Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Цель: пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Учить детей элементарным приемам исследовательской деятельности с объектами природы в индивидуальной и подгрупповой форме работы по инструкции педагога.
2. Закрепить знания о хвойных деревьях городского парка: умение определять дерево (сосна, лиственница, кедр, ель) по расположению хвоинок, по изображению дерева, умение определять принадлежность плода к хвойному дереву.
3. Дать представление детям об объектах, загрязняющих воздух (автомобили, заводы, мусорные свалки) и познакомить со способами очищения воздуха, доступными для детей
Инновационная направленность
Основная проблема экологического образования в том, что после прохождения экологических программ, дети знают правила поведения в природе, но на практике демонстрируют агрессивное отношение к объектам природы. Причина: недостаточный собственный опыт взаимодействия с объектами природы с элементами элементарной исследовательской деятельности при максимальном задействовании органов чувств. Наиболее перспективным и мало разработанным в этом направлении является экологический проект.
Я разработала экологический проект для воспитанников подготовительной группы в соответствии с требованием ФГТ, соблюдая научные основы данного вида исследования. Основная часть проекта – исследование состояния воздуха по хвое сосны, включает в себя все направления по организации занимательного дела на основе деятельностного подхода, учитывает зону ближайшего и актуального развития детей, содержит приемы активизирующие мыслительную деятельность воспитанников.
Основная часть проекта может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования для проведения элементарной исследовательской деятельности в городских парках, лесу, на территории детского сада.
Авторский подход
Дошкольный и младший школьный возраст – сенситивные периоды для формирования основ экологической культуры. Как педагог дополнительного образования, я разработала две программы по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Обе программы имеют практическую направленность, включают элементы элементарной исследовательской деятельности детей в природе.
Программа для младших школьников получила высокую оценку в качестве дипломного проекта на защите в ТПГУ (г. Томск). Исследовательская часть проекта для начальной школы была разработана с учетом всех рекомендаций института усовершенствования учителей г Кемерово(Л.О. Петункина Л.Н. Ковригина)
На основе данного проекта была разработана программа для дошкольников «Экология для малышей». Программа включает в себя краткосрочные и длительные экологические проекты с участием воспитанников, воспитателей, родителей по изучению природы ближайшего окружения.
Я представляю Вам один из итоговых проектов с элементами исследовательской деятельности воспитанников в рамках программы «Экология для малышей». Данный проект основан также на научной основе «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны» (Л.О. Петункина Л.Н. Ковригина)
1. Подготовительный этап
Экологическая прогулка с воспитанниками в городской парк города.
Знакомство с хвойными растениями: сосна, лиственница, кедр, ель.
Формирование умений узнавать и различать данные деревья.
Знакомство с соснами двух, трех и четырех лет. Рассматривание повреждений на хвоинках сосен. Выполнение упражнений, на развитие эмпатических чувств и переживаний к древесным растениям.. Рассматривание картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь» и беседы по ним,рассказывание по речевым кубу «Деревья» о сосне (опорные схемы)
2. Основной этап проекта (описан подробно в приложении 1).
3. Итоговый этап
Акция «Посади сосну». Уход за посаженными деревьями на участке в ДОУ. Размещение знаков охраны природы (деревьев) в городском парке и на территории ДОУ.
Полученные и предполагаемые результаты проекта.
Воспитанники владеют элементарными исследовательскими навыками по работе с объектами живой природы. Данный проект является подготовительным этапом к длительному проекту «Сохраним леса» (посвященного международному Дню защиты леса).
Выводы
Представленный мною проект позволяет охватить шесть образовательных областей в соответствии с ФГОС и организовать исследовательскую деятельность воспитанников с учетом возраста, используя интегративный подход и приемы развивающего обучения, руководствуясь научной основой «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны» (Л.О. Петункиной)
Методические условия реализации
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Предварительная подготовка:
1. Знакомство с сосной в процессе прогулки или экскурсии. Рассматривание веточек, расположения хвоинок, нахождение здоровых и поврежденных хвоинок.
2. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением сосны, хвоинок сосны. Чтение стихотворений, рассматривание репродукций художников с изображением сосны.
3. Знакомство с ролью сосны в природе и жизни человека, рассматривание пищевых цепочек.
4. Знакомство с источниками загрязнения воздуха.
5. Рисование веточки сосны, сбор модели «веточка сосны», зарисовки повреждений хвоинок после первой прогулки или экскурсии
6. Для проведения экологического проекта в полном варианте необходимы все перечисленных выше работ с хвойными: ель, сосна, кедр.
Приложение 1. Краткосрочный экологический проект
Приложение 2. Презентация Как поживаешь сосна
Автор: Кравцова Инна Витальевна, педагог-психолог МБДОУ № 4 «Ручеек», г Мариинск, Кемеровская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ирина Витальевна, спасибо за предоставленную возможность познакомиться с Вашей работой! Меня порадовала исследовательская составляющая проекта, когда Ваши воспитанники занимались самой настоящей научной деятельностью. В качестве рекомендации - в Вашей работе указано, что экологический проект разработан с учётом требований ФГТ (документом, утратившим свою силу), а в выводах Вы ссылаетесь уже на Стандарт дошкольного образования, в котором речь идёт о пяти образовательных областях.
Уважаемая Татьяна Васильевна, спасибо за внимание к моей работе. Изначально разработка проекта началась при требованиях ФГТ, когда вышел ФГОС в проект были добавлены новые формы и элементы согласно ФГОС. Данный проект соответствует образовательным областям ФГОС.
Инна Витальевна! Благодарю Вас за представленный проект. Дети по сути своей юные исследователи. Вам удалось грамотно и системно организовать научную работу по экологическому просвещению ребят через исследовательскую деятельность. Достоинством проекта является наличие разнообразных форм и приемов (исследование в лесу, в помещении, д/игры, рисование, рефлексия и пр.). Имеются межпредметные связи. К сожалению, судя по многочисленным фотографиям, описание в проекте не дает полной картины проделанной работы. Мне не хватило описательных комментариев к фото. Спасибо вам
В вашем проекте мне очень понравилась идея с акцией "Посади сосну"! А также интересным показалось то, что дети размещали знаки охраны природы в парке и в ДОУ. Спасибо! Оригинально! Интересно! У детей развивается наблюдательность в ходе рассматривания повреждений на хвоинках сосен, а это крайне важно! Отлично!