Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой, дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.
По продолжительности: долгосрочный, (I этап: март – октябрь «Овощные культуры и злаковые», II этап: ноябрь – февраль «Деревья и кустарники», III.этап: март-май «Цветы»).
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.
Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.
Условия реализации. Экологический исследовательский проект «Живые семена» задуман в качестве дополнительной меры экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта планируется в период март-май 2016 г.
В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:
Проблема, на решение которой направлен проект. Дети имеют частичные или не имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и плодоношении овощных культур.
Актуальность проекта. В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Методика модели «трех вопросов».
Этапы работы над проектом:
Цель: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от семя до плодов. Через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об одной из овощных культур.
Задачи |
Ожидаемые результаты |
Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур |
Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур |
Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями |
Дети рассуждают, отвечая на вопрос «Что сначала, что потом?» |
Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда |
Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели. |
Результат |
Продукт |
|
|
Этапы работы над проектом
Содержание |
Дата |
Необходимое |
Цель |
I. Подготовительный
|
Март I – II неделя |
Методическая литература, разработки по валеологии. |
Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект. |
Плановый
|
Март III – IV неделя |
|
Обозначить объем предстоящей работы по проекту. |
II.Организационный
|
Апрель II – III неделя |
|
Обеспечить реализацию проекта. |
|
Апрель-Май |
Фотоаппарат или видеокамера. |
Осуществление плана проекта. |
|
Май
|
|
Составление полного анализа реализации проекта. |
Ресурсы и источники
Категория ресурса |
Наименование ресурса |
Источники получения |
Человеческие
Материальные
Информационные |
Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы. Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат), картинки предметные, сюжетные. Инструменты для ухода за растениями, мелкие игрушки для оформления опытно-экспериментальной зоны «Огород» и мини-музея, луппы, карточки с поверхностью резной фактуры, продукты (натуральные и ненатуральные); Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены. Специальная литература, художественная литература, Интернет. Детская энциклопедия о растительном мире, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», КРАСНАЯ КНИГА.
|
Собственные ресурсы |
Система оценки результатов
№ |
Критерии |
Показатели в баллах |
1 |
|
2 |
2 |
|
2 1 0 |
3 |
|
2 1 0 |
4 |
|
2
1 0 |
5 |
|
2 1 0 |
6 |
|
2 1 0 |
7 |
|
2 0 |
8 |
|
2 0 |
9 |
|
2 0 |
План – график реализации проекта
Дата проведения и место в режимных моментах |
Совместная работа педагога с детьми |
Совместная работа родителей с детьми |
Свободная творческая деятельность |
Цель и предполагаемый результат |
12.02. II п/д Практическая работа |
Посадка зелени и лука-репки |
|
Полив рассады |
Создать экспериментально-исследовательскую зону «Огород» |
14.02. I п/д НОД по ознакомлению с окружающим «Живые семена» |
Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка |
|
Наблюдение за ростом растений в «Огороде» |
Введение детей в тему «Живые семена» |
II п/д Беседа «Корнеплоды и плоды» |
Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация |
|
Рассматривание книг о растительном мире |
Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе |
II п/д Введение «Дневника наблюдений» |
Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука |
Подготовка к выставке «От семян до плодов» (изготовление гербария) |
Д/игра «Что сначала, что потом?» |
Учить фиксировать результаты наблюдений |
II п/д Беседа «От семян до плодов» |
Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2 |
|
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» |
Закреплять знания об овощах |
15.03. II п/д «Семена цветов» |
Посадка семян цветов на рассаду |
|
Полив рассады |
Сравнить семена овощей и цветов. Ответить на вопрос «Можно ли определить по внешнему виду, что из них вырастет?» |
18.03. I п/д НОД окружающий мир |
«Растения – легкие земли» (слайдовая презентация) |
|
|
Воспитывать экологическое сознание дошкольников |
II п/д Работа в мини-музее |
Работа в дневниках наблюдений, стр №1 |
|
Рассматривание экспонатов мини-музея, изменений в зоне «Огород», |
Фиксация результатов наблюдения |
19.03. НОД (развитие речи) |
«Плоды и семена» Викторина |
Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур |
С/р игра «Продуктовый магазин» |
Закрепление полученных знаний |
Работа в зоне «Огород» |
Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени |
|
Полив рассады, прополка, рыхление |
Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе |
Игровая деятельность |
|
|
Игра-драматизация по сказке Дж. Радари «Приключения Чиполино» |
Развивать артистизм, коммуникативные способности |
Работа в дневниках наблюдений |
Заполнение страниц дневника |
|
|
Фиксация результатов наблюдения |
19.04. НОД приуроченное ко всемирному дню Земли |
«Земля – наш общий дом» |
Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке) |
Изготовление атрибутов и реквизита к занятию |
Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе |
Май |
Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы |
|
Высадка рассады цветов в клумбы |
Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу |
Работа в дневниках наблюдений |
|
Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай |
|
|
Сентябрь Беседа |
Повторение темы «Живые семена» |
|
|
Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков |
|
Организация выставки «Веселый урожай» |
Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке) |
Оформление выставки совместно педагогом и детьми |
Демонстрация результатов работы |
Октябрь «Чудеса осени» |
Осенний праздник |
|
|
|
25.01. «Веселый урожай» |
Итоговое занятие по проекту |
|
|
Подвести итог знаниям, полученным детьми в процессе реализации экологического исследовательского проекта «Живые семена» |
Используемая литература:
Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения./Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО, 1996г.
Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
Аспиз М.Е. Разные секреты/Худ.А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.
Растительный мир в картинках. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе»)
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)
Автор: Руководитель проекта Матвеева Ирина Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового, Томская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.
Отличный проект, а самое главное- практический. Ребята, в ходе работы над проектом узнают много нового и интересного. Например: знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями, высаживают растения на клумбу. Так же в вашем проекте ценно то, что вы параллельно с живой природой изучаете и неживую! Спасибо.