Регистрация

Проект «Росток в скорлупе» в рамках кружка «Лаборатория профессора Светлячка»

  • 28 апреля 2022

Цель проекта: создать условия для реализации детьми собственных исследовательских проектов по выращиванию ростков в скорлупе.

Задачи проекта для воспитанников:

Образовательные:

  • закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования: наблюдать за объектами живой природы, выделять и описывать основные признаки, сравнивать свойства различных объектов живой природы;
  • учить выдвигать гипотезы, задавать вопросы;
  • опытным путем выявить условия необходимые для выращивания семян;
  • продолжать закреплять умение фиксировать этапы работы над проектом в дневник юного исследователя,
  • учить презентовать свой проект.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;
  • развивать связную речь, умение рассуждать;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.

Задачи проекта для педагога:

  • создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов;
  • привлечение родителей к проектной деятельности.

Особенности проекта:

  1. По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.
  2. По количеству детей: групповой.
  3. По контингенту участников: старший дошкольный возраст
  4. По продолжительности: краткосрочный: в течение месяца
  5. Объект исследования: семена овса, петрушки, укропа, фасоль.
  6. Предмет исследования: условия роста растений.
  7. Участники проекта: родители, воспитатель, дошкольники.
  8. Практический выход проекта: устное сообщение воспитанников о выращенном растении: описание внешнего вида, рассказ об условиях роста, рассказ может содержать элементы сказочности.

Предполагаемый результат: 

  • дошкольники расширят представления о жизненном цикле растений, исследуют опытным путем условия необходимые для роста семян;
  • научатся презентовать свой проект;
  • научатся понимать причинно-следственные связи в природе растительного мира.

Оборудование: яичная скорлупа, вата или опилки, семена, вода, пустые лотки из-под яиц, инструменты и оборудование для опытов, например, электронный микроскоп usb.

Актуальность: проект «Росток в скорлупе» поможет детям определить опытным путем, как происходит прорастание семян, какие условия необходимы для роста ростков. А также предоставит возможность создать собственного «живого» персонажа.


Проект «Росток в скорлупе»

План работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. Сбор информации (интернет ресурсы).
  2. Постановка цели проекта.
  3. Продумывание алгоритма проекта (воспитатель обсуждает план с родителями на родительском собрании).
  4. Подбор литературы для детей на тему «Растения», обогащение книжного уголка журналами, энциклопедиями, художественными произведениями по теме исследования.
  5. Подбор интересных опытов с растениями, почвой, водой.
  6. Организация переносной лаборатории по изучению почвы и наблюдению за растениями.

Этапы проекта

1. Подготовительный, теоретический.

  • просмотр презентации «Мир растений»;
  • знакомство с семенами в экологической комнате.

С родителями:

  • проведение родительского собрания на тему проекта;
  • просмотр презентации «Выращивание ростка в скорлупе»;
  • индивидуальные консультации по организации проекта.

2. Практический, исследовательский.

Дети совместно с родителями:

  • подготовка яичной скорлупы для посадки семян;
  • посадка семян и наблюдение за ростом ростков в первые 3-4 дня, наблюдения фиксируются детьми ежедневно в дневнике юного исследователя в свободной форме.

Дети совместно с воспитателем:

  • наблюдение за ростом ростков с третьего-четвертого дня посадки семян;
  • создание из яичной скорлупы персонажа: рисование рожиц, приклеивание пластиковых глаз;
  • проведение опытов, с целью выяснения наиболее оптимальных условий роста ростков.

3. Презентация детьми своего проекта:

  • подготовка презентации проекта совместно с родителями;
  • выступление.

Содержание проекта

Дни недели

Мероприятия

Первая неделя

Первые три дня

Беседа «Что такое растения». На первом этапе работы над проектом воспитатель с детьми организовывает свободную беседу с целью выяснения знаний детей о растениях в целом.

Дидактическая игра «Живое – неживое». Цель: в игре с мячом определить, что относится к живой природе, а что к неживой.

Просмотр презентации «Мир растений» Цель: рассказать детям о многообразии растений России, проследить взаимосвязь среды обитания с особенностями внешнего вида растений.

Чтение художественной литературы, рассматривание журналов, энциклопедий о жизни растений 

Четвертый день

 

Исследование проросшего овса. Цель: исследовать проросший овес, почву с помощью лупы, микроскопа. Понаблюдать за самим растением в течении дня.

Описание: воспитатель приносит в группу проросший овес в небольшом пластиковом контейнере. Пластиковый контейнер должен быть прозрачным, для того, чтобы дети смогли разглядеть проросшие семена растения. Воспитатель предлагает провести некоторые опыты с почвой, водой.

