Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела...
И никто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по-нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, – горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем.
Мы, наши дети живем в XXI веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе.
Поэтому мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относится к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте, дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.
Цель проекта: Формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции.
Задачи проекта:
Педагогические условия воспитания основ чувства единства человека и природы:
На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радости общения с ней, когда человек отнесется к ней с внимательными глазами, с любовью и бережном отношении к ней.
Таким образом, мы считаем, что закладывать основы экологического мышления нужно в раннем возрасте через:
Поэтому мы решили создать собственный экологический мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Нам удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность. Сначала мы задались вопросом: «Часто ли дети бывают в музеях?» Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии. Как привлечь внимание родителей к музеям?
Была определена тема и название, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещений). Экспонаты располагаются по тематическим блокам. Коллекции мини-музеев постоянно обновляются и пополняются. Первые экспонаты для музея принесли работники детского сада, родители вместе с детьми изготовили декоративно-прикладные работы, отражающие экологическую культуру дошкольников. Увлеченность, с которой пополнялся и расширялся музей, способствовала расширению круга сторонников и активных участников, не только сотрудников, но и детей и их родителей. В итоге накопилось много интересного, познавательного, имеющего ценность для каждого из нас, а самое главное связанного с природным и культурным наследием Югры.
Основными посетителями музея являются дети самых разных возрастов. Формы работы с посетителями разные, учитывающие интерес как больших групп, так и немногочисленных. Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий, таких как:
и другие темы экскурсий, отвечающие экологическому направлению.
Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью и средствами музея (экспозиции, выставки, экскурсии, музейные праздники) можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков.
Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе – эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции – интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д.
А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Экспонаты используются на различных занятиях для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.
Показать единство и гармонию всего живого на земле – задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно-техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна – федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.
Работа экологического мини-музея реализуется уже в течение трех лет. В 2007-2008 учебном году мы впервые активно, интересно, с творческим огоньком приняли участие в Международной акции «Марш парков», организованным Природным Парком «Сибирские Увалы»: «Краснокнижники Югры», где продемонстрировали высокий результат работы с детьми и родителями в данном направлении.
Ответственное отношение к природе – означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Было решено оставить музей постоянно действующим, так как он способствует закладыванию основ мировоззрения подрастающего поколения, формированию его отношению к окружающему миру, расширению экологических знаний.
Ежегодное участие в Международной экологической акции «Марш парков» позволяет расширять тематические блоки музея. Сегодня это:
1. Блок «Экологическое законодательство».
2. Блок «Красная книга Сибири».
3. Блок «Фауна Сибири».
4. Блок «Насекомые Югры».
Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.
Рисунки, коллажи, плакаты. В своих творческих работах ребята отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту в рисуночном и аппликативном изображении.
Декоративно-прикладные творческие работы. Осознание проблемы идет через творчество, совместный труд ради одной большой общей цели раскрывает способности детей, их творческий потенциал.
Памятки, буклеты, календарики – оказывают экологическое просвещение для тех, кто учится и учит, и несут информацию об особо охраняемых территориях, но также воспитывают у подрастающего поколения любовь к природе родного края.
Альбомы, азбуки, папки-раскладушки – носят информационный характер и оказывают большое влияние на повышение уровня экологической культуры дошкольников и родительской общественности.
Использование компьютерных технологий помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить способности, заложенные природой, изменить мировоззрение у ребят, осознание ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.
В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители: папа и мама, бабушка и дедушка. Созданный экологический музей – результат общения, сотрудничества воспитателя, детей и родительской общественности.
По результатам проведенного мониторинга за формированием компетентности детей в вопросах экологической культуры выяснилось, что мы достигли хороших результатов: у старших дошкольников высокий уровень компетентности составил – 62%, средний – 38%, низкий уровень – 0; в подготовительных группах: высокий уровень – 75%, средний – 25%, низкий уровень – 0%. Эти показатели нас приятно обрадовали, поэтому мы будем продолжать работать в том же направлении.
Для наших детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники – это без сомнения! Человек – это часть природы, а значит и о нем необходимо заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета Земля – наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!
Автор: Елена Валентиновна Кирилюк, воспитатель высшей квалификационной категории МОУ ДОУ комбинированного вида №23 «Гуси- лебеди» города Нижневартовска Тюменской области, стаж – 22 года.
Об авторе: Елена Валентиновна награждена Дипломом I степени за большую работу по экологическому воспитанию и активное участие в Международной акции «Марш парков 2009» среди дошкольных образовательных учреждений. Участник V Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития», 2010г.
Предана профессии, ведет кропотливую работу по выявлению одаренности в детях. Большое внимание уделяет формированию гражданской позиции через работу мини- музея. Обладает высоким интеллектуальным потенциалом, благородными человеческими качествами, энергична, доброжелательна.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Елена Валентиновна, большое спасибо за интересный поект. Я думаю, что музейная экспозиция над которой вы работаете, оказывает большое влияние
на формирование экологической культуры у подрастающего поколения, а это сейчас очень насущная тема. Желаю вам удачи!
Елена Валентиновна! Ваш проект мне очень понравился. Желаю победы в конкурсе!
Елена Валентиновна, ваш проект очень понравился. Я считаю, что он поможет деям в формировании экологической культуры. Желаю вам удачи!
Считаю тему экологического образования дошкольников очень актуальной в свете современного состояния окружающей среды, а особенно аномальной погоды в мире.
Елена Валентиновна! Мне очень понравился ваш проект, он интересен и актуален. Желаю вам победы в конкурсе!
Воспитание экологической культуры с детства важно! Замечательная работа!
Чудесно! Музейная педагогика в ДОУ - это новое направление. Хорошо, что есть такие педагоги, которые воспитывают в детях не только экологическую культуру, а ещё и любовь к родному краю. А сибирь я очень люблю. У меня там сестра живёт.