Международные и Всероссийские конкурсы
Лауреат Всероссийской конференции «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»
1. Актуальность проекта
Экологические проблемы напрямую связаны с отсутствием или недостаточностью образованности населения в данной области. Обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Особо остро встала задача экологического образования, первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего населения – школьников и дошкольников.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях растений и животных с внешней средой обеспечивает образовательный стержень в экологическом образовании дошкольников.
В рамках реализации проекта в ДОУ «Мы друзья природы» запланированы различные мероприятия с воспитанниками группы по ознакомлению детей с животными Красной книги родного края.
2. Анализ внешней среды
Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Происходит быстрое сокращение многих видов животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Причин вымирания много, к сожалению, одна из главных – это деятельность человека. Имеено он истребляет животных ради охоты за ценным мехом, для продажи или редким зверем для зоопарков, цирков или богатых людей, для изготовления чучел животных для музеев или для украшения гостевых домиков.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Важно с раннего возраста формировать бережное отношение к природе в целом, заботу и умение сохранять животных и все живое, показывать красоту окружающего мира. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.
Я считаю, что детей нужно знакомить, в первую очередь, с природой родного края. Знакомство детей с родным краем, его национальными, природными, географическими особенностями формирует любовь к малой Родине и заботу о ее благосостоянии. Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны воспитывать у детей бережное отношение к животным, желание защитить их.
3. Анализ внутренней среды
Для успешной работы в ДОУ создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудован уголок природы для самостоятельной деятельности детей, изготовлены макеты для игр с животными, различные виды дидактических игр, наглядно-дидактические пособия. Для закрепления знаний детей о животных Красной книги так же подобрана художественная литература, которая способствует расширению знаний о повадках животных, о месте их обитания, о способах приспособления.
Таким образом, материально-техническая база ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды образуют оптимальные условия для организации работы по данной проблеме. В библиотечном фонде ДОУ имеются книги о животных родного края, методическая литература, игры и т.д.
Вместе с тем анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что во многих семьях недостаточно детских книг, игр, родители крайне редко посещают с детьми зоопарки, просматривают телепередачи о животных, не ведут беседы с детьми. Знакомство с животными ограничивается на уровне домашних животных (по данным анкетирования – сентябрь 2019 г.).
4. Цель проекта
Расширить знания детей об исчезающих видах животных в Чувашской Республике, определить роль человека в сохранении природы, формировать у детей экологические знания, воспитывать бережное отношение к природе и всему окружающему.
5. Задачи
1. Развивать поисковую деятельность детей:
2. Расширить представления детей о видах исчезающих животных нашего края.
3. Сформировать представление о взаимосвязи человека (его жизни, здоровья) от состояния окружающей среды; о роли человека в сохранении природы.
4. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
6. Совершенствовать партнерские взаимоотношения.
6. Участники проекта:
7. Предполагаемые результаты проектной деятельности:
для детей:
для педагогов:
для родителей:
Таким образом, реализация данного педагогического проекта обеспечит в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний. Это наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность была нами использована как можно полнее в целях экологического воспитания дошкольников.
8. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: исследовательско-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль – март).
Этапы и сроки реализации проекта
№ |
Этапы и сроки |
Содержание деятельности |
Результат |
1. |
Организационно-подготовительный 18 января – 29 января |
1. Обоснование актуальности проекта, определении цели и задач. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. 4. Педагогическое просвещение родителей. |
Изучена методическая литература. Подобран наглядно-дидактический материал, художественная литература, репродукции картин. Организована развивающая среда в группе. Составлен тематический план. |
2. |
Основной 1 февраля – 22 марта |
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. |
Работа проведена в соответствии с планом. |
3. |
Заключительный 28 марта – 31 марта
|
Создание презентации проекта через итоговое занятие: «Мы – друзья природы». Анализ и обобщение результатов деятельности. Выставка совместных работ родителей и детей «Красная книга Чувашской Республики». |
Все участники проекта результатами удовлетворены. |
9. Перспективный план
Сроки проведения |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1 неделя февраля
|
Знакомство детей «Красная книга Чувашской Республики». Беседа «Для чего нужна Красная книга». Рассмотрение картин и плакатов «Животные родного края». Чтение произведения Г. Снегирева «Белек», «Лисичка-сестричка и серый волк». Дидактическая игра «Чей домик?», «Чей детёныш?» |
Подготовка родителей информации «Интересные факты о животных». |
2 неделя февраля
|
Беседа «Животные нашего края». Игровая деятельность: «Сосчитай животных», «Угости белочку орешком». Чтение художественной литературы Е. Серова «Зеленая страна». Художественное творчество: аппликация «Страничка Красной книги». Подвижная игра «Зайцы и волк». |
Просмотр документальных фильмов о животных Чувашской Республики. |
3 неделя февраля
|
Беседа «Зачем нужно охранять диких животных?» Просмотр документального фильма «Кто как голос подаёт?». Игровая ситуация «Прогулка в зоопарк». Художественное творчество: рисуем «Моё любимое дикое животное». Загадки, стихи о животных нашего края. |
Помощь в оформлении выставки книжек раскладушек с информацией, стихами, загадками о животных Чувашской Республики. |
4 неделя февраля
|
Беседа «Чем питаются животные живущие в лесу?» Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Подвижные игры «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЛОШАДКИ». Выставка книжек раскладушек с информацией, стихами, загадками о животных Чувашской Республики. Дидактическая игра «Разрезные картинки – Животные родного края», «Кто где живёт?». |
|
1 неделя марта |
Чтение юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос». Конструирование – «Мы строим зоопарк». Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Белые медведи». Сюжетно-ролевая игра «Теремок». |
Совместная работа родителей и детей: плакат «Защитим природу» |
2 неделя марта |
Чтение Г. Скребицкий «Кто как зимует». Развивающие игры : «Маленькое – большое», «Растительные животные», «Три медведя». Лепка – «Мое любимое животное из Красной книги». Загадывание загадок о животных. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». |
|
3 неделя марта
|
Игровая деятельность «Зайчики и лиса». Пословицы и поговорки о животных. Дидактические игры «Путаница», «Назови ласково», «Где чей хвост?», «Правила поведения в природе». Чтение художественной литературы А.Лопатина «Сказки матушки Земли», «У страха глаза велики» М.М. Серовой. |
Совместная работа родителей и детей «Оформление Красной книги Чувашской Республики». |
4 неделя марта
|
Просмотр фотографий, видеофильмов, мультфильмов о животных. Беседы-диалоги по теме. Создание презентации «Животные Красной Книги Чувашской республики»; презентация проекта через итоговое занятие: «Мы – друзья природы». |
Помощь родителей в техническом воплощении идеи. |
5 неделя марта |
Показ детям и родителям презентации «Мы – друзья природы». |
|
Список литературы
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
3. Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
5. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
6. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
7. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.: ил.
Руководитель проекта: Григорьева Алена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.
Ваш проект- очень актуален и насыщен по содержанию. Действительно, чтобы охранять природу, нужно владеть какими-то знаниями о ней. И крайне важно то, что вы стали знакомить ребят с животным миром вашего замечательного края. Я думаю, Ваш проект найдет отклик в каждом детском сердечке! Спасибо.