Ставим опыты:

  • «Состав почвы»
  • «Вода – жидкость»

Чтение произведений: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; М. Пришвин «Золотой луг»

Пятый день

Экскурсия в экологическую комнату с целью знакомства с различными семенами.

Опыт «Исследование семян».

Мотивация к созданию проекта: воспитатель предлагает детям вырастить собственное растение из данных семян, заранее обговаривает с детьми, что этапы роста необходимо фиксировать каждый день в дневнике юного исследователя.

Чтение произведений: Ю. Круторогов «Дождь из семян»

Игры на развитие мышления.

Вторая неделя

Первый-четвертый день

Дети совместно с родителями подготавливаю скорлупу и высаживают в нее семена на выбор: овес, петрушка, укроп или фасоль. Поливают, наблюдают за ростом семян, результат наблюдения каждый день схематично зарисовывают в дневник юного исследователя.

Чтение произведения: К. Ушинский «Весна».

Четвертый-пятый день

Наблюдение за ростом ростков в группе детского сада, этапы роста фиксируются в дневник юного исследователя.

Чтение произведения: Н. Сладков «Хитрый одуванчик».

Игры на развитие мышления:

  • Игра «Полезные и бесполезные предметы».
  • Игра: «Угадай, о чем спросили».
  • Игра «Задай правильный вопрос».
  • Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»
  • Игра «Назови самые правдоподобные причины». («Назови самые неправдоподобные причины»)

Третья неделя

Первый- пятый день

Продолжается наблюдение за ростом семян. Проведение опытов:

  1. «Нужен ли растению свет?»
  2. «В погоне за светом»
  3. «Дышит ли растение?»
  4. «Нужна ли растению вода?»
  5. «Нужно ли растению тепло?».

Творческое задание: «Создай собственного персонажа». Цель: предложить создать из обезличенного ростка в скорлупе живого персонажа, придумать ему имя.

Закрепление материала с детьми. Итоговое НОД: «Росток в скорлупе». 

Четвертая неделя

Первый – третий день

Презентация персонажа:

  • подготовительный этап: дети совместно с родителями подготавливают небольшой рассказ о получившемся персонаже.
  • Выступления детей (дети разбиваются на три подгруппы).

Опыты проекта

1. Опыт «Исследование семян»

Цель: познакомить с разнообразием семян; формировать умение отличать семена по внешним признакам.

Материалы и оборудование: лупа, семена укропа, петрушки, овса, тыквы, подсолнуха и др., фасоль.

Процесс: дети обследуют семена: сравнивают по форме, размеру, цвету.

Вывод: все семена отличаются по внешнему виду.

2. Опыт «Состав почвы»

Цель: исследовательским путем выявить свойства почвы.

Материалы и оборудование: поднос, земля, лупа, микроскоп, пробирки, ложечки, весы

Процесс: Сначала дети собирают образцы почвы в пробирку в разных источниках, затем приносят их в группу для исследования. При помощи лупы определяем цвет, запах, сыпучесть или видим комочки; определяем какая почва на ощупь, взвешиваем на весах. При помощи микроскопа выявляем состав песка. Делаем выводы.

3. Опыт «Вода – жидкость»

Материалы и оборудование: 2 стакана.

Детям дается два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предлагается аккуратно перелить воду из одного в другой. Почему вода льется?

Так как вода имеет свойство текучести, ее называют жидкостью.

4. Опыт «Нужна ли растению вода?»

Цель: опытным путем доказать необходимость воды для роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вода.

Процесс: берем росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и перестаем поливать. Смотрим, что происходит с растением.

Итоги: Растение, которое обходилось без воды, завяло.

5. Опыт «Нужен ли растению свет?»

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Материалы и оборудование: ростки в скорлупе.

Процесс: Помещаем один росток в скорлупе в темное место на неделю. Через неделю сравниваем его внешний вид с внешним видом растений на подоконнике.

Итоги: растение, находящееся в темном месте, увяло, а растения на подоконнике продолжают расти.

6. Опыт «Нужен ли растению свет?», второй опыт.

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Оборудование и материалы: росток в скорлупе

Процесс: ставим росток в скорлупе на окно на три – четыре дня, затем разворачиваем лоток на 180 градусов, вечером наблюдаем за ростком.

Итоги: Листья растения повернулись к источнику света.

7. Опыт «Дышит ли растение?»

Цель: Узнать, дышит ли растение через листья.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вазелин.

Процесс: намазываем толстый слой вазелина на поверхность нескольких листьев и ежедневно наблюдаем за растением.

Итоги: листья, на которых был вазелин, завяли.

8. Опыт «Нужно ли растению тепло?»

Цель: опытным путем определить влияние холода на процесс роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, холодильник.

