Регистрация

Занятие в подготовительной группе ДОУ «Люби и знай свою Республику Алтай!»

  • 25 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Пояснительная записка

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
 над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
 растения на протяжении нескольких десятилетий,
так и учитель должен заботиться о воспитании
 у своих детей чувств безграничной любви к Родине.
<…> Воспитание этих качеств начинается с того
 времени, когда ребёнок начинает видеть,
познавать, оценивать окружающий мир.»
 В.А. Сухомлинский.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальная игра – путешествие «Люби и знай свою Республику Алтай!» – это форма не только интеллектуального командного соревнования дошкольников в возрасте 6-7 лет, но и продолжение ознакомления с новым материалом по данной теме.

Участие в игре предоставляет возможность дошкольникам соревноваться в составе команды, развивая навыки сотрудничества, а также способствует привлечению внимания к окружающим природным объектам, развитию умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Занятие «Люби и знай свою Республику Алтай!» с детьми подготовительной группы авторское, составлено с учетом этнокультурной составляющейв содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО под редакцией Е.Н.Тобоевой, что и подразумевает Стандарт дошкольного образования: не более 40% от учебной деятельности введение национально-регионального компонента. направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Алтай: обобщение и закрепление знаний о природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай.

 Также при выборе темы занятия и материалов к нему происходит упор на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, учитываются возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.

С детьми была проведена предварительная работачтение художественных произведений – алтайской сказки «Добрая кедровка» и легенд и мифов Алтая «Старый кедр», разучивание поговорок и пословиц о родине, знакомство с символикой Республики Алтай. (Приложение 1).

Использовались следующие формы организации детей:

  • групповая – интеллектуальная игра-путешествие «Люби и знай свою Республику Алтай!», ритмическая игра «Белый шаман», дидактическая игра «Волшебная коробочка».
  • подгруппа – речевые дидактические упражнения, обсуждения, выводы.
  • индивидуальная – дидактическое задание «Собери целое», работа с сюжетными картинками по вопросам.

Были продуманы условия:

1. В группе проветрено, чисто.

2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.

3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Характеристика частей занятия:

Вводная часть – направлена на мотивацию детей. На данном этапе была предложена прослушивание музыкального отрывка – торжественная сюита В.Кончева «Алтай», которая стимулировала детей на дальнейшую деятельность: Что хотел передать исполнитель музыки? Какие звуки вы услышали и какое настроение возникло?

Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

  • Наглядные: иллюстративный красочный материал, демонстрационный, презентация.
  • Словесные: вопросы «на засыпку» к детям, повторение и уточнение, поощрение.
  • Практический: участие детей в дидактических играх, коллективная работа, умение работать дружно и проявление уважения друг к другу.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы.

Использование разнообразных методов и приемов, технологий (ИКТ, технологии исследования, игрового) – все это условия для положительной динамики развития и усвоения данной темы дошкольниками.

Основная часть занятия «Люби и знай свою Республику Алтай! – совместная практическая деятельность педагога и детей: выполнение заданий, предложенных дошкольникам.

3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы. Детям было предложено посчитать фишки, определить победителя-команду.

Ход занятия

Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай,
  • продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения орнаментом, узорами,
  • знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление,
  • развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских.

Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра-путешествие состоит из YIIIзаданий, по 4-6 вопросов в каждом. На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Воспитатель: Россия – это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Республике Алтай.

В игре участвуют 2 команды – поэтому предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры - не подсказывать, команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала(колокольчика). Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны!

Начинаем игру – путешествие!

задание.«Большая карта»

Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа.

1. Про какую страну так говорят:

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На страну эту смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тайгу, где идёт зима,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна. ( Китай, Россию, Америку)

2. Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице нашей Родины –  Москве.

  • Москва слезам не верит. Москва не сразу строилась.
  • Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  • Москва всем городам – мать.
  • Москва людна и хлебна.
  • Видна из кремля вся российская земля.
  • Москва – горбатая старушка.
  • Москва – сердце России.
  •  Москва матушка – золотые маковки.
  • Славна Москва силачами, а Петербург - усачами.
  • Москва стоит на 7 холмах, а человек на своих ногах.

3. Как называется Республика , в которой мы живём? (Саха, Алтай, Бурятия).

4. Назовите город, который является центром нашей Республики. (Челябинск, Горно-Алтайск, Екатеринбург).

5. Как называется район, в котором вы проживаете? (Турочакский, Майминский, Чойский).

6. Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия).

Подсчитываются фишки.

Ритмическая игра «Белый шаман».

Цель: развитие ритмического слуха у детей.

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза)

II задание.«Культпоход»

1. Как называют правителя государства в России? (Король, царь, президент).

2. Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь).

3. Какие народы являются коренными жителями Республики Алтай? (Русские и украинцы, татары и башкиры, тубалары, теленгиты, челканцы и др.).

4. Как назывался дом коренных жителей Республики Алтай? (Аил, чум, хата).

5. Назовите национальную одежду алтайцев (кафтан, чегедек, бурка, борук ).

III задание .«Танцевальная переменка» («Аттар» (Я люблю скачки) в исполнении Э.Теркишева)

Цель: поощрение исполнения танцевальных импровизированных движений.

IV задание.«Чудеса природы»

1. Назовите самое продолжительное время года нашей Республики Алтай? (Осень, зима, весна).

2. Назовите дерево, которое является священным и дает жизненные силы не только людям, но и животным, и птицам? (Лиственница, ель, кедр)

3. Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной? (Голубику, бруснику, клюкву).

задание.«Живой мир»

1. Как называются леса Республики Алтая? (Тундра, тайга, пустыня).

2. Какое животное не меняетшубу 2 раза в год? (Заяц, белка, медведь)

3. Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (Берёзовка, кедровка, куропатка).

