Регистрация

Перспективный план ознакомления дошкольников с родным краем

  • 11 июля 2016

Программа «Йошкар-Ола – не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.

С изучения территории родного края – начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.

Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола – не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.

Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.

Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о родном городе, крае.
  2. Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
  3. Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
  4. Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.

Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.

В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Осень. Овощи. Фрукты

Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года

1) Игра «Чудесное лукошко»

2) Игра «Фрукты и овощи»

3) Смотр-конкурс «Дары осени»

4) Беседа «Осень – пора золотая»

5) Чтение худ. Литературы:

     А.Плещеев «Осень – пора золотая»

     Бальмонт «Осень»

6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень»

Октябрь

Растительный мир Марийского края

Формирование элементарных представлений о растениях родного края

1) Занятие: «Путешествие в марийский лес»

2) Чтение художественной литературы

3) Рассмотрение серийных открыток

 

Ноябрь

Животный мир Марийских лесов

Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках

1)  Игра «Где мой дом?»

2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы)

3) Игра «Кого встретил Степка?»

4)Загадки марийского края

5) Оформление альбома «Обитатели леса»

6) Игра «Летает, плавает»

Декабрь

Птицы

Марийского края

Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним

1) Игра «Что за птицы?»

2) Оформление альбома

3) Изготовление кормушек для зимовки птиц

4) Наблюдение за птицами

5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?»

6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках»

Январь

Праздничное украшение города

Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках

1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм»

2) Праздничное украшение елки

3) Рассмотрение альбома «Маски»

4) Изготовление игрушек

5) Совместная прогулка с родителями

6) Рассмотрение построек изо льда

Февраль

Зимние забавы, место отдыха детей

Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах

1) Оформление альбома «Зима»

2) Оформление газеты: «Мой выходной день»

3) Конкурс: «Лучший снеговик»

4) Чтение стихов, сказок про зиму

5) Рассмотрение иллюстраций

Март 

Йошкар-Ола – любимый город

Учить детей называть и любить родной город

1) Игра «Путешествие по городу»

2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом»

3) Чтение стихов о городе

Апрель

Выходной день в родном городе

Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…)

1) Оформление альбома «Мой выходной день»

2) Рассматривание фото «Красивые места в городе»

Май

Выходной день на даче

Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде

1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода»

2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче»

3) Рассмотрение фото «Растения сада»

Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительный мир

Марийского края

Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей

1) Беседа «Лесная аптека на службе человека»

2) Проект «Очаровательный сорняк»

3) Игра «Лекарственные растения – средство оздоровления организма»

4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края»

Октябрь

Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов

Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни

1) Конкурс загадок о животных

2) Настольная игра «Животные и их детеныши»

3) Рассмотрение иллюстраций

4) Классификация диких и домашних животных

5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним

6) Игра «У медведя во бору»

Ноябрь

Йошкар-Ола, знакомство с городом

Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем

1) Рассказ детей: «Мой выходной день»

2) Игра-путешествие по городу

3) Настольная игра «Строим город»

Декабрь

Улица, на которой расположен детский сад

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах

1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад»

2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные»

3) Красивые уголки улицы

Январь

Улица, на которой расположен дом

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети

1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает?

2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу»

Февраль

Государственные праздники

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках

1) Беседа : «Никто не забыт, ничто не забыто»

2) спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья

3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок

Март 

Достопримечатель

ности города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях

1) Знакомство с бульварами

2) Киноафиша города

3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам»

4) Заочное путешествие к музею

Апрель

Самые красивые места города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города

1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе»

2) Игра «Путешествие по родному городу»

3) Разучивание стихов о любимом городе

Май

Знакомство с рекой Кокшага

Расширить представление детей о водоемах своего региона

1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства»

2) Рассмотрение иллюстраций

3) Прогулки по набережной реки

4) Знакомство с правилами поведения на воде

Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительность

Красной книги

РМЭ

Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу

1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу»

2) Оформление альбома «Защити растения»

3) Конкурс знатоков природы

4) Разгадай кроссворд

5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги»

Проект:

6) Красная книга нашего региона – сигнал опасности

Октябрь

Правила поведения на природе

Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней

1) Занятие-праздник «Охранять природу – значит охранять родину»

2) Инсценировка «Правила поведения в природе»

3) Рассмотрение знаков поведения в природе

4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу»

5)Составление правил поведения в природе с детьми

6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу»