Процесс: берем один росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и помещаем в холодильник на несколько дней. Наблюдаем за растением.

Итоги: Растение в холодильнике значительно замедлит рост.

Игры проекта

  1. Игра «Полезные и бесполезные предметы». Описание: ребенок ставится в ситуацию, когда ему предлагается воспользоваться тем или иным предметом для достижения определенной задачи в исследовательской деятельности, например, предлагается лист бумаги для исследования почвы, ребенок должен определить полезен ли этот предмет в исследовании, объяснить свои предположения.
  2. Игра: «Угадай, о чем спросили». Описание: Ребенку на ушко говорится вопрос, а он вслух на него отвечает, остальным присутствующим предлагается воспроизвести вопрос.
  3. Игра «Задай правильный вопрос». Цель: научить детей задавать вопросы, чтобы как можно больше узнать об изучаемом предмете.

Описание: воспитатель прячет предмет, можно просто держать его в руках за спиной, и просит задавать ему различные вопросы. Постепенно дети выясняют, что в руках у воспитателя.

Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»

Цель: называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

Игра «Назови самые правдоподобные причины». («Назови самые неправдоподобные причины»)

Цель: развивать фантазию, умение находить причинно-следственные связи.

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно
  3. Листья у растения пожелтели

Итоговое НОД в рамках кружка «Лаборатория профессора Светлячка»

«Росток в скорлупе»

Цель: создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов.

Задачи:

Образовательные: закрепить некоторые знаний о растениях.

Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать умение добиваться результатов, аккуратность.

Тема опытов:

1. «Как питаются растения».

2. «Что выделяет растение?».

3. «Что потом».

Воспитатель: Добро пожаловать в лабораторию профессора Светлячка. Предлагаю вспомнить, какие способы сбора информации (методы исследования) мы знаем? (Дети открывают дневник исследователя, где разложены все карточки с методами исследования, и вместе с профессором Светлячком называют их: «подумать», «спросить у другого человека», «обратиться к книге, компьютеру», «наблюдение», «эксперимент».)

Воспитатель показывает детям веточку искусственного цветка, дает потрогать (достается карточка «подумать»): «Ребята, сегодня профессор Светлячок приготовил нам очередную задачку, он принес мне вот это вот растение и попросил выяснить, является ли оно живым. Докажите свое мнение. (ответы детей)

Воспитатель: А если этот цветок искусственный, то и ваши растения такие же? (дети перечисляют признаки живого растения, опираясь на записи опытов из проекта «Росток в скорлупе»: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.)

Воспитатель: А вы знаете каким образом питаются растения?

Опыт 1: «Как питаются растения».

Материалы и оборудование: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты.

Опыт: За день до занятия воспитатель подготавливает необходимое количество стаканов, заполняет их водой, подкрашенной пищевыми красителями. В каждый стакан сажается по листу цветной капусты. На утро наблюдаем - листья окрасились в разные цвета.

Вывод: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Опыт 2: «Что выделяет растение?»

Цель: опытным путем определить, что растение выделяет кислород.

Материалы и оборудование: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, росток в скорлупе, лучинка, спички.

(За сутки совместно с детьми воспитатель помещает несколько ростков в скорлупе под банку, но сначала проверяет при помощи спичек, есть ли в банке кислород)

Воспитатель: Мы уже с вами знаем из опыта выращивания ростка в скорлупе, что растениям для жизни необходим воздух, как и всем живым существам на планете. Но откуда же берется воздух? (растения выделяют кислород) Попробуем это доказать.

Воспитатель: накопился ли в банке кислород можно узнать при помощи спички, так как кислород горит. Воспитатель помещает горящую лучину в банку и наблюдает вместе с детьми яркую вспышку пламени.

Вывод: Растения выделяют кислород.

Опыт 3: «Что потом».

Цель: систематизировать знания о циклах развития ростков в скорлупе.

Материалы: ростки в скорлупе.

Воспитатель делит детей по 4 человека с одинаковыми растениями. Дети сравнивают свои зарисовки этапов роста растений и составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги: Семена – семена с корнем –маленький росток – взрослое растение.

Затем воспитатель предлагает командную игру.

Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»

Задача детей — называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

Игра: «Назови самые правдоподобные причины»

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно.
  3. Листья у растения пожелтели.

Психогимнастика: «Фантазеры»

Воспитатель: представьте себя цветами, деревьями или каким-нибудь другим растением, расскажите, что вам нравится, что вы не любите т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо справились со всеми задачками, которые подготовил нам профессор Светлячок. Теперь, ребята, записываем опыты в дневник исследователя.

Материал подготовила педагог Межидова Кристина Александровна

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)
  • 28 апреля 2022
  • 704
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!