли пшеницу, в течение лета наблюдали за ростом, формированием колосков, их созреванием. Осенью вместе с детьми собрали урожай, дети «обмолотили» зерно, смололи его на кофемолке и из полученной муки испекли хлеб. У детей богатая фантазия и все испекли хлеб разного вида: кто-то в виде кренделя, кто-то в виде булочки, кто-то в виде лепешки. Готовым хлебом угостили сотрудников детского сада и родителей.
В своей работе тесно сотрудничаем с «Областным комитетом природы». Принимали участие в акции «Покормите птиц зимой» и «С каждого по зернышку» – изготавливали кормушки и развешивали их на участках детского сада, собирали корм для зимующих птиц, подкармливали их в течение холодов. Весной участвовали в акции «Каждой птице – свой домик» – изготавливали скворечники, размещали на участках детского сада. Вели календари наблюдений за птицами. Это позволило детям сделать выводы о необходимости отлета перелетных птиц осенью в теплые края.
У детей богатое воображение, они любят фантазировать. Я стараюсь использовать эту особенность детей в своей работе, придумываем сказки о животных, фруктах, овощах, природных явлениях. Дети придумывают своим героям имена, характеры. Придумать сказку можно опираясь на любой детский вопрос. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, широко применяю игровые методические приемы. Большое внимание уделяем предметным играм — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д.
В нашей групповой комнате оборудован уголок творчества и экспериментирования, где дети имеют возможность в своих играх использовать природный материал: песок, мелкие камешки, шишки и т.д. В этих играх дети, созидая, познают свойства и качества материалов, имеют возможность проводить свои исследования, создавать поделки из природного материала. С детьми так же играю в игры с мыльной водой и пеной, игры со светом и тенью, игры со звуком, игры – экспериментирование с различными материалами.
Мною был разработан цикл занятий по эстетическому воспитанию детей средствами природы. Занятия включают в себя экскурсии, наблюдения, содержат стихи и песни о природе. Дают детям возможность отразить свои впечатления от красоты природы в рисунке, лепке. Стараюсь свои занятия построить так, что бы они для детей были интересными и запоминающимися.
Автор: Елена Александровна Иванова – воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад №61 города Томска, стаж работы по специальности – 15 лет.
Приоритетное направление в работе Елены Александровны с детьми: «Воспитание бережного отношения к природе через практическую деятельность детей». Любит природу и старается передать это чувство детям, желание заботиться о природе и приумножать ее. Фото автора (буковка)
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
интересное занятие, которое можно приурочить к акции "Покормите птиц зимой!"
Спасибо, Елена Александровна!
Ваша работа неоценима, поскольку сглаживает грань между человеком и природой. В последнее время, когда люди отделяются от природы как щитом, эта проблема наиболее актуальна.
Вы с детства прививаете детям чувства любви, заботы и единства с окружающим миром.
Это дорогого стоит!
Спасибо, Елена Александровна за описание опыта работы в экологическом направлении.
Очень интересно было с ним познакомиться, замечательно что вы прививаете детям заботу о природе. Особенно в наше время, когда люди относятся к природе потребительски, забывая что природа- наш общий дом. Трудно себе представить жильца, который бы рушил стены своего дома, но тем не менее, мы губим природу, не задумываясь, что останется после нас нашим детям.
Спасибо за вашу работу!
Радует поэтичность и музыкальность занятия, стандарты требуют наличия списка литературы...спасибо автору за труд!
А что дети в лупу рассматривают? Что-то не нашла в конспекте отражение этого момента. А идея со смешанным кормом хоть и трудоёмкая в плане подготовки, но интересная.
Уважаемая Елена Александровна! Вы ведете очень хорошую работу по экологическому воспитанию детей. Занятие продуманное, интересное. Вот про хлеб в описании у меня остался большой вопрос. Удачи Вам в конкурсе + 5