Ноябрь

Животные Красной книги

РМЭ

Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека

1) Проект: «Красная книга»

2) Игра «Мы из Красной книги»

Декабрь

Река Кокшага - легенда

Расширить представление детей о реке

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок»

3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей

4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская»

5) Оформление альбома «Правила поведения на воде»

6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город»

Январь

Флаг и герб

г. Йошкар-Ола

Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город

1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы»

2) Беседа «Триколор флага республики»

3) Игра «Собери герб» (пазлы)

4) Конкурс «Семейный герб»

Февраль

Знакомство с достопримечатель

ностями города

Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости

1) Игра «Такси»

2) Аппликации «Наш город»

3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе»

Март 

Народные традиции, обычаи

Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине

1) Знакомство с марийскими народными играми

2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем»

3) Аппликации «Марийский национальный костюм»

4) Разучивание марийских народных загадок

5) Прослушивание марийских песен

Апрель

Знакомство с марийскими писателями

Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке

3) Конкурс стихов

4) Рассмотрение портретов марийских писателей

5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам

Май

Государственные праздники

Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине

1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества»

2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто»

3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны

4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями

5) Парк Победы

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

РМЭ на карте нашей Родины

Расширить представление о родной стране, формировать интерес к «малой Родине», ее достопримечательностях

1) Рассмотрение карты РМЭ

2) Рассмотрение карты РФ

3) Рассмотрение открыток с изображением городов РМЭ

4) Чтение стихов

 

Октябрь

Памятники нашего города

Расширить представление детей о своем городе, о памятниках, вызвать чувство гордости, уважения

1) Рассмотрение иллюстраций

2) Экскурсия с родителями к памятникам города

3) Оформление газеты «Памятник моего города»

Ноябрь

Достопримечатель

ности города

Расширить представление детей о достопримечательностях своего города

1) Рассмотрение альбомов, книг

2) Экскурсия по городу

3) Оформление газеты (папка) «Мой любимый уголок»

4) Игра-викторина «Такси»

Декабрь

Известные люди РМЭ

Иметь представление об известных людях родного края, воспитывать чувство гордости и уважения

1) Беседа «Знакомство с писателями Чавайном, Кырля»

2) Викторина: «Знаете ли вы, что…»

3) Чтение произведений Марийских писателей

4) Чтение марийских сказок

5) Рассмотрение иллюстраций к произведениям, сказкам

Январь

Знакомство с республикой и ее городами

Закрепить знания детей о родном крае и городах РМЭ, Йошкар-Ола – столица республики

1) Занятие «Йошкар-Ола – столица РМЭ»

2) рассматривание фото с изображением городов

3) Рассматривание карты

4) Конкурс рисунка «Город, в котором я хотел бы жить»

Февраль

Флаг РМЭ

Рассмотреть представления о родном крае, знания о флаге, его важности

1) Знакомство с флагом РМЭ

2) Конкурс рисунка: «Флаг моей республики»

Март 

Герб республики

Закрепить знания о гербе, его значимости

1) Беседа о гербе «Герб моей республики»

2) Игра «Узнай свой герб»

3) Игра «Я россиянин»

4) Пазлы «Собери герб»

Апрель

Леса – богатство РМЭ

Закреплять и углублять знания о лесах, его важности в жизни региона. Учить правильному поведению в лесу

1) занятие «Лес – наше богатство»

2) Викторина «Лес и его обитатели»

3) Проект «Чудо –дерево»

4) Конкурс рисунка «Поведение в лесу»

Май

Реки и озера республики

Закрепить полученные знания о водоемах своего региона

1) Театральная сказка «Легенда о реке Кокшага»

2)сюжетно-ролевая игра «Жизнь в водоеме»

3)Легенда озера Черное

4)Рассмотрение иллюстраций

5) Оформление альбома «Озера нашей республики»

Используемая литература:

  1. Изучаем родной край: Детям о городе Йошкар-Оле (примерная программа по краеведению) Г.И. Соловьева, Л.Е. Майкова
  2. Колесникова Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Софронова Г.И., Шабалкина В.А. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.
  5. Экология города Йошкар-Олы, научное издание Мар. Гос. Универ. Отв. Ред. О.А. Воскресенская Й-Ола, 2007 г.

Автор: Сорокина Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 17 «Ивушка», г. Йошкар-Ола.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 17.01.2020 в 18:01

Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!