Игры с песком – это увлекательный процесс экспериментирования, созидания, творчества. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечают: «Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это – мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно». Песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с ограниченными возможностями здоровья, а это – залог их развития и саморазвития.
Свой первый коммуникативный опыт ребенок получает в песочнице. Посредством игр с песком ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Играя, дети моделируют в песочнице различные ситуации, проигрывают и «проживают» их. А далее наступает момент, когда мы замечаем в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.
Предлагаю познакомиться с новинкой – кинетическим песком – уникальным материалом для развития детей. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, он мягкий, пушистый, и в то же время оставляет руки ребенка чистыми и сухими, его легко собрать после игры, он не вызывает аллергии.
Технология игр и упражнений с песком разработана и апробирована в группе кратковременного пребывания комбинированной направленности. Группу посещают дети с детским церебральным параличом и нормально развивающиеся дети. Объединение в играх полезно и тем, и другим: дети с ДЦП приобретают необходимый им опыт общения, а их нормально развивающиеся сверстники учатся толерантности.
Занятия и игры проводятся в специально отведенном пространстве игровой комнаты, которое называется «центром песка и воды». Предметы центра яркие, безопасные, удобные для детей, учитывают их особенности и возможности. Например, совочек для ребенка с ДЦП должен быть с длинной ручкой для удобства захвата, а колышек для вбивания в песок – большего диаметра, чем для нормально развивающихся детей.
Мы предлагаем одно из игровых занятий с песком (Полная методика и система занятий заказывается на rodnik452@ya.ru).
Образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Словарь: Песок, сухой, пересыпается, шуршит, воронка, бутылочка, совок.
Материал: Стол-песочница, фартуки для взрослого и ребенка, совок, воронка, бутылочка с широким и узким дном, кораблик, лист плотной бумаги.
Воспитатель: «Песочные человечки очень любят, когда к ним приходят гости и дарят подарки». Надевает ребенку и себе фартук, закатывает рукава.
Воспитатель: «Давай подарим им воронку и бутылочку. У воронки широкие края и узенькое горлышко. Посмотрите, человечки, как играют Ксюша и Ваня: берут совок за ручку, набирают в ковшик песок и высыпают в воронку по очереди: «ш-ш-ш…» (воспитатель показывает, как насыпать песок в бутылочку совочком). «Не получается, песок сыплется мимо бутылочки. Нам пригодится воронка» (вставляет воронку в горлышко бутылки, дети с легкими двигательными нарушениями делают это сами). «А теперь насыпаем песок вместе: совочек Ваня, совочек Ксюша.
Воспитатель: Из воронки быстро тек наш песочный ручеек. Песочным человечкам очень понравился ваш ручеек, давайте высыплем из бутылочки ручеек и по нему поплывет кораблик. Ту-ту-ту. Уплыли песочные человечки в путешествие, а мы аккуратно сметем песок с бортиков, все уберем, снимем фартуки и пойдем мыть руки».
Варианты заданий для нормально развивающихся детей:
1 вариант. Предлагаем ребенку бутылочки, воронки, плотную бумагу. Ребенок самостоятельно определяет, как удобнее пересыпать песок в бутылочку. А можно ли пересыпать песок с помощью бумаги? Воспитатель предлагает ребенку попробовать разные способы пересыпания. Вместе с ребенком сооружают из бумаги кулек и пересыпают с помощью него песок в бутылку. Что удобнее – воронка или бумажный кулек? Почему? Чем еще можно заполнить бутылочку? (водой). С помощью чего удобнее заполнить бутылочку водой? Почему? Воспитатель закрепляет понятия: 1) человек придумал приспособления, которые помогают ему в его жизни; 2) воронка более прочная, чем кулек; 3) можно использовать и бумажный кулек, если рядом нет воронки. Таким образом, ребенок учится вариативности действий, умению использовать разные материалы в быту.
2 вариант. Берем бутылочку широкую и узкую, высыпаем одинаковое количество песка в ту и другую, сравниваем уровень песка в обеих бутылочках. Ребенок сравнивает уровень песка в бутылочках, объясняет, почему уровень разный. Таким образом, дети осваивают мерки в математике.
Автор: Людмила Алексеевна Акуличева, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ комбинированного вида № 452 «Родничок», стаж работы по специальности – 27 лет. Участие в работе региональной экспериментальной площадки Учреждения и работе творческой группы «Дети в мире природы». Экологический проект «Взрослые и дети за природу в ответе»; в 2010 году участвует в конкурсе на соискание премии г. Н.Новгорода. Увлечение: садоводство. Фото автора Акула
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Знакомство с окружающим у ребенка начинается с чувственного восприятия.с помощью элементарного экспериментирования. Дети таким образом узнают о свойствах воды, песка, воды и т.д. Я работаю с маленькими детьми и использую подобные игры. Они очень интересны детям, т.к сразу виден результат. Спасибо Людмила Алексеевна за содержательное сообщение!
Мне очень понравился "песочный" стол.Такой я вижу впервые.Вы молодец, что работаете с природным материалом. Этого часто боятся педагоги ДОУ.Я голосую за Вас!
Интересная,работа. Не обычно например зимой заниматься с ребятками с песком.Вам 5 .Удачи!1!