Регистрация

Экологический исследовательский проект в ДОУ «Живые семена»

  • 9 июня 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.

По продолжительности: долгосрочный, (I этап: март – октябрь «Овощные культуры и злаковые», II этап: ноябрь – февраль «Деревья и кустарники», III.этап: март-май «Цветы»).

Описание проекта

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.

Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.

Условия реализации. Экологический исследовательский проект «Живые семена» задуман в качестве дополнительной меры экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта планируется в период март-май 2016 г.

В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:

  • консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о выбранном растении;
  • пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях;
  • за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал;
  • на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.

Проблема, на решение которой направлен проект. Дети имеют частичные или не имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и плодоношении овощных культур.

Актуальность проекта. В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Методика модели «трех вопросов».

  1. Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта).
  2. Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома?
  3. Как нам найти ответы на вопросы? 

Этапы работы над проектом:

  • Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала.
  • Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.
  • Практический этап: реализация плана.
  • Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии. Что мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).

Цель: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от семя до плодов. Через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об одной из овощных культур.

Задачи

Ожидаемые результаты

Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур

Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур

Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями

Дети рассуждают, отвечая на вопрос «Что сначала, что потом?»

Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда

Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели.

Результат

Продукт

  1. Дети, опираясь на заметки в своем дневнике, могут рассказать о ходе проекта.

  2. Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона.

  3. Весь ход проекта от планирования до результата, прописан в методических разработках и рекомендациях для передачи опыта.

  4. Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария.

  5. Выставка творческих работ детей и родителей.

  • Дневник наблюдения

  • Оформление клумбы цветов

  • Методические разработки

  • Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы)

  • Методические рекомендации для педагогов и родителей

  • Создание гербария как учебного материала на занятиях и вне занятий.

Этапы работы над проектом

Содержание

Дата

Необходимое

Цель

I. Подготовительный

  1. Сбор и систематизация информации по теме.
  2. Разработка обоснования проекта.

Март

I – II неделя

Методическая литература, разработки по валеологии.

Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект.

Плановый
  1. Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы.

  2. Разработка цикла игровых занятий и мероприятий.

Март

III – IV неделя

 

Обозначить объем предстоящей работы по проекту.

II.Организационный

  1. Проведение консультаций для родителей.

  2. Подбор игрового, информационного, наглядного, опытного материалов.

Апрель

II – III неделя

  • разработка консультации «Живые семена. Цветы».

  • согласно плану занятий.

Обеспечить реализацию проекта.

  1. Рабочий

  1. Проведение занятий и мероприятий по плану

Апрель-Май

Фотоаппарат или видеокамера.

Осуществление плана проекта.

  1. Завершающий

  1. Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий.

Май

 

  • фото и видео материалы.

  • отзывы родителей.

Составление полного анализа реализации проекта.

Ресурсы и источники

Категория ресурса

Наименование ресурса

Источники получения

Человеческие

 

Материальные

 

 

Информационные

Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы.

Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат), картинки предметные, сюжетные.

Инструменты для ухода за растениями, мелкие игрушки для оформления опытно-экспериментальной зоны «Огород» и мини-музея, луппы, карточки с поверхностью резной фактуры, продукты (натуральные и ненатуральные);

Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены.

Специальная литература, художественная литература, Интернет. Детская энциклопедия о растительном мире, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», КРАСНАЯ КНИГА.

 

 

 

Собственные ресурсы

Система оценки результатов

Критерии

Показатели в баллах

1

  • даёт простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, трава, цветы, ягоды, овощи, фрукты и т.д). Обосновывает свой ответ.

2

2

  • знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями

  • правила знает частично и отчасти применяет их на практике

  • правила не знает и не применяет

2

1

0

3

  • называет растительную культуру и находит их семена

  • называет, но не всегда определяет их семена

  • не называет и не определяет семена

2

1

0

4

  • может объяснить полезное значение растительной культуры для организма.

  • не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры, но с удовольствием употребляет ее в пищу

  • не проявляет интереса к растительному миру

2

 

1

0

5

  • имеет представление о способах сохранения урожая (консервация, сушка, заморозка и т.д.)

