Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Пояснительная записка
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так и учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувств безграничной любви к Родине.
<…> Воспитание этих качеств начинается с того
времени, когда ребёнок начинает видеть,
познавать, оценивать окружающий мир.»
В.А. Сухомлинский.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Интеллектуальная игра – путешествие «Люби и знай свою Республику Алтай!» – это форма не только интеллектуального командного соревнования дошкольников в возрасте 6-7 лет, но и продолжение ознакомления с новым материалом по данной теме.
Участие в игре предоставляет возможность дошкольникам соревноваться в составе команды, развивая навыки сотрудничества, а также способствует привлечению внимания к окружающим природным объектам, развитию умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Занятие «Люби и знай свою Республику Алтай!» с детьми подготовительной группы авторское, составлено с учетом этнокультурной составляющейв содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО под редакцией Е.Н.Тобоевой, что и подразумевает Стандарт дошкольного образования: не более 40% от учебной деятельности введение национально-регионального компонента. направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Алтай: обобщение и закрепление знаний о природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай.
Также при выборе темы занятия и материалов к нему происходит упор на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, учитываются возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.
С детьми была проведена предварительная работа: чтение художественных произведений – алтайской сказки «Добрая кедровка» и легенд и мифов Алтая «Старый кедр», разучивание поговорок и пословиц о родине, знакомство с символикой Республики Алтай. (Приложение 1).
Использовались следующие формы организации детей:
Были продуманы условия:
1. В группе проветрено, чисто.
2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.
Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Характеристика частей занятия:
Вводная часть – направлена на мотивацию детей. На данном этапе была предложена прослушивание музыкального отрывка – торжественная сюита В.Кончева «Алтай», которая стимулировала детей на дальнейшую деятельность: Что хотел передать исполнитель музыки? Какие звуки вы услышали и какое настроение возникло?
Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы.
Использование разнообразных методов и приемов, технологий (ИКТ, технологии исследования, игрового) – все это условия для положительной динамики развития и усвоения данной темы дошкольниками.
Основная часть занятия «Люби и знай свою Республику Алтай! – совместная практическая деятельность педагога и детей: выполнение заданий, предложенных дошкольникам.
3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы. Детям было предложено посчитать фишки, определить победителя-команду.
Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских.
Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра-путешествие состоит из YIIIзаданий, по 4-6 вопросов в каждом. На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Воспитатель: Россия – это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Республике Алтай.
В игре участвуют 2 команды – поэтому предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры - не подсказывать, команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала(колокольчика). Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны!
Начинаем игру – путешествие!
I задание.«Большая карта»
Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа.
1. Про какую страну так говорят:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На страну эту смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тайгу, где идёт зима,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна. ( Китай, Россию, Америку)
2. Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице нашей Родины – Москве.
3. Как называется Республика , в которой мы живём? (Саха, Алтай, Бурятия).
4. Назовите город, который является центром нашей Республики. (Челябинск, Горно-Алтайск, Екатеринбург).
5. Как называется район, в котором вы проживаете? (Турочакский, Майминский, Чойский).
6. Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия).
Подсчитываются фишки.
Ритмическая игра «Белый шаман».
Цель: развитие ритмического слуха у детей.
Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза)
II задание.«Культпоход»
1. Как называют правителя государства в России? (Король, царь, президент).
2. Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь).
3. Какие народы являются коренными жителями Республики Алтай? (Русские и украинцы, татары и башкиры, тубалары, теленгиты, челканцы и др.).
4. Как назывался дом коренных жителей Республики Алтай? (Аил, чум, хата).
5. Назовите национальную одежду алтайцев (кафтан, чегедек, бурка, борук ).
III задание .«Танцевальная переменка» («Аттар» (Я люблю скачки) в исполнении Э.Теркишева)
Цель: поощрение исполнения танцевальных импровизированных движений.
IV задание.«Чудеса природы»
1. Назовите самое продолжительное время года нашей Республики Алтай? (Осень, зима, весна).
2. Назовите дерево, которое является священным и дает жизненные силы не только людям, но и животным, и птицам? (Лиственница, ель, кедр)
3. Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной? (Голубику, бруснику, клюкву).
V задание.«Живой мир»
1. Как называются леса Республики Алтая? (Тундра, тайга, пустыня).
2. Какое животное не меняетшубу 2 раза в год? (Заяц, белка, медведь)
3. Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (Берёзовка, кедровка, куропатка).
4. Какое дерево не растёт в Республике Алтай? (Сосна, берёза, кипарис).
5. Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть).
VI: Опытно-экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?»
Цель: развитие поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.
Материал для опыта: светло-желтые мелки, листы белой бумаги, шаблоны зайцев, красная прозрачная папка из пластика.
Задание: Приложить шаблон зайца к листу белой бумаги, обвести светло-желтым мелком, накрыть красным пластиком, в результате изображение зайца исчезает.
