Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе ДОУ.
Программные задачи:
Словарь: соловей, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, стая, перья, гнездо, скворчата, аистята, грачата, кукушата; перелетные, насекомоядные, пернатые, длинноногий, длинношеий, быстрокрылая, длиннохвостая; высиживают яйца, вьют гнезда, гнездятся, щебечут.
Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».
Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом, гномы, цветок, кувшинки, лягушки, костюм Кикиморы, разрезные картинки с изображением птиц, дорожка, ручей, кочки, письмо сороки, аудиозапись звуков природы, семечки, шишки.
Включается аудиозапись с пением сороки. Трещит сорока и приносит письмо.
Помогите! Помогите! В лесу беда! Злая Кикимора заколдовала лес. В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Она не хочет, чтобы вернулись домой перелетные птицы, потому что они мешают ей своим пением. Спасите наш лес!
Логопед: Ребята, мы поможем нашим лесным друзьям? Злая Кикимора приготовила для нас много разных препятствий, которые мы должны с вами преодолеть и выполнить разные задания. А вы знаете как себя нужно вести в лесу? (не кричать, не шуметь, не разводить костры, не бегать по лесу). Будьте осторожны, потому что в лесу можно заблудиться или случайно потревожить кого-нибудь. Мы возьмем собой семечки для птиц, чтобы угостить их.
Я вам открою тайну. Нам будут помогать маленькие помощники. Они будут показывать нам правильную дорогу. Итак, возьмитесь все за руки и отправимся в путь. Мы сейчас идем с вами по лесной тропинке. Ой, кто это тут сидит? Гном в красной шапочке и держит какую-то записку. Давайте прочитаем. Да это же задание.
Игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица – угадай-ка» (дети рассматривают картинки и называют птиц). Почему их называют перелетными? Молодцы ребята! Пойдем дальше.
Включается запись звуков болота.
Логопед: Дети вы слышите звуки? Кто это квакает? Куда мы с вами пришли? (На болото). Посмотрите сколько здесь кувшинок, лягушек. Ой, и гномик тут как тут. А где же задание? (Записка лежит в кувшинке).
Какие пословицы вы знаете о птицах?
Какая птица лучше всех поет? (Соловей). Кто из птиц не заботится о своем потомстве? (Кукушка).
Игра «Четвертый лишний» (грач, ворона, ласточка, аист).
Логопед: Теперь вам нужно осторожно пройти по кочкам, чтобы не провалиться в болото и не промочить ноги. (Дети идут по кочкам). Как вы думаете, куда мы сейчас придем? Здесь где-то рядом должен быть ручей. Слышите, как он журчит. (Включается запись журчания воды). И тут нас встречает гном! Что же в этот раз нам нужно сделать?
Кто из вас знает загадки о птицах? (Дети рассказывают загадки по очереди).
На шесте – дворец, во дворце певец. (скворец)
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садиться? (грач).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).
Логопед: Нам нужно перепрыгнуть этот ручей, чтобы двигаться вперед. (Дети перепрыгивают через ручей). Давайте подойдем к высокому дереву. Посмотрите наверх, что вы там увидели? (Гнездо птицы). Но оно пустое, там никого нет. Ведь птицы заколдованы Кикиморой и не могут прилететь домой. Может мы их угостим семечками. Они будут рады такому угощению. (дети насыпают семечки в коробочку). А где же наш помощник гном? Да вот же он спрятался за дерево. Логопед читает задание в записке гнома.
Упражнение «У кого кто?»
У грача – грачата, у аиста – аистята, у кукушки – кукушата, у галки – галчата…
Дети я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Логопед: Мы пришли с вами на лесную полянку. Садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поиграем. Наш гном сорвал цветок и у него рассыпались все лепестки. На каждом лепестке картинка с изображением птички. Вы будете отгадывать птицу по первому и последнему звуку, а затем собирать лепестки так, чтобы получился цветок.
Первый звук (а), последний – (т) – аист.
Первый звук (г), последний – (ч) – грач и т.д.
Аист какой? Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, важный, безголосый.
Ласточка быстрокрылая, длиннохвостая, маленькая.
Соловей звонкоголосый, невзрачный.
Кукушка пестрая, прожорливая.
Грач черный, важный.
Сейчас мы с вами постараемся рассказать о какой-нибудь птице. О ком вы хотите рассказать? (Дети рассказывают).
Звучит музыка и появляется Кикимора.
Логопед: Ой, кто это?
Кикимора:
Кто тут верещит, пищит,
Нарушает мой покой.
Щас приду с сковородой
И зажарю эту птицу
Будет радость – поживиться.