  • Не имеет представления о способах сожранения урожая, но с удовольствием употребляет в пищу

  • Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая.

2

1

0

6

  • проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы.

  • проявляет бережливое отношение только к личным вещам

  • не проявляет бережливости ни к чему, что бы его ни окружало

2

1

0

7

  • знает правила общения с животным миром

  • не задумывается о правилах

2

0

8

  • знает о полезных свойствах солнца, свежего воздуха и чистой воды

  • не задумывается об их полезных свойствах

2

0

9

  • способен отделять полезные продукты от вредных

  • не способен.

2

0

План – график реализации проекта

Дата проведения и место в режимных моментах

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность

Цель и предполагаемый результат

12.02.

II п/д

Практическая работа

Посадка зелени и лука-репки

 

Полив рассады

Создать экспериментально-исследовательскую зону «Огород»

14.02.

I п/д

НОД по ознакомлению с окружающим «Живые семена»

Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка

 

Наблюдение за ростом растений в «Огороде»

Введение детей в тему «Живые семена»

II п/д

Беседа «Корнеплоды и плоды»

Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация

 

Рассматривание книг о растительном мире

Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе

II п/д

Введение «Дневника наблюдений»

Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука

Подготовка к выставке «От семян до плодов» (изготовление гербария)

Д/игра «Что сначала, что потом?»

Учить фиксировать результаты наблюдений

II п/д

Беседа «От семян до плодов»

Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2

 

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Закреплять знания об овощах

15.03.

II п/д

«Семена цветов»

Посадка семян цветов на рассаду

 

Полив рассады

Сравнить семена овощей и цветов. Ответить на вопрос «Можно ли определить по внешнему виду, что из них вырастет?»

18.03.

I п/д

НОД окружающий мир

«Растения – легкие земли» (слайдовая презентация)

 

 

Воспитывать экологическое сознание дошкольников

II п/д

Работа в мини-музее

Работа в дневниках наблюдений, стр №1

 

Рассматривание экспонатов мини-музея, изменений в зоне «Огород»,

Фиксация результатов наблюдения

19.03.

НОД (развитие речи)

«Плоды и семена» Викторина

Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур

С/р игра «Продуктовый магазин»

Закрепление полученных знаний

Работа в зоне «Огород»

Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени

 

Полив рассады, прополка, рыхление

Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе

Игровая деятельность

 

 

Игра-драматизация по сказке Дж. Радари «Приключения Чиполино»

Развивать артистизм, коммуникативные способности

Работа в дневниках наблюдений

Заполнение страниц дневника

 

 

Фиксация результатов наблюдения

19.04.

НОД приуроченное ко всемирному дню Земли

«Земля – наш общий дом»

Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке)

Изготовление атрибутов и реквизита к занятию

Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе

Май

Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы

 

Высадка рассады цветов в клумбы

Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу

Работа в дневниках наблюдений

 

Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай

 

 

Сентябрь

Беседа

Повторение темы «Живые семена»

 

 

Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков

 

Организация выставки «Веселый урожай»

Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке)

Оформление выставки совместно педагогом и детьми

Демонстрация результатов работы

Октябрь

«Чудеса осени»

Осенний праздник

 

 

 

25.01.

«Веселый урожай»

Итоговое занятие по проекту

 

 

Подвести итог знаниям, полученным детьми в процессе реализации экологического исследовательского проекта «Живые семена»

Используемая литература:

  1. Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения./Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО, 1996г.

  2. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

  3. Аспиз М.Е. Разные секреты/Худ.А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.

  4. Растительный мир в картинках. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе»)

  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)

Автор: Руководитель проекта Матвеева Ирина Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового, Томская область.

2.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 8)
  • 9 июня 2016
  • 11554
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


27.10.2016 в 15:53

этапы проекта с марта по май, а план-график с февраля...не понятно.И по продолжительности не понятно расписано....

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:32

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:17

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Дружкова Мария Александровна

Дружкова Мария Александровна 08.04.2021 в 05:31

Отличный проект, а самое главное- практический. Ребята, в ходе работы над проектом узнают много нового и интересного. Например: знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями, высаживают растения на клумбу. Так же в вашем проекте ценно то, что вы параллельно с живой природой изучаете и неживую! Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!