– Почему исчез нарисованный заяц? (Так как шаблон обведен желтым цветом, а красный пластик отражает цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый, который и сливается с желтым на картинке и наши глаза не отличают один цвет от другого.
Вывод: Животные и птицы имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.
VII задание. «Волшебный сундучок»
Цель: развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы. (Игрокам необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке). – предметы вырезанные из дерева и камня.
Алтайский орнамент – Простые символы на предметах быта кажутся нам обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное – знать, как его прочитать.
VIII задание.«Собери целое из частей»
Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое.
В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую картину герб Республики Алтай (каждой команде).
3. Рефлексия занятия.
– Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить победителя нашей игры, давайте вспомним, где проходило наше путешествие при помощи глобуса.
Ответы детей (по одному участнику команды проходят и показывают на глобусе место приблизительно – так как работа с глобусом проводилась ранее).
Подводятся итоги игры,все вместе подсчитываются количество фишек, заработанные каждой командой в течение всей игры.
Воспитатель: А теперь послушаем Мудрую Сову. (Запись).
– Уважаемые ребята! Во время игры обе команды достойно показали свои знания и умения, я радовалась за все ваши успехи и вы меня все порадовали тем, что многое знаете о своей Родине- России и малой родине- Республике Алтай. Поэтому я хочу вам вручить медали – «Самый умный» и пожелать всегда быть такими любознательными и добрыми.)
Дети награждаются медалями, команды получают грамоты.
Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаулльская СОШ».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Добрый день,Наталья Михайловна!Мне кажется, первые 5 конкурсов скучны для данного мероприятия (вопрос-ответ),хотя и "приправлены" играми,танц.разминкой.О 6 этапе - Вам не кажется, что сам опыт и вывод после него немного "не стыкуются"?Мне кажется, вот так сразу не каждый дошкольник установит здесь связь.
Скажите.вот эта часть - "Были продуманы усллвия ....." - это обязательно прописчвать,кто предъявляет это требование?Мне кажется - или нужно писать совсем о других "условиях",или вообще не писать эти элементарные вещи.
С наступающим Новым Годом!Здоровья,дальнейших успехов в работе!
Как дошкольники делятся на две команды? Как отсчитываются 30 секунд?
Стихотворение из задания "Про какую страну так говорят" заставило меня поискать информацию о том, омываются ли океанами Америка и Китай, есть в этих странах тайга. Оказывается, жители этих стран тоже могут сказать о своей Родине словами из стихотворения. Так что вопрос звучал бы правильнее "Про какую страну МЫ так говорим?" Хотя это, конечно, мои назвать мелкими придирками. Но это даже и не замечание: просто некоторые конспекты заставляют задумываться о совершенно, казалось бы, неожиданных вещах.
Опыт "Как маскируются животные" я сама проводила - здесь можно было бы сделать акцент на самом понятии "маскировка", тогда опыт и вывод не выглядели бы искусственно привязанными друг к другу.
"Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное – знать, как его прочитать" - было бы логично продемонстрировать образец "чтения" декора, а ещё лучше (раз уж материал изучен ранее) - предложить такое задание детям (даже если сделают неправильно, всё равно проявят фантазию).
Кому вручаются медали «Самый умный»? Как поощряется проигравшая команда?
Цитирую из конспекта: ..."Стандарт дошкольного образования: не более 40% от учебной деятельности введение национально-регионального компонента". Некоторое уточнение: "Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60%от её общего объёма; а части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%". То есть 40% составляет не обязательно именно национально-региональный компонент, можно же и иным содержанием наполнить эту часть.
В остальном конспект подкупает простотой реализации и, если можно так выразиться", классикой форм и приёмов.
Добрый день, Наталья Михайловна. С праздником вас Светлого Рождества. Мира Вам, добра, благополучия и здоровья! Познакомилась с материалом и порадовалась за реализацию краеведческого напрвления образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. По поводу употребления терминологии ФГОС ДО уже были высказаны рекомендации Евы Владимировны. Я выскажу общее впечатление. Мероприятие познавательно, интересно и для детей, и для педагогов. Первая часть конкурсной программы состоит только из вопросов - ответов, что может навести скуку на дошкольников. Причем, в ответах уже присутствуют прямые подсказки, например, Китай, Россия, Америка. Названия двух государств не являются для таких детей общеупотребимыми. А вот. например, Украина, Белоруссия, то есть название стран ближнего зарубежья заставило бы детей подумать, а не угадывать. Еще есть вопросы с прямой подсказкой, по моему мнению, хотя право автора мероприяти я не оспариваю. Практическая деятельность мероприятия мне понравилась, хотя по поводу временных рамок у меня тоже есть сомнения. В целом, праздник удался. Успехов в конкурсе!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.