Цель проекта: создать условия для реализации детьми собственных исследовательских проектов по выращиванию ростков в скорлупе.
Задачи проекта для воспитанников:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи проекта для педагога:
Особенности проекта:
Предполагаемый результат:
Оборудование: яичная скорлупа, вата или опилки, семена, вода, пустые лотки из-под яиц, инструменты и оборудование для опытов, например, электронный микроскоп usb.
Актуальность: проект «Росток в скорлупе» поможет детям определить опытным путем, как происходит прорастание семян, какие условия необходимы для роста ростков. А также предоставит возможность создать собственного «живого» персонажа.
План работы воспитателя по подготовке проекта:
1. Подготовительный, теоретический.
С родителями:
2. Практический, исследовательский.
Дети совместно с родителями:
Дети совместно с воспитателем:
3. Презентация детьми своего проекта:
Дни недели |
Мероприятия |
Первая неделя Первые три дня |
Беседа «Что такое растения». На первом этапе работы над проектом воспитатель с детьми организовывает свободную беседу с целью выяснения знаний детей о растениях в целом. Дидактическая игра «Живое – неживое». Цель: в игре с мячом определить, что относится к живой природе, а что к неживой. Просмотр презентации «Мир растений» Цель: рассказать детям о многообразии растений России, проследить взаимосвязь среды обитания с особенностями внешнего вида растений. Чтение художественной литературы, рассматривание журналов, энциклопедий о жизни растений |
Четвертый день
|
Исследование проросшего овса. Цель: исследовать проросший овес, почву с помощью лупы, микроскопа. Понаблюдать за самим растением в течении дня. Описание: воспитатель приносит в группу проросший овес в небольшом пластиковом контейнере. Пластиковый контейнер должен быть прозрачным, для того, чтобы дети смогли разглядеть проросшие семена растения. Воспитатель предлагает провести некоторые опыты с почвой, водой. Ставим опыты:
Чтение произведений: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; М. Пришвин «Золотой луг» |
Пятый день |
Экскурсия в экологическую комнату с целью знакомства с различными семенами. Опыт «Исследование семян». Мотивация к созданию проекта: воспитатель предлагает детям вырастить собственное растение из данных семян, заранее обговаривает с детьми, что этапы роста необходимо фиксировать каждый день в дневнике юного исследователя. Чтение произведений: Ю. Круторогов «Дождь из семян» Игры на развитие мышления. |
Вторая неделя Первый-четвертый день |
Дети совместно с родителями подготавливаю скорлупу и высаживают в нее семена на выбор: овес, петрушка, укроп или фасоль. Поливают, наблюдают за ростом семян, результат наблюдения каждый день схематично зарисовывают в дневник юного исследователя. Чтение произведения: К. Ушинский «Весна». |
Четвертый-пятый день |
Наблюдение за ростом ростков в группе детского сада, этапы роста фиксируются в дневник юного исследователя. Чтение произведения: Н. Сладков «Хитрый одуванчик». Игры на развитие мышления:
|
Третья неделя Первый- пятый день |
Продолжается наблюдение за ростом семян. Проведение опытов:
Творческое задание: «Создай собственного персонажа». Цель: предложить создать из обезличенного ростка в скорлупе живого персонажа, придумать ему имя. Закрепление материала с детьми. Итоговое НОД: «Росток в скорлупе». |
Четвертая неделя Первый – третий день |
Презентация персонажа:
|
1. Опыт «Исследование семян»
Цель: познакомить с разнообразием семян; формировать умение отличать семена по внешним признакам.
Материалы и оборудование: лупа, семена укропа, петрушки, овса, тыквы, подсолнуха и др., фасоль.
Процесс: дети обследуют семена: сравнивают по форме, размеру, цвету.
Вывод: все семена отличаются по внешнему виду.
2. Опыт «Состав почвы»
Цель: исследовательским путем выявить свойства почвы.
Материалы и оборудование: поднос, земля, лупа, микроскоп, пробирки, ложечки, весы
Процесс: Сначала дети собирают образцы почвы в пробирку в разных источниках, затем приносят их в группу для исследования. При помощи лупы определяем цвет, запах, сыпучесть или видим комочки; определяем какая почва на ощупь, взвешиваем на весах. При помощи микроскопа выявляем состав песка. Делаем выводы.
3. Опыт «Вода – жидкость»
Материалы и оборудование: 2 стакана.
Детям дается два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предлагается аккуратно перелить воду из одного в другой. Почему вода льется?
Так как вода имеет свойство текучести, ее называют жидкостью.
4. Опыт «Нужна ли растению вода?»
Цель: опытным путем доказать необходимость воды для роста растения.
Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вода.
Процесс: берем росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и перестаем поливать. Смотрим, что происходит с растением.
Итоги: Растение, которое обходилось без воды, завяло.
5. Опыт «Нужен ли растению свет?»
Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.
Материалы и оборудование: ростки в скорлупе.
