Регистрация

Занятие в старшей группе ДОУ «Как животные готовятся к зиме»

  • 27 сентября 2023

Тема: «Осень».

Цель: развитие представлений дошкольников о приспособлении живых существ, к среде обитания.

Задачи:

  • учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе имеющихся знаний о диких животных и их подготовке к зиме;
  • закрепить знания о приготовлениях человека к зиме;
  • развивать и поощрять познавательную активность;
  • создать условия для развития любознательности.

Оборудование и материал: фланелеграф, следы зверей, муляжи и картинки грибов, шишек, рыбы, мёда, веток и листьев; изображения берлоги, норы, дупла; карточки: инструменты для сбора овощей (лопата, топор, ведро), строительные инструменты (молоток, пила, пассатижи) и тара (мешки, ящик, банки) для хранения овощей; раздаточный материал: шаблоны овощей и фруктов, банки для консервирования; ninokids, угощение для детей.

Ход занятия

Воспитатель заводит из группы детей в музыкальный зал. Зал оформлен – осенний лес, в лесу помещена игрушка зайца. На стенах развешаны картинки, указывающие на жилища медведя, ежа, белки; на полу лежат шаблоны следов диких животных: медведя, ежа, белки, малина, листья, шишки.

В местах, где заканчиваются следы животных, висят изображения берлоги, норы и дупла. Стоят стулья, фланелеграф (возле которого лежат  карточки с изображением картофеля, капусты и моркови) и стол, на котором лежат карточки строительных инструментов, инструментов для сбора овощей и тары для хранения овощей), стол, на которм разложены шаблоны овощей (огурцы, помидоры) и фруктов (яблоки, груши), шаблоны банки.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по осеннему лесу, путь у нас длинный, сейчас мы с вами закроем глазки и представим, что идём по лесным тропинкам.

Звучит музыка, дети закрывают глазки.

Воспитатель: Вот мы с вами оказались в осеннем лесу. Ребята, посмотрите, кто здесь сидит?

Дети: Заяц.

Воспитатель (берёт игрушку в руки): Посмотрите, а заяц чем-то расстроен. Давайте узнаем почему.

Дети: Что случилось?

Воспитатель, держа игрушку в руках, прислушивается к ней.

Воспитатель: Ребята, заяц очень испуган, потому что потерял своих лесных друзей. Ему не с кем поиграть на лесной полянке. Зайка просит нас помочь ему их найти. Поможем, ребята?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним, кто в нём живёт. Кого мы с вами будем искать?

Дети: Медведь, ёжик, белка, крот, барсук.

Воспитатель: Ребята, лес очень большой, а как мы с вами будем искать животных?

Дети: По следам.

Воспитатель вместе с детьми проходит по группе. На полу заранее разложены шаблоны следов медведя.

Воспитатель: Посмотрите, вы что-нибудь видите?

Дети: Чьи-то следы.

Воспитатель: Давайте с вами пойдём по следам.

Воспитатель и дети идут по следамПодходят к стене, где висит изображение берлоги. Рядом висят картинки рыбы, банки с медом.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: В домике лежит то, что любит есть медведь (рыба, мёд); значит это берлога медведя.

Воспитатель (держит в руках игрушку и обращается к ней): Зайка, но в берлоге никого нет. Давай спросим у ребят, может они знают, где медведь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где медведь, почему его нет в берлоге?

Дети: Сейчас время года – осень. Медведь готовится к спячке.

Воспитатель: Как он готовится к спячке?

Дети: Медведь усиленно питается, запасает жир.

Воспитатель: Чем питается медведь?

Дети: Любит кушать мёд, рыбу, ягоды.

Воспитатель, держа игрушку в руках, прислушивается к ней: Ребята, зайка просит ,чтоб вы помогли его другу медведю собрать для него малины. Поможем?

Дети: Поможем.

Звучит музыка, дети собирают малину в корзинку, собрав отдают зайцу. 

Воспитатель: Поставим корзинку здесь, медведь придёт и обрадуется. Ребята, пойдем дальше по следам.

Воспитатель и дети идут по следам ежика и подходят  к стене где висят картинки листьев, грибов и изображение норы.

Воспитатель: Ребята, чья-то нора? Кто в ней живёт?

Дети: В норе живёт ёж.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: В норе лежат грибы, а грибы  любит собирать и кушать ёж.

Воспитатель:Ребята, а как ёжик готовится к зиме?

Дети: Ежик собирает листья (чтобы на них спать), делает запасы грибов.

Воспитатель, держа игрушку в руках, прислушивается к ней.

Ребята, зайка просит, чтоб вы помогли его другу ежу собрать для него листьев. Поможем?

Звучит музыка, дети собирают листья в корзинку, собрав, отдают зайцу.

Воспитатель поставим корзинку здесь ёжик придёт и обрадуется

Воспитатель: - давайте пойдём дальше по следам.

Воспитатель и дети идут по следам белки, по направлению к  стене где висят картинки шишек, орехов, грибов и   изображение дупла.

Воспитатель: -  ребята, что вы видите?

Дети: - дупло, в нём живёт белка.

Воспитатель: - а как белка готовится к зиме?

Дети: - белка делает запасы грибов, орехов. Меняет шубу на более тёплую.

Воспитатель, держа игрушку в руках, прислушивается к ней.

Ребята зайка просит ,чтоб вы опять помогли его другу белке собрать для него шишек.Поможем?

Дети: Поможем.

Звучит музыка, дети собирают шишки в корзинку, собрав, отдают зайцу.

Воспитатель: Поставим корзинку, здесь белка придёт и обрадуется.

Воспитатель: давайте ребята напомним зайке ,где же находятся его лесные друзья.

Дети: В лесу.

