Регистрация

Проекты краеведческой направленности в ДОУ

  • 23 декабря 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Практико-ориентированный проект «Вторая жизнь вещей»

Группа: средняя.

Актуальность: Проект направлен на решение вопросов экологического воспитания.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: месяц июль.

Проблема: Когда мы с детьми были на экскурсии в лесополосу, то увидели много мусора. Что же мы выбрасываем? При всем разнообразии мусора нельзя не заметить, что большую часть его составляют бумага во всех ее видах и пластмасса – в основном, упаковочные материалы. Но если бумага и картон достаточно быстро перемешиваются с землей и разлагаются под действием бактерий, то пластмасса практически не разложима. Однажды экологи провели простейший эксперимент – зарыли старые нейлоновые чулки на полуторасантиметровую  глубину. Через 7 лет они оказались целехоньки! В природе нет таких веществ, поэтому они образуют горы отходов, не вовлекаемых в биологический круговорот.

МУСОРНАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ

Давайте узнаем, как долго пролежат в земле «творения рук человеческих».

Стеклянная бутылка – один миллион лет.

Именно столько пролежит обычная стеклянная бутылка. Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам. Так что у наших потомков будет шанс найти даже целую бутылку пива, не выпитую каким-нибудь ценителем этого напитка.

Полиэтиленовый пакет – от 500 до 1000 лет.

Около 1000 лет будет лежать в земле «не съёдобный» для микроорганизмов-деструкторов полиэтиленовый пакет. К счастью, многие страны отказываются от использования пластиковых пакетов, а значит, у наших потомков есть шанс жить не на мусорной куче.

Пластиковые бутылки – от 500 до 1000 лет.

Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти. К сожалению, микроорганизмы практически его не разлагают. Некоторые страны также отказались от использования пластиковой тары.

Алюминий – от 80 до 200 лет.

Согласно расчётам учёных в одном лишь 2004 году в мире было закопано на свалках около 55 миллиардов алюминиевых канистр, что на 760% больше, чем в 1972 году. Окурки сигарет – от 1 до 5 лет.

Не смотря на кажущуюся «хлипкость» окурки в природной среде разрушаются тоже не так быстро, как хотелось бы. Виной всему оставшиеся после курения токсичные вещества и ацетат целлюлозы, из которого состоит фильтр. Огромное количество курильщиков делает окурки сигарет особо опасными для окружающей среды. Газета – 2-4 недели, некоторые издания дольше. Дети стали спрашивать, а можно ли из некоторого бросового материала сделать нужные вещи? Поэтому и возникло решение провести проект «Вторая жизнь вещей».

Цель проекта: Воспитание гуманной, социальной активности, творческой личности, способной понимать и любить природу, бережно к ней относится.

Задачи:

1. Формировать чувство бережного отношения к природе, любви к родной земле.

2. Развивать у детей стремление участвовать в деле охраны природы и способствовать снижению негативного влияния человека на природу.

3. Пробудить в детях чувство родства с природой, умение восхищаться окружающим миром.

4. Развивать у детей чувство красоты и понимание уникальности мира природы.

5. Привить детям основные правила поведения в природе.

6. Сформировать интерес к окружающему миру, книгам о природе.

7. Вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

8. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.

План реализации проекта.

  1. Изготовление коллажа «Планета заболела».
  2. Создание слайд – прентации «Спасем природу вместе».
  3. Изготовление коллажа «Здоровая планета»
  4. Беседа с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу».
  5. Изготовление поделок из бросового материала дома и в детском саду.
  6. Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь».
  7. Совместная деятельность по изодеятельности: конструирование из спичечных коробочек «Светофор», художественный труд: «Ваза» (коллективная работа), аппликация из атласных ленточек на одноразовой тарелочке «Подарочек для любимой мамочки».
  8. Трудовой десант на территории  школьного стадиона и территории около него «Сделаем планету чище!»
  9. Консультация для родителей: «Зачем нужно детям знать, что такое экология».
  10. Анкетирование родителей «Окружающая среда. Умеем ли её беречь?». (Цель: узнать на достаточном ли уровне знания родителей  об экологии).

Итоговое  мероприятие: Создание мини-музея «Поделки из бросового материала».

Досуг: «Посещение музея».

Вывод: не выбрасывайте бросовый материал (бумагу, картон) – перерабатывая его  вы спасете деревья от ненужной вырубки, не выбросите бутылки, флаконы и другой бросовый материал- спасете природу , а себя займете увлекательным и творческим делом.

Размещение лозунгов – обращений ко всем взрослым и детям на стенде в МБДОУ.

Материал использованный в ходе реализации проекта: вырезки из газет, журналов; бросовый материал – спичечные коробки, одноразовые картонные тарелочки, контейнеры из – под яиц киндер сюрпризов, трубочки для коктейля, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, коробки из – под сока, пищевая фольга, фантики от конфет, пластиковые бутылки, кусочки пенопласта; узкие атласные ленты; пуговицы; цветная бумага; мешки для мусора и перчатки для сбора мусора; пластилин, краски.

ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На  нем  всегда  находятся  желающие  помериться  силой, показать  свою  удаль, отведать  вкусных  и  румяных  блинов.

Масленица  один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.

Вид проекта: творческий, средней продолжительности.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проблема: Поэтому и возникла идея в проведении проекта о масленице.

Цель проекта: знакомство с традицией проведения народного праздника «Масленица».

Задачи проекта:

  • познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
  • провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.
  • приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника «Масленицы».
  • познакомить детей со старинными, народными закличками;
  • вызвать желание совместной деятельности взрослых и детей;
  • воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа;
  • обогащать духовный мир детей
  • воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Ресурсное обеспечение: литература; подвижные игры; дидактические игры; наглядный материал; совместная деятельность; прогулки (участие в празднике); сюжетно-ролевые игры.

