Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Актуальность проекта
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»
Цель проекта: развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Место проведения: ГБОУ школа 896 СП 6. Сроки: октябрь, ноябрь, декабрь.
Задачи:
I. Подготовительный этап
II. Основной этап
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); «Наблюдаем, как растет лук» (Зарисовать). «Проращиваем семена, луковица».
Трудовая деятельность. Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала «Букеты цветов». Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?
Работа с родителями:
1. Консультация «Ребенок и природа».
2. Беседа «Цветы для мамы».
3. Досуг загадок «Загадки Лесной феи».
4. Оформление фотоальбома «Дети и цветы».
5. Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».
Картотека дидактических игр: «Цветок – твой талисман»; «Угадай цветок по описанию»; «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Укрась цветами ковер»; «Посади луговой и садовые цветки»; «Назови лишний цветок».
Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев).
III. Заключительный этап
Открытое занятие «Цветы вокруг нас»
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Список использованной литературы:
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», “Итоговые дни по лексическим темам» 2006 год.
3. Л.А. Владимирская «От осени до осени» 2004 год.
4. А.И. Иванова «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С», 2005 год.
5. «Мы» - программа экологического воспитания детей 2005 год.
6. А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников», 2005 год.
7. С.Н. Николаева «Юный эколог». 2002 год.
8. Н.А. Рыжова. «Экологическое образование в детском саду»: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
Автор: Полякова Любовь Михайловна, Воспитатель в ДОУ, ГБОУ школа 896 СП 6.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересный проект. Хотелось бы фотографии работ детей. Продуктом проекта можно сделать "сад на подоконнике" или выставка поделок и рисунков детей, мини-проекты родителей (как написано у вас выше).
Оформление проекта у меня вызвало ряд вопросов.
Почему проект "творческий"? Потому что поставлена задача "развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов"? Но эта задача лишь вскользь решается через "трудовую деятельность" (как вы сами прописали): "собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала «Букеты цветов»". Так дети трудятся или творят? Или имеется ввиду оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».Но это ведь просто отражение впечатлений от проекта в продуктивной деятельности, а не основной смысл проекта. Проект однозначно информационно – исследовательский. И групповой, а не индивидуальный.
Что касается формулировки задач: навыки,умения, любознательность и наблюдательность не воспитываются (см. задачи 9,10). Воспитываются чувства. Дают понятие, что такое цветы и как они классифицируются в группах более раннего возраста, в старшей группе уже уточняют и дополняют знания.
Такой проект актуален летом, по опыту знаю, что осенью довольно проблематично воспитывать бережное отношение к цветам, потому как это время подготовки клумб к зиме и цветы приходиться срывать.
На заключительном этапе заявлено открытое занятие "Цветы вокруг нас" - это в декабре-то, на фоне подготовки к новогодним утренникам?
Извините, Любовь Михайловна, но на мой взгляд, проект "сырой": много лишнего, а то, что важно, лишь обозначено. Материал больше соответствует тематической неделе. Ну и, судя по отсутствию фотографий и фразе, "ожидаемый результат" , проект пока не реализован. А хотелось бы перенимать опыт, а не планы.
Уважаемая Любовь Михайловна! Спасибо за участие в конкурсе. Идея хорошая, но материал выстроен не логично, инициатива просматривается с трудом, нет визуального сопровождения, что отрицательно влияет на восприятие материала. Я бы порекомендовала Вам в этом проекте, например, остановиться на этапе "Цветы – имена» и прислать фото ребёнка с иллюстрацией "его" цветка, показать Вашу презентацию фотоальбома «Дети и цветы» и т.п.
Желаю творческого вдохновения! С наступающим Новым годом!
Доброе утро, Любовь Михайловна. Проектная деятельность очень значима в любом действии, так как позволяет сформировать практически все группы универсальных учебных действий. Безусловно, начинать надо с дошкольного возраста и привлекать к взаимодействию и родителей. Вами эта работа начата. Но. прежде чем реализовывать или вводить в свою практику технологию, метод, прием педагогу необходимо ознакомиться с концептуальными основами нововведений. Получение новой для себя информации в области профессионального самосовершенствования и саморазвития необходимо для полного и осознанного восприятия того, что вводите.
В актуализации материала обозначено, что "экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей". Но почему именно проект стал формой этого воздействия не упомянуто. Логика документа потеряна. Любовь Михайловна, скорее всего, вы участвовали в практико - ориентированном (направлен на оценку реальности использования продукта на практике и его способности решить поставленную проблему) или эмпирическом проекте (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов), но никак не в исследовательском. Меня смутила целевая установка "развитие экологического и эстетического воспитания детей". Как можно развивать воспитание? Можно воспитывать определенные качества какими - то средствами. И еще. Вы не обозначили возрастную категорию. Поэтому, цель реализации проекта - формирование, а развитие будет осуществляться при получении основного, общего или профессионального образования. По составу участников проект, наверное, групповой. Вы очень многие определения смешали. По срокам реализации проекта я согласна с мнением Евы Владимировны. Результатом участия в проектной деятельности дошкольников должен был стать какой-то посильный отчет: фотоотчет, зарисовки и т.д. В данном случае результативность значимость познавательной деятельности для дошкольников в представленном документе отследить не представляется возможным. Для полного восприятия работы реализации проектного метода обучения лучше разрабатывать паспорт проекта, который снимает многие вопросы к руководителю проекта. Успехов в конкурсе!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.