Воспитатель: Что они делают в лесу?

Дети: Запасы на зиму.

Воспитатель: Вот видишь, зайка, все твои друзья заняты делом. Наступила осень, звери готовятся к зиме. Но мы тебе хотим сказать, осенью все трудятся: не только звери, но и мы люди также много трудимся, чтобы подготовиться к зиме. Ребята, расскажите зайцу, что мы делаем осенью?

Дети: Собираем урожай: овощи и фрукты.

Воспитатель: Покажем зайчику, как мы это делаем?

Дети: Покажем.

Воспитатель: Предлагаю сесть на пеньки.

Дети присаживаются на стулья. На столе разложены карточки строительных инструментов, инструментов для сбора овощей и тары для их хранения.

Воспитатель: Ребята, давайте зайцу покажем, как овощи собирают и хранят. Посмотрите, у меня на столе лежат инструменты, с помощью которых можно собрать овощи и тара, в которой эти овощи можно хранить. Я на фланелеграф буду прикреплять овощ. А вы будете подходить к столу; выбирать нужные инструменты и тару, и прикреплять их на фланелеграф.

Воспитатель (прикрепляет на фланелеграф карточку с изображением картофеля): Что необходимо для сбора и хранения картофеля?

Дети (ребёнок подходит к столу и выбирает карточки): Нам нужны лопата, чтобы выкопать картофель; ведро, чтобы его собрать и мешки для хранения. А хранить мы будем в погребе (прикрепляют карточки на фланелеграф и садится на стул ).

Воспитатель (прикрепляет на фланелеграф карточку с изображением моркови): Что необходимо для сбора и хранения моркови?

Дети (ребёнок подходит к столу и выбирает карточки): Нам нужно ведро, чтобы собрать морковь и ящики для хранения. А хранить мы будем в погребе (прикрепляют карточки на фланелеграф и садится на стул ).

Воспитатель (прикрепляет карточку с изображением капусты): Что необходимо для сбора и хранения капусты?

Дети (ребёнок подходит к столу и выбирает карточки): Нам нужен топор, чтобы срубить капусту; мешки для сбора и банки для засолки (прикрепляет карточки на фланелеграф и садится на стул).

Воспитатель: Ребята, а кроме овощей, что мы можем ещё собрать осенью?

Дети: Фрукты.

Воспитатель: Зайка говорит, что фрукты до весны испортятся. А как их можно сохранить?

Дети: Можно сварить компот или варенье.

Воспитатель: Какие вы молодцы, но давайте немного отдохнём. Подходите ко мне и становитесь в круг (проводится физкультминутка: «К нам жук влетел»).

К нам жук влетел,                        Плавные взмахи руками.

Зажужжал и запел:                    

« Ж – ж – ж».

Вот он вправо полетел,               Правую руку отвести в сторону.  

Каждый вправо посмотрел.        Плавный поворот головой в правую сторону.

Вот и влево полетел,                   Левую руку отвести в сторону.

Каждый влево посмотрел.          Плавный поворот головы в левую сторону.

Жук на нас хочет сесть,              Плавные взмахи руками.

Не дадим ему присесть.              Плавные отталкивающие движения.

Жук, вот правая ладошка,           Показать правую ладонь.

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,             Показать левую ладонь.

Посиди и тут немножко.

Жук вверх полетел                      Взгляд устремлен вверх.

И на потолок присел.                   Плавный подъем рук.

На носочки мы привстали,           Подъем на носки.

Но жука мы не достали.                Сожалеющий жест.

Хлопнем дружно:                          Хлопки в ладоши.

Хлоп – хлоп – хлоп.

Чтобы улететь он смог.                Плавные взмахи руками.

«Ж – ж – ж».

А теперь покажем зайцу, как можно заготовить овощи и фрукты на зиму. Подойдите к столам.

Дети проходят   к столу. На столе, заранее, разложены шаблоны овощей (огурцы, помидоры) и фруктов (яблоки, груши), а также шаблоны банок.

Воспитатель: На столе лежат фрукты и овощи, которые мы с вами собрали, давайте их и заготовим на зиму (дети раскладывают на нарисованных банках картинки с овощами и фруктами).

Воспитатель: Давай, зайка, узнаем у наших ребят, что же получилось. Ребята, что вы приготовили?

Дети:

  • мы засолили огурцы.
  • а мы засолили помидоры.
  • мы сварили компот.

Воспитатель: Какой компот?

Дети: Яблочный компот.

Воспитатель: А у вас что получилось?

Дети: Мы сварили яблочно-грушевый компот.

Заяц (говорит воспитатель): Ребята, я благодарю вас. Я очень много нового узнал и мне очень понравилось у вас в гостях. Я обязательно ещё приду к вам в детский сад.

Воспитатель: Теперь ему пора возвращаться в свой лес, но сначала зайка хочет вас отблагодарить (воспитатель достаёт корзину с яблоками и предлагает детям попробовать угощение во время обеда). Мы его попробуем, когда будем обедать.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего запомнилось?

Дети:

  • мы искали по следам диких животных,
  • собирали урожай и заготавливали овощи и фрукты на зиму - консервировали. Больше всего запомнилось консервирование.
  • нам было интересно выбирать инструменты и тару для хранения овощей.

Воспитатель: Нам с вами пора отправляться назад в детский сад. Сейчас закроем глазки и представим, что лесной тропинке возвращаемся в сад.

Звучит музыка, дети закрывают глазки.

Воспитатель: Вот мы с вами оказались обратно в детском саду. Понравилось вам путешествовать по осеннему лесу?

Дети: Да!

Материал предоставила Пескова Елена Юрьевна, воспитатель МКОУ Елховской ООШ Ивановской области. 

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 27 сентября 2023
  • 451
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!