Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»
1. Совместная образовательная деятельность.
2. Возрастная группа: подготовительная.
3. Образоваельная область: «Познавательное развитие».
4. Тема: «Подарок маме».
5. Тип деятельности: тематическое, творческое.
6. Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, вопросы, проблемы, дифференцированный подход, личностно-ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
7. Новизна: развитие детей на основе коллективной деятельности с использованием экспериментирования.
8. Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.
9. Форма обучения на занятии: мастерская, опыты, эксперименты.
10. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
11. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Педагог достает из коробочки предметы. Если он показывает предмет, из которого можно сделать бусы, дети хлопают в ладоши, если нет – топают: блокнот, ручка, чайная ложка, лупа и мешочек с белым сыпучим веществом.
Педагог: Неужели ничего нет? У меня нет деревянных брусков, раковин и бисера, из чего можно было бы сделать бусы. Вот только этот белый порошок – сода. Из него можно сделать бусы. Но в мешочке ее очень мало, на бусы не хватит, нужно идти в секретную лабораторию профессора Наукина.
Экспериментальная деятельность.
Дети подходят к лаборатории и видят на двери огромный замок.
Педагог: Не просто зайти в лабораторию. Нужно произнести волшебное «заклинание».
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок Дети сцепляют пальцы в «замок».
Кто его открыть бы смог?
По-сту-ча-ли, Стучат нижней частью ладони.
По-кру-ти-ли, Крутят сцепленными ладонями.
По-тя-ну-ли Раскрывают ладони, но пальцы не размыкают.
И от-кры-ли! Разводят руки в стороны.
Педагог: Ребята, посмотрите, дверь не открылась. Наверное, мы что-то не сделали.
Педагог видит, что в двери, под замком, записка.
Педагог: «Замок откроется лишь, когда вы выполните задания.
1 задание: На территории лаборатории спрятаны предметы на букву м. Надо их найти и сложить в корзинку.
2 задание: Составить слова из слогов и прочитать их».
Педагог: Я предлагаю Полине и Роме составить слова, а остальным ребятам найти предметы.
Под музыку дети двигаются по залу и ищут предметы на букву м (мандарин, матрешка, мешочек, медведь и т.д.) и складывают в корзину. Полина и Рома составляют слова.
Педагог: Замок открылся. Надеваем фартуки ученых и проходим в лабораторию. Посмотрите, что лежит в тарелочках?
Дети: Белый порошок, сода.
Педагог: Сода есть, но как из нее делать бусы? Что же такое сода? Ребята, давайте позовем профессора Наукина: «Наукин, на помощь!».
Появляется профессор Наукин и предлагает детям послушать одну интересную историю. Все рассаживаются перед экраном. На экране изображена неведомая, далекая страна.
Наукин: Вот в эту страну когда –то очень давно попала геологическая экспедиция, которую возглавлял ученый Песков. Они искали там камни и полезные ископаемые. В одном из походов они заблудились и решили заночевать прямо в лесу. Развели костер. Как вы думаете, зачем им был нужен костер в лесу?
Дети: Сварить ужин, обсушить одежду, обувь.
Наукин: Геологи были осторожными людьми и чтобы не допустить распространения пожара по лесу, решили огородить огонь. Чем можно в лесу это сделать? Ветками? Сухими листьями? Камнями? Но их нет в лесу! Разбрелись друзья по лесу в поисках камней. Давайте поможем собрать геологам камни. Превратимся в геологов.
Физкультминутка.
Мы геологами станем.
Да? Да! Дети хлопают в ладоши на головой.
Будут все гордиться нами.
Да? Да! Делают то же самое.
Что же ждет нас впереди?
Высокие горы, Показывают руками.
Бурные реки, Крутят руками перед собой.
Мы все реки обойдем, Топают ногами.
Все озера переплывем! Показывают руками.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели!
Да? Да!
Игра «Собери камни в корзину».
Дети собирают комочки – камни с пола, относят в коробку.
Наукин: Вот так и наши геологи собирали, но только не камни принесли они к костру, а какое-то белое вещество, которое нашли у берега реки. Его было очень много. А геологи – люди находчивые и попробовали вместо камней использовать это вещество. Насыпали его вокруг костра .Костер был огорожен.
Сварили геологи ужин, согрелись и легли спать. А утром, когда проснулись, увидели вокруг потухшего костра какие-то странные, блестящие на солнце, запекшиеся кусочки, похожие на стекло. Как вы думаете, как называется белое вещество, которое превратилось в слитки?
Дети отвечают.
Наукин: Это была сода. С тех пор из соды стали делать изделия, похожие на стекло или камень. В моей лаборатории всегда есть много соды. На всякий случай.
А чтобы сделать бусы из соды в домашних условиях, нужно еще одно знакомое вам вещество. Сможете отгадать, что это?
Обращает внимание на тарелочки с крахмалом.
Наукин: Потрогайте его пальцами.
Дети трогают и говорят, что это.