4. Какое дерево не растёт в Республике Алтай? (Сосна, берёза, кипарис).

5. Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть).

VI: Опытно-экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?»

Цель: развитие поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.

Материал для опыта: светло-желтые мелки, листы белой бумаги, шаблоны зайцев, красная прозрачная папка из пластика.

Задание: Приложить шаблон зайца к листу белой бумаги, обвести светло-желтым мелком, накрыть красным пластиком, в результате изображение зайца исчезает.

– Почему исчез нарисованный заяц? (Так как шаблон обведен желтым цветом, а красный пластик отражает цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый, который и сливается с желтым на картинке и наши глаза не отличают один цвет от другого.

Вывод: Животные и птицы имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.

VII задание. «Волшебный сундучок» 

Цель: развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы. (Игрокам необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке). – предметы вырезанные из дерева и камня.

Алтайский орнамент – Простые символы на предметах быта кажутся нам обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное – знать, как его прочитать. 

VIII задание.«Собери целое из частей»

Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое.

В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую картину герб Республики Алтай (каждой команде).

3. Рефлексия занятия. 

– Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить победителя нашей игры, давайте вспомним, где проходило наше путешествие при помощи глобуса.

Ответы детей (по одному участнику команды проходят и показывают на глобусе место приблизительно – так как работа с глобусом проводилась ранее).

Подводятся итоги игры,все вместе подсчитываются количество фишек, заработанные каждой командой в течение всей игры.

Воспитатель: А теперь послушаем Мудрую Сову. (Запись).

– Уважаемые ребята! Во время игры обе команды достойно показали свои знания и умения, я радовалась за все ваши успехи и вы меня все порадовали тем, что многое знаете о своей Родине- России и малой родине- Республике Алтай. Поэтому я хочу вам вручить медали – «Самый умный» и пожелать всегда быть такими любознательными и добрыми.)

Дети награждаются медалями, команды получают грамоты.

Фотоприложение

Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаулльская СОШ».

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна

Любовь Владимировна 31.12.2015 в 07:50

Добрый день,Наталья Михайловна!Мне кажется, первые 5 конкурсов скучны для данного мероприятия (вопрос-ответ),хотя и "приправлены" играми,танц.разминкой.О 6 этапе - Вам не кажется, что сам опыт и вывод после него немного "не стыкуются"?Мне кажется, вот так сразу не каждый дошкольник установит здесь связь.
Скажите.вот эта часть - "Были продуманы усллвия ....." - это обязательно прописчвать,кто предъявляет это требование?Мне кажется - или нужно писать совсем о других "условиях",или вообще не писать эти элементарные вещи.
С наступающим Новым Годом!Здоровья,дальнейших успехов в работе!

Любовь Владимировна

Любовь Владимировна 10.01.2016 в 10:42

Изините за ошибки в словах - "условия" и "прописывать".

Никитина Ева Владимировна

Никитина Ева Владимировна 02.01.2016 в 15:25

Как дошкольники делятся на две команды? Как отсчитываются 30 секунд?
Стихотворение из задания "Про какую страну так говорят" заставило меня поискать информацию о том, омываются ли океанами Америка и Китай, есть в этих странах тайга. Оказывается, жители этих стран тоже могут сказать о своей Родине словами из стихотворения. Так что вопрос звучал бы правильнее "Про какую страну МЫ так говорим?" Хотя это, конечно, мои назвать мелкими придирками. Но это даже и не замечание: просто некоторые конспекты заставляют задумываться о совершенно, казалось бы, неожиданных вещах.
Опыт "Как маскируются животные" я сама проводила - здесь можно было бы сделать акцент на самом понятии "маскировка", тогда опыт и вывод не выглядели бы искусственно привязанными друг к другу.
"Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное – знать, как его прочитать" - было бы логично продемонстрировать образец "чтения" декора, а ещё лучше (раз уж материал изучен ранее) - предложить такое задание детям (даже если сделают неправильно, всё равно проявят фантазию).
Кому вручаются медали «Самый умный»? Как поощряется проигравшая команда?
Цитирую из конспекта: ..."Стандарт дошкольного образования: не более 40% от учебной деятельности введение национально-регионального компонента". Некоторое уточнение: "Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60%от её общего объёма; а части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%". То есть 40% составляет не обязательно именно национально-региональный компонент, можно же и иным содержанием наполнить эту часть.
В остальном конспект подкупает простотой реализации и, если можно так выразиться", классикой форм и приёмов.

Адамбаева Людмила Анатольевна

Адамбаева Людмила Анатольевна 07.01.2016 в 10:55

Добрый день, Наталья Михайловна. С праздником вас Светлого Рождества. Мира Вам, добра, благополучия и здоровья! Познакомилась с материалом и порадовалась за реализацию краеведческого напрвления образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. По поводу употребления терминологии ФГОС ДО уже были высказаны рекомендации Евы Владимировны. Я выскажу общее впечатление. Мероприятие познавательно, интересно и для детей, и для педагогов. Первая часть конкурсной программы состоит только из вопросов - ответов, что может навести скуку на дошкольников. Причем, в ответах уже присутствуют прямые подсказки, например, Китай, Россия, Америка. Названия двух государств не являются для таких детей общеупотребимыми. А вот. например, Украина, Белоруссия, то есть название стран ближнего зарубежья заставило бы детей подумать, а не угадывать. Еще есть вопросы с прямой подсказкой, по моему мнению, хотя право автора мероприяти я не оспариваю. Практическая деятельность мероприятия мне понравилась, хотя по поводу временных рамок у меня тоже есть сомнения. В целом, праздник удался. Успехов в конкурсе!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 22.09.2020 в 11:34

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:15

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!