Процесс: Помещаем один росток в скорлупе в темное место на неделю. Через неделю сравниваем его внешний вид с внешним видом растений на подоконнике.
Итоги: растение, находящееся в темном месте, увяло, а растения на подоконнике продолжают расти.
6. Опыт «Нужен ли растению свет?», второй опыт.
Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.
Оборудование и материалы: росток в скорлупе
Процесс: ставим росток в скорлупе на окно на три – четыре дня, затем разворачиваем лоток на 180 градусов, вечером наблюдаем за ростком.
Итоги: Листья растения повернулись к источнику света.
7. Опыт «Дышит ли растение?»
Цель: Узнать, дышит ли растение через листья.
Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вазелин.
Процесс: намазываем толстый слой вазелина на поверхность нескольких листьев и ежедневно наблюдаем за растением.
Итоги: листья, на которых был вазелин, завяли.
8. Опыт «Нужно ли растению тепло?»
Цель: опытным путем определить влияние холода на процесс роста растения.
Материалы и оборудование: росток в скорлупе, холодильник.
Процесс: берем один росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и помещаем в холодильник на несколько дней. Наблюдаем за растением.
Итоги: Растение в холодильнике значительно замедлит рост.
Описание: воспитатель прячет предмет, можно просто держать его в руках за спиной, и просит задавать ему различные вопросы. Постепенно дети выясняют, что в руках у воспитателя.
Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»
Цель: называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.
Игра «Назови самые правдоподобные причины». («Назови самые неправдоподобные причины»)
Цель: развивать фантазию, умение находить причинно-следственные связи.
«Росток в скорлупе»
Цель: создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов.
Задачи:
Образовательные: закрепить некоторые знаний о растениях.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей.
Воспитательные: воспитывать умение добиваться результатов, аккуратность.
Тема опытов:
1. «Как питаются растения».
2. «Что выделяет растение?».
3. «Что потом».
Воспитатель: Добро пожаловать в лабораторию профессора Светлячка. Предлагаю вспомнить, какие способы сбора информации (методы исследования) мы знаем? (Дети открывают дневник исследователя, где разложены все карточки с методами исследования, и вместе с профессором Светлячком называют их: «подумать», «спросить у другого человека», «обратиться к книге, компьютеру», «наблюдение», «эксперимент».)
Воспитатель показывает детям веточку искусственного цветка, дает потрогать (достается карточка «подумать»): «Ребята, сегодня профессор Светлячок приготовил нам очередную задачку, он принес мне вот это вот растение и попросил выяснить, является ли оно живым. Докажите свое мнение. (ответы детей)
Воспитатель: А если этот цветок искусственный, то и ваши растения такие же? (дети перечисляют признаки живого растения, опираясь на записи опытов из проекта «Росток в скорлупе»: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.)
Воспитатель: А вы знаете каким образом питаются растения?
Опыт 1: «Как питаются растения».
Материалы и оборудование: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты.
Опыт: За день до занятия воспитатель подготавливает необходимое количество стаканов, заполняет их водой, подкрашенной пищевыми красителями. В каждый стакан сажается по листу цветной капусты. На утро наблюдаем - листья окрасились в разные цвета.
Вывод: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Опыт 2: «Что выделяет растение?»
Цель: опытным путем определить, что растение выделяет кислород.
Материалы и оборудование: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, росток в скорлупе, лучинка, спички.
(За сутки совместно с детьми воспитатель помещает несколько ростков в скорлупе под банку, но сначала проверяет при помощи спичек, есть ли в банке кислород)
Воспитатель: Мы уже с вами знаем из опыта выращивания ростка в скорлупе, что растениям для жизни необходим воздух, как и всем живым существам на планете. Но откуда же берется воздух? (растения выделяют кислород) Попробуем это доказать.
Воспитатель: накопился ли в банке кислород можно узнать при помощи спички, так как кислород горит. Воспитатель помещает горящую лучину в банку и наблюдает вместе с детьми яркую вспышку пламени.
Вывод: Растения выделяют кислород.
Опыт 3: «Что потом».
Цель: систематизировать знания о циклах развития ростков в скорлупе.
Материалы: ростки в скорлупе.
Воспитатель делит детей по 4 человека с одинаковыми растениями. Дети сравнивают свои зарисовки этапов роста растений и составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итоги: Семена – семена с корнем –маленький росток – взрослое растение.
Затем воспитатель предлагает командную игру.
Командная игра «Назовите как можно больше признаков выращенного растения»
Задача детей — называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.
Игра: «Назови самые правдоподобные причины»
Психогимнастика: «Фантазеры»
Воспитатель: представьте себя цветами, деревьями или каким-нибудь другим растением, расскажите, что вам нравится, что вы не любите т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо справились со всеми задачками, которые подготовил нам профессор Светлячок. Теперь, ребята, записываем опыты в дневник исследователя.
Материал подготовила педагог Межидова Кристина Александровна
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.