Что такое сорняк с точки зрения устойчивого развития? Не всякий педагог знает ответ на этот вопрос. А что дети? Для них одуванчик – прекрасный загадочный цветок, о котором можно многое рассказать, сочинить, нарисовать.
Цели и задачи проекта: дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток; рассказать о том, где чаще встречается это растение, как используется человеком; научить проводить длительные наблюдения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.
Участники проекта: дети всех групп детского сада, начиная с 1-й младшей, педагоги, родители.
1. Провели экскурсии на луг, в парк, по территории детского сада и в другие места, чтобы выяснить, где растут одуванчики.
2. Организовали наблюдения за одуванчиком (в разное время суток, в дождливую и солнечную погоду, в разное время года).
3. Изучили особенности его внешнего вида и развития.
4. Выяснили, когда открываются и закрываются его цветки.
5. Обсудили, почему одуванчики и некоторые другие растения называют «сорняками» и правильно ли это.
6. Рассказали детям и родителям, как используется одуванчик в кулинарии, в медицине. Проект помог нам узнать о том, что из корней одуванчика делают настои для лечения разных заболеваний, из его цветков варят варенье, а молодые листья пригодны для приготовления салатов.
7. Воспитатели предложили родителям рецепты торта, варенья, салата из одуванчиков. Изготовленные по этим рецептам блюда дети с родителями приносили в группу.
8. Познакомили всех участников проекта с правилами сбора этого и других растений.
9. Собрали разнообразную информацию, стихи, загадки, рассказы об одуванчике – дети выучили стихи об этом растении, разгадали загадки, прочитали литературные произведения.
10. Организовали выставку семейных работ «Очаровательный сорняк».
11. Педагоги разработали циклы наблюдений за растением для разных возрастных групп.
12. Дети старшей и подготовительной групп сочинили сказки об одуванчике.
13. На примере одуванчика объяснили ребятам и родителям необходимость бережного отношения ко всем растениям.
14. В завершение проекта провели праздник – «День цветов». К этому событию родители с детьми приготовили оригинальные костюмы, эмблемы цветов, выполнили рисунки по теме «Наш любимый цветок». Девизом выставки стало выражение: «Мы цветы не рвем, мы их рисуем!».
Наш одуванчик похож на… (Ответы детей младшей группы)
Наблюдения за одуванчиком в разное время суток
Цветок начинает раскрываться утром, а закрывается, когда садится солнце. Перед дождем одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не открываются.
Утром одуванчик до 8 часов закрыт, но в тени его головка закрыта и до 9 часов. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток.
Высказывания детей: «Сначала зеленый шарик, через 3–4 недели – желтая головка цветка, через неделю головка закрывается, появляются белые пушинки, на конце коричнево-желтые лепестки (взрослый цветок), через 2 дня – белый пушистый шар (семена созрели), еще через день – голая голова (семена разлетелись в разные стороны)».
Наблюдения в разную погоду
В дождливую погоду одуванчики и днем стоят с закрытыми головками.
Наблюдения «Где растет одуванчик»
Одуванчик растет везде: вдоль дорог, на лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, огородах. Он не растет на болоте.
Из «Дневника наблюдений» педагога
Наблюдения за развитием одуванчика (проводились в течение 3 недель). Дети отметили, что его развитие происходит следующим образом: у одуванчика вырастает полая цветочная стрелка, заканчивающаяся одиночным соцветием – корзинкой (бутон) – раскрывается цветок – к нему прилетают пчелы – появляется закрытая коробочка с длинным тонким носиком и хохолком из белых мягких волосков – появляется серовато-белый пушистый шарик, состоящий из семян-парашютиков – семена-парашютики разлетаются.
(авторы – дети подготовительной группы)
Была зима. Одуванчик спал в земле. Но вот наступила весна, растаял снег, и одуванчик проснулся. Захотел он посмотреть, что происходит наверху, и решил выглянуть из-под земли. Сначала одуванчик стоял на зеленой ножке-стебельке, и головка его была зеленой. Ярко светило солнышко.
Прошло время, и одуванчик раскрылся, стал желтым. К нему прибегали дети и говорили: «Привет, одуванчик – желтый сарафанчик!». Прилетали пчелы, бабочки, комары, мухи. Насекомые пили сок и ели сладкую пыльцу.
Однажды к растению прилетела бабочка – и не увидела желтого одуванчика. Вместо него на зеленой ножке качался белый пушистый шарик. Бабочка стала летать вокруг шарика и махать крылышками. От этих взмахов из головки одуванчика стали вылетать белые парашютики. Они полетели в разные стороны.
Когда все парашютики исчезли, одуванчик стал лысым и некрасивым. Бабочка заплакала: «Что с тобой случилось? Мне тебя так жалко!» – «Не расстраивайся так, милая бабочка, скоро из моих пушинок вырастут новые красивые одуванчики. Бабочки и пчелы будут снова собирать нектар, дети сделают из молодых листочков вкусный салат. А я теперь смогу отдохнуть до следующей весны».
Автор: Людмила Кузнецова, воспитатель-эколог,
руководитель дизайн-студии «Светлана»,
ЦРР – детский сад № 73, г. Вологда.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Людмила, работа ваша действительно понравилась. Огромная работа проделана детьми, хоть у меня и первый класс, возьму себе на заметку. Тему проекту про одуванчик предложу своим ученикам. Успехов.