Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»
Проект «Чудо – лимон».
Место проведения: группа.
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Количество участников: 10 человек.
Проблема для детей: сформировать знания детей о лимоне и его свойствах, выявить его особенность. Предоставлять возможность с помощью взрослых исследовать реальные свойства лимона, его применение, обсуждать результаты опытной деятельности.
Цель: расширение знаний детей о полезных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, парфюмерии, кулинарии.
Задачи: формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу; активизировать в речи термины: кислота, реакция, окисление, углекислый газ.
Сроки реализации проекта – 1 неделя.
Подготовка материалов для проведения проекта: Историческая справка о лимоне, сбор дополнительной информации об объекте, и его свойствах (работа с интернет ресурсами), подбор литературы, подбор посуды, инструментов для организации опытной деятельности, создание буклета, просмотр видеодиска «Мир растений».
Форма проведения: развитие темы в разных видах совместной деятельности (интервьюирование детей по теме проекта, подбор иллюстративного материала, беседы и свободное обсуждение, творческая деятельность, организация опытной деятельности, презентация проекта).
В информационном уголке для родителей рассказывалось о работе по проекту с детьми через различные виды познавательной, исследовательской и творческой деятельности: знакомство с литературными источниками, интернет – ресурсами. просмотр видео, художественное творчество, оформление творческой выставки. Приветствовались любые формы участия.
Практический материал: речевые игры «Четвертый лишний», «Машин сад», «Что я съел», «Повар», «Писатель», литературная страничка «Мама, выучи со мной…», художественное творчество «Веселый лимон», оформление буклета «Полезные свойства лимона (вкусное лечение, кулинария, быт, красота).
Опыт №1 «Тонет – не тонет». Приготовлены две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).
Исследование: опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Зато лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.
Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт №2 «Получаем лимонный сок».
Исследование: для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.
Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.
Опыт №3 «Яблоко и лимон – друзья».
Исследование. Делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.
Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет.Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.
Опыт №4 «Лимон надувает воздушный шар».
Материалы и оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
Ход проведения:
Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.
Опыт №5. «Засекреченное послание».
Материалы и оборудование: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
Ход проведения: Выдавить сок лимона в чашку, добавить такое же количество воды.
Обмакнуть ватную палочку в раствор лимонной кислоты и воды и написать что- нибудь на бумаге этой палочкой. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявится невидимое слово.
Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.
Заключительный этап
Расширилось представление о том, что лимон полезен для здоровья человека. Поэтому, кто ест лимоны, тот почти никогда не болеет и долго живет.
Узнали много интересного про необычные свойства лимона, его применение в кулинарии, быту, косметике. Провели индивидуальные мини – сообщения на темы: Какой опыт мне больше всего понравился», Лимон помощник». «Вкусная еда» и т.п.
Вместе с родителями провели эксперименты и узнали про удивительные свойства лимона. Пополнили словарный запас новыми терминами: кислота, реакция, сода, воздух, окисление, углекислый газ.
Участвовали в городском конкурсе проектов «Про все на свете» с презентацией «Чудо лимон». Победили в номинации «За успешное развитие у воспитанников исследовательских способностей».
Литература
Автор: Киркина Ольга Вячеславовна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №1, город Полярные Зори, Мурманской области. Педагогический стаж 6 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые авторы, юные исследователи, интересная работа вами представлена: тема проекта познавательна, актуальна и практически значима. Цель работы конкретна, задачи побуждают к действию. Порадовало многое: соответствие опытов возрасту исследователей, грамотность оформления, наличие приложения, фотографий и результативность проекта. Удачи и новых интересных проектов!
Проект очень интересный. Опыты все показаны, фотографии отражают практическую часть. Проведены разные исследования с лимоном. Для детей детского сада проект заслуживает высокой оценки.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.
Мне понравилась новизна и оригинальность проекта, а так же- практическая значимость. Здорово! Я думаю, ребята с огромным интересом работали над проектом. Я думаю, в ходе работы над проектом у них обязательно возникли новые идеи для дальнейшего исследования! Спасибо!