Программа «Йошкар-Ола – не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.
С изучения территории родного края – начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.
Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола – не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.
Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.
Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.
Задачи:
Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.
В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Осень. Овощи. Фрукты |
Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года |
1) Игра «Чудесное лукошко» 2) Игра «Фрукты и овощи» 3) Смотр-конкурс «Дары осени» 4) Беседа «Осень – пора золотая» 5) Чтение худ. Литературы: А.Плещеев «Осень – пора золотая» Бальмонт «Осень» 6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень» |
Октябрь Растительный мир Марийского края |
Формирование элементарных представлений о растениях родного края |
1) Занятие: «Путешествие в марийский лес» 2) Чтение художественной литературы 3) Рассмотрение серийных открыток
|
Ноябрь Животный мир Марийских лесов |
Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках |
1) Игра «Где мой дом?» 2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы) 3) Игра «Кого встретил Степка?» 4)Загадки марийского края 5) Оформление альбома «Обитатели леса» 6) Игра «Летает, плавает» |
Декабрь Птицы Марийского края |
Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним |
1) Игра «Что за птицы?» 2) Оформление альбома 3) Изготовление кормушек для зимовки птиц 4) Наблюдение за птицами 5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?» 6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках» |
Январь Праздничное украшение города |
Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках |
1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм» 2) Праздничное украшение елки 3) Рассмотрение альбома «Маски» 4) Изготовление игрушек 5) Совместная прогулка с родителями 6) Рассмотрение построек изо льда |
Февраль Зимние забавы, место отдыха детей |
Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах |
1) Оформление альбома «Зима» 2) Оформление газеты: «Мой выходной день» 3) Конкурс: «Лучший снеговик» 4) Чтение стихов, сказок про зиму 5) Рассмотрение иллюстраций |
Март Йошкар-Ола – любимый город |
Учить детей называть и любить родной город |
1) Игра «Путешествие по городу» 2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом» 3) Чтение стихов о городе |
Апрель Выходной день в родном городе |
Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…) |
1) Оформление альбома «Мой выходной день» 2) Рассматривание фото «Красивые места в городе» |
Май Выходной день на даче |
Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде |
1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода» 2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче» 3) Рассмотрение фото «Растения сада» |
Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительный мир Марийского края |
Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей |
1) Беседа «Лесная аптека на службе человека» 2) Проект «Очаровательный сорняк» 3) Игра «Лекарственные растения – средство оздоровления организма» 4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края» |
Октябрь Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов |
Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни |
1) Конкурс загадок о животных 2) Настольная игра «Животные и их детеныши» 3) Рассмотрение иллюстраций 4) Классификация диких и домашних животных 5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним 6) Игра «У медведя во бору» |
Ноябрь Йошкар-Ола, знакомство с городом |
Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем |
1) Рассказ детей: «Мой выходной день» 2) Игра-путешествие по городу 3) Настольная игра «Строим город» |
Декабрь Улица, на которой расположен детский сад |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах |
1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад» 2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные» 3) Красивые уголки улицы |
Январь Улица, на которой расположен дом |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети |
1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает? 2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу» |
Февраль Государственные праздники |
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках |
1) Беседа : «Никто не забыт, ничто не забыто» 2) спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья 3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок |
Март Достопримечатель ности города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях |
1) Знакомство с бульварами 2) Киноафиша города 3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам» 4) Заочное путешествие к музею |
Апрель Самые красивые места города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города |
1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе» 2) Игра «Путешествие по родному городу» 3) Разучивание стихов о любимом городе |
Май Знакомство с рекой Кокшага |
Расширить представление детей о водоемах своего региона |
1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства» 2) Рассмотрение иллюстраций 3) Прогулки по набережной реки 4) Знакомство с правилами поведения на воде |
Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительность Красной книги РМЭ |
Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу |
1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу» 2) Оформление альбома «Защити растения» 3) Конкурс знатоков природы 4) Разгадай кроссворд 5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги» Проект: 6) Красная книга нашего региона – сигнал опасности |
Октябрь Правила поведения на природе |
Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней |
1) Занятие-праздник «Охранять природу – значит охранять родину» 2) Инсценировка «Правила поведения в природе» 3) Рассмотрение знаков поведения в природе 4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу» 5)Составление правил поведения в природе с детьми 6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу» |
Ноябрь Животные Красной книги РМЭ |
Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека |
1) Проект: «Красная книга» 2) Игра «Мы из Красной книги» |
Декабрь Река Кокшага - легенда |
Расширить представление детей о реке |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок» 3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей 4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская» 5) Оформление альбома «Правила поведения на воде» 6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город» |
Январь Флаг и герб г. Йошкар-Ола |
Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город |
1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы» 2) Беседа «Триколор флага республики» 3) Игра «Собери герб» (пазлы) 4) Конкурс «Семейный герб» |
Февраль Знакомство с достопримечатель ностями города |
Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости |
1) Игра «Такси» 2) Аппликации «Наш город» 3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе» |
Март Народные традиции, обычаи |
Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине |
1) Знакомство с марийскими народными играми 2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем» 3) Аппликации «Марийский национальный костюм» 4) Разучивание марийских народных загадок 5) Прослушивание марийских песен |
Апрель Знакомство с марийскими писателями |
Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке 3) Конкурс стихов 4) Рассмотрение портретов марийских писателей 5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам |
Май Государственные праздники |
Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине |
1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества» 2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто» 3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны 4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями 5) Парк Победы |
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь РМЭ на карте нашей Родины |
Расширить представление о родной стране, формировать интерес к «малой Родине», ее достопримечательностях |
1) Рассмотрение карты РМЭ 2) Рассмотрение карты РФ 3) Рассмотрение открыток с изображением городов РМЭ 4) Чтение стихов
|
Октябрь Памятники нашего города |
Расширить представление детей о своем городе, о памятниках, вызвать чувство гордости, уважения |
1) Рассмотрение иллюстраций 2) Экскурсия с родителями к памятникам города 3) Оформление газеты «Памятник моего города» |
Ноябрь Достопримечатель ности города |
Расширить представление детей о достопримечательностях своего города |
1) Рассмотрение альбомов, книг 2) Экскурсия по городу 3) Оформление газеты (папка) «Мой любимый уголок» 4) Игра-викторина «Такси» |
Декабрь Известные люди РМЭ |
Иметь представление об известных людях родного края, воспитывать чувство гордости и уважения |
1) Беседа «Знакомство с писателями Чавайном, Кырля» 2) Викторина: «Знаете ли вы, что…» 3) Чтение произведений Марийских писателей 4) Чтение марийских сказок 5) Рассмотрение иллюстраций к произведениям, сказкам |
Январь Знакомство с республикой и ее городами |
Закрепить знания детей о родном крае и городах РМЭ, Йошкар-Ола – столица республики |
1) Занятие «Йошкар-Ола – столица РМЭ» 2) рассматривание фото с изображением городов 3) Рассматривание карты 4) Конкурс рисунка «Город, в котором я хотел бы жить» |
Февраль Флаг РМЭ |
Рассмотреть представления о родном крае, знания о флаге, его важности |
1) Знакомство с флагом РМЭ 2) Конкурс рисунка: «Флаг моей республики» |
Март Герб республики |
Закрепить знания о гербе, его значимости |
1) Беседа о гербе «Герб моей республики» 2) Игра «Узнай свой герб» 3) Игра «Я россиянин» 4) Пазлы «Собери герб» |
Апрель Леса – богатство РМЭ |
Закреплять и углублять знания о лесах, его важности в жизни региона. Учить правильному поведению в лесу |
1) занятие «Лес – наше богатство» 2) Викторина «Лес и его обитатели» 3) Проект «Чудо –дерево» 4) Конкурс рисунка «Поведение в лесу» |
Май Реки и озера республики |
Закрепить полученные знания о водоемах своего региона |
1) Театральная сказка «Легенда о реке Кокшага» 2)сюжетно-ролевая игра «Жизнь в водоеме» 3)Легенда озера Черное 4)Рассмотрение иллюстраций 5) Оформление альбома «Озера нашей республики» |
Используемая литература:
Автор: Сорокина Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 17 «Ивушка», г. Йошкар-Ола.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!