Ожидаемый результат:

  • развить интерес детей к традициям проведения старинного праздника «Масленица» через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;
  • вызвать желание участвовать в празднике через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии;
  • бережное отношение к народным традициям;
  • творческая самореализация;
  • умение играть в команде;
  • вызвать интерес к народным приметам, закличкам, играм;
  • оставить положительное эмоциональное впечатление о народном, старинном празднике;
  • создание атмосферы радости приобщении к традиционному народному празднику;
  • повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. Этап. Разработка  проекта:

  • Обсуждение  вариантов проведения и возможностей  участия в  празднике  родителей  и  детей.
  • Подготовка  информации  для  родителей  о народном  празднике «Масленица».
  • Планирование  и  проведение  занятий, совместной  и  игровой  деятельности  с  детьми.

2. Этап реализация.

  • Обсуждение  оформления  группы.
  • Подбор  необходимых атрибутов  для игр.
  • Оформление  уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
  • Оформление «блинного» уголка с рецептами  блинов.

3. Совместная деятельность взрослых и детей. 

  1. Беседы  о  празднике,  о  его  праздновании  на  Руси.
  2. Чтение  и  разучивание  закличек, поговорок, стишков.
  3. Разучивание  хороводных  и  подвижных  игр.
  4. Рисование по  теме: «Масленица пришла»
  5. Лепка по теме: «Масленица – блиноедка»
  6. Ручной  труд: Изготовление масленичек.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА»

ВИД ПРОЕКТА – познавательный, фронтальный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – месяц август.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ – познание, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Актуальность - Двадцать первый век - век промышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако я считаю, что кружевоплетение на коклюшках - прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево - прекрасный подарок! Технология плетения зародилась в девятнадцатом веке, в России, в городе Елец Липецкой области. Кружевоплетение - традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!

ЦЕЛЬ: формирование и развитие познавательного интереса к предмету русского народного творчества – елецкому кружеву.

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

ПОЗНАНИЕ:

1. Уточнить и расширить знания детей о родном городе.

2. Познакомить детей со старинным народным промыслом-кружевоплетением.

3. Познакомить родителей с историей елекого кружева.

4. Приобщать детей к народному искусству.

5. Развивать интерес к труду мастеров родного края и их произведениям искусства.

КОММУНИКАЦИЯ:

1. Пополнить и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о кружевоплетении.

2. Развивать умение использовать эти слова в своей речи.

3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

4. Способствовать развитию любознательности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

  1. Познакомить детей с дидактической игрой «Что нужно для плетения кружева», направленную на закрепление представлений о кружеве.
  2. Познакомить детей с русской народной игрой «Кружева».
  3. 3. Развивать творческие способности детей в играх.
  4. Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

БЕЗОПАСНОСТЬ:

  1. Продолжать знакомить детей с культурой поведения на улице и в музее народных промыслов.
  2. Формировать навыки безопасного поведения в русской народной игре «Кружева».

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Познакомить детей со стихотворениями поэтов города Ельца о елецком кружеве.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (продуктивная деятельность – рисование):

1. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

2. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

3. Продолжать учить симметрично  располагать узор, использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: предполагаю сформировать у детей познавательный интерес к предмету русского народного промысла – елецкому кружеву, к старинным традициям города – коклюшечному кружевоплетению.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: организована выставка изделий из елецкого кружева в группе детского сада; создана методическая копилка по данной теме.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.

  • непосредственная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
  • Создание мини-музея «Елецкие кружева».
  •  Выставка изделий из елецкого кружева.
  • Итоговое мероприятие: «К нам в гости пришла  кружевница».

Выводы: Плести кружева очень нелегко. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый. Дети не только познакомились с кружевами, но и многие воспитанники заинтересовались приемами кружевоплетения и хотели бы себя попробовать в роли «маленьких кружевниц.

Автор: Коровкина Р.Д., воспитатель МБДОУ Детский сад, п. Солидарность.

3 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 6)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария

Нагорная Мария 24.12.2016 в 14:14

Уважаемая Римма Дмитриевна! Вами представлен богатый материал краеведческой направленности. Безусловно, все проекты актуальны и важны. Иллюстративный материал показывает, что такая работа ведётся в детском саду систематически, детям она интересна, к делу привлечены и родители воспитанников. Отлично, что дети познают свой родной край через такую деятельность, в которой они активны: участвуют в акциях, создают коллажи, ходят на экскурсии, вместе с родителями делают поделки, готовятся к праздникам и т.д.!
В первом проекте «Вторая жизнь вещей» мне показалось, что материал, представленный в абзаце «Мусорная машина времени» сложноват для восприятия детьми средней группы.

Аманжулова Ирина Юрьевна

Аманжулова Ирина Юрьевна 24.12.2016 в 18:53

Уважаемая Римма Дмитриевна! Вы молодцы, а ваши детки просто чудо. Ваши проекты не просто описаны, но и показан их результат, который дети сами представляют и защищают. Большое вам спасибо за вашу проектную работу, которая очень важна и необходима в наше время.

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 24.09.2020 в 06:47

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 11:00

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Дружкова Мария Александровна

Дружкова Мария Александровна 07.04.2021 в 14:19

Проект "Вторая жизнь вещей" - актуальнейшая проблема современности. Вы смогли донести до детей глобальную проблему, а это очень ценно. Дети стали интересоваться, задавать вопросы. Значит, Ваш проект получил отклик в детской душе. А что может быть лучше? Проект "Широкая Масленица" - приобщение к истокам русской культуры, а это очень ценно! Кружевоплетение-действительно нужно это помнить и знать, пусть традиции живут, нельзя их забывать! Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!