Наукин: Верно, это крахмал. Так вот, чтобы сделать бусы, нам будут нужны… Вспомните, какие слова вы составили, чтобы открыть замок?
Дети: Сода, крахмал, вода.
Наукин: Со свойствами воды и крахмала вы уже знакомы. Узнаем теперь, что такое сода!
Опыт 1. «Рассматривание соды»
Наукин: Разделитесь на группы из 3 человек.
Детям дается лупа, и все рассматривают соду в увеличении.
Наукин: Что вы увидели?
Дети рассказывают.
Вывод. Сода состоит из мелких белых частиц.
Опыт 2. «Растворяется ли сода».
Каждой подгруппе предлагается три емкости: с водой, лимонным соком и содой.
Наукин: Насыпьте ложку соды в чашку с водой. Растворилась ли сода?
Дети: Да.
Наукин: Насыпьте ложку соды в чашку с лимонным соком. Растворилась ли сода?
Дети: Она шипит и очень медленно растворяется в кислоте.
Вывод. В воде сода растворяется быстро, в кислоте (лимонном соке) медленнее и с шипением.
Опыт 3. «Есть ли у соды запах»
Наукин: Понюхаем мандарин. Пахнет? А сода?
Дети: Нет.
Вывод. У соды запаха нет.
Наукин: Назовите мне свойства соды (по алгоритму 2-3 ребенка).
Наукин: Сегодня пищевую соду продают во всех продуктовых магазинах. Область применения соды очень широка. Кто мне скажет, где используют соду?
Дети: При выпекании булочек, печенья. Для мытья посуды.
Наукин: Молодцы. Ну что же, приступим к изготовлению бус для мамы. Положите в свою чашечку с содой 1 ложку крахмала.
Дети выполняют.
Наукин: Возьмите стаканчик с водой, медленно выливайте воду в миску и тщательно размешивайте. У нас получилась жидкость, похожая на что? (На сметану). Кстати, чтобы бусины стали разноцветными, что можно сделать?
Дети: Добавить краску в содовую массу.
По желанию дети выбирают цвет краски и добавляют в массу. Педагог уточняет цвет.
Наукин: Теперь мы перельем жидкость в большую миску. Вспомните, что нужно было для соды, чтобы она превратилась в стекло?
Дети: Огонь.
Наукин: Мы, конечно, не будем разводить костер, а отнесем миску на кухню. Пока сода нагревается, сделаем пальчиковую гимнастику.
Звучит музыка.
Наукин: Представьте, что у вас на ладони лежит комочек теста. Накройте его другой рукой, круговыми движениями катайте воображаемый кусочек теста и приговаривайте:
Катаем друг за другом,
Эй, ребята, не зеваем!
Мы катаем кругом, кругом,
Колобочек получаем!
Наукин: Откройте ладошку. Что на ней?
Дети: Круглая бусинка-колобочек!
Наукин: А еще можно слепить «колбаски». Попробуем? Делаем движения вперед – назад.
Мы вперед – назад катаем,
Эй, ребята, не зеваем!
Мы вперед – назад катаем
И колбаску получаем!
Наукин: Откройте ладони. Что там?
Дети: Колбаска!
Наукин: Её можно свернуть «улиткой» и получится необычная бусина! Ну, вот и готово наша масса для лепки. Посмотрите, что получилось?
Дети: Это тесто.
Наукин: Разделитесь на пары и договоритесь, какой величины будут ваши бусинки.
Приступаем к работе. Отщипываем тесто и скатываем бусинки. Раскладываем бусинки на поднос. Их нужно высушить, раскрасить, предварительно нанизав на деревянные шпажки. Но это мы сделаем позже. И на праздник подарим маме бусы, которые мы сделали сами..
Наукин: Ну что ж ребята, нам пора прощаться.
Рефлексия.
Педагог: Вам понравилось в лаборатории? Что нового вы узнали? Что запомнилось? О чем бы вы еще хотели узнать?
Дети отвечают.
Автор: Зельман Наталья Евгеньевна, воспитатель МДОУ детский сад «Сказка», р.п. Дергачи, Саратовская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Евгеньевна! Спасибо за представленный материал!
Экспериментирование позволяет формировать у детей любознательность, побуждает к самостоятельному познанию окружающего мира, даёт представление о способах практического взаимодействия с окружающей средой. К тому же, экспериментирование — это так увлекательно! Но на практике организовать экспериментирование не так-то просто: нужно обладать достаточными знаниями о свойствах материалов, подготовить инструментарий для проведения опытов, продумать все этапы организации детей. А у Вас получилось! Успехов в работе!
Наталья Евгеньевна! Читала Ваш конспект, как увлекательную книгу: что же получится в итоге? Очень хотелось бы увидеть фотографии процесса и результата Вашего эксперимента. Не очень поняла, что значит п.5. "Тип деятельности: тематическое, творческое".
Уважаемая коллега!Просто чудеса Вы творите вместе с детьми.Как Вам в голову пришла такая идея? Я в восторге и обязательно проведу со своими детьми. Спасибо.