Я Кикимора лесная,
Слова «честность» я не знаю.
Нет другой мне радости,
Как людям делать пакости!
Я девчоночка лесная,
Неглупа и хороша я.
Я – Кикимора лесная,
День и ночь одна страдаю.
Трудно выбрать и решить,
За чей счет мне сладко жить!
Логопед: Не ругайся Кикимора. Это дети пришли в лес. Пожалуйста, расколдуй птиц, Разреши им вернуться на Родину.
Кикимора: Еще чего захотели! (Смеется). Они мне жить спокойно не дают. Надоели со своими песнями.
Логопед: Что же нам делать ребята?
Кикимора: Вот я разрезала птиц на кусочки. Смотрите. (Бросает разрезные картинки на пол).
Логопед: Ай, ай, что же ты наделала Кикимора! Разве можно так обращаться?
Кикимора: Вот если соберете картинки, тогда может быть позволю птицам вернуться в лес. (Под музыку дети собирают фрагменты картинок с изображением птиц, а Кикимора ходит вокруг них и наблюдает за ними.)
Логопед: Ну смотри, Кикимора, мы справились с твоим заданием. Выполняй теперь свое обещание.
Кикимора: Ну ладно, так и быть уговорили меня. (Произносит волшебные слова себе под нос – включается запись звуков леса). Ой, я совсем забыла, что это я с вами тут заболталась. Меня же Леший на день рождения пригласил. Пора мне идти.
Логопед: Ребята, послушайте как красиво щебечут птицы. Может кто-нибудь из вас узнал знакомые голоса. (Дети слушают и отгадывают птиц). Вот мы и помогли птицам вернуться в лес. Молодцы! Каким стал лес? Какую пользу человеку приносят птицы? Как нужно относиться к птицам? (Дети отвечают).
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните по какой дороге идти назад? (Дети берут друг друга за руки и выходят из зала под звуки леса).
Автор: Шичкова Наталья Владимировна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, стаж рабоы 14 лет, МБДОУ Детский сад №63 общеразвивающего вида, г. Барнаул Алтайского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за участие в конкурсе!
Тема не нова. По фотографиям видно, что занятие действительно было, это хорошо. Меня смутили пословицы. Неужели в детском саду знают такие пословицы? Но это не главное, а главное то, что в Вашей работе я не увидела инновационной занчимости. Желаю удачи и творческого вдохновения.
Извините, Наталья Владимировна, хотела бы увидеть в этом конспекте особенности именно логопедической работы в детском саду, но - не нашла. Такую интегрированную НОД по ОО "Познание" и "Развитие речи" проводим мы, воспитатели. Но даже не это важно. Данное занятие не соответствует заявленным целям, потому что оно итоговое - дети не расширяют знания и умения, а демонстрируют их. Хотя даже для этого им наверняка нужны были в помощь целый ряд не прописанных в конспекте приёмов: как вы добились таких "недетских" описаний, как "Аист какой? Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, важный, безголосый", на что опирались дети, рассказывая "о какой-нибудь птице" (план? мнемокарту? образец?..), как вы организовали "возвращение в детский сад" (не пошли же обратно через "ручей" и "болото")?.. Многие вопросы к детям задаются самим педагогом, а не звучат от имени гнома, а препятствия-то детям по сюжету должны создаваться Кикиморой, а не Натальей Владимировной.И ещё: в конце занятия нет рефлексии, нет осознания детьми, какие знания помогли им разрушить козни Кикиморы.
Добрый вечер, Наталья Владимировна. Согласна с мнением экспертов о необходимости представления в материале специфики Вашей деятельности. Вполне возможно, что Вы проводили с ребятами большую предварительную работу. Ребята назвали пословицы (хотя опыт показывает, что с половицами дети знакомы меньше всего), умеют отгадывать загадки. Но общим развитием дошкольников занимаются и педагоги. А вот обогащение словарного запаса детей, постановка звуков, их коррекция - Ваше поле деятельности. Безусловно, замечательно, что малыши владеют такими сложными словами, как длинноногий, длинношеий, длинноклювый, невзрачный, но, опыт и практика показывают, что речь дошкольников бедна, суха, односложна. Упехов в конкурсе!
Наталья Владимировна, ознакомилась с вашим открытым занятием, оно больше как внеклассное мероприятие воспитателя. Занятия логопеда я больше представляю в более спокойной атмосфере, где ребята больше проговаривают, повторяют, разучивают. Но а само занятие, конечно наполнено разнообразным материалом, с участием сказочных героев. Думаю детям было интересно.
Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.