Регистрация

Путешествие по экологической тропинке в старшей группе детского сада

  • 24 мая 2019

В ходе прогулки дети в игровой форме расширяют знания о характерных особенностях сосны и ели, знакомятся с семенами хвойных деревьев, узнают о некоторых особенностях строения дерева. У них формируются основы экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке детского сада.

Программные задачи:

  1. Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
  2. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
  3. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
  4. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
  5. Коммуникативные-обогащать словарный запас детей. Учить детей рассказывать стихи проникновенно,  с необходимыми эмоциями.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне
  • Продуктивная деятельность: «Осенние деревья»

Материалы и оборудование:

  • Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.
  • Семена сосны в коробочке.
  • Для прогулки детям нужно подобрать подходящую обувь, ее можно найти на сайте https://lightstep.ua/detskaya-obuv/

Путешествие по экологической тропинке в старшей группе.детского сада

Ход прогулки

Воспитанники старшей группы с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель: Ребята, где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели). 

Отгадайте загадку

Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает. (Дерево). 

Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке. Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними. (Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают).

Игра «Эхо»

  • Эхо лесное, спросить я могу?
  • Ау, ау, ау (дети говорят)
  • Куда это листья лесные пропали?
  • Опали, опали, опали… (дети говорят)
  • Травы лесные, где вы? Не вижу…
  • Ниже, ниже, ниже… (дети говорят)
  • Цветы луговые, а вы что пропали?
  • Завяли, завяли, завяли… (дети говорят)
  • Птички-певички, давно ли вы пели?
  • Они улетели, они улетели… (дети говорят)
  • Лягушки и раки куда подевались?
  • Они закопались, они закопались… (дети говорят)
  • Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
  • Мы шубки меняем, меняем, меняем… (дети говорят)
  • Так что же случилось, мы тебя спросим?
  • Пришла сюда осень, осень, осень… (дети говорят)
  • Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…

Воспитатель: Молодцы, много вы знаете об осени. А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:

Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане. (Береза).

Воспитатель: Где растет береза на нашей экологической тропинке? Давайте к ней подойдем. Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять). Давайте обнимем её.

Первое название нашего города было совсем не Северск. Наш город, когда только строился, называли Березки. Хотя уже мало кто об этом помнит. А назывался он так, потому что везде росло очень много берез.

  • Какая береза? (Большая: высокая, толстая).
  • Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
  • Что её так крепко удерживает в земле? (Корни).
  • Для чего дереву нужны корни? (Корни – это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
  • Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

  • «ствол» – опустили вниз руки,
  • «листья» – шевелим пальчиками,
  • «корни» – топаем ногами,
  • «ветви» – поднимаем руки вверх.

Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?

Дети читают стихи о березе

Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой. Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна). Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропинке? (На нашем участке). Добраться до них нам будет нелегко.

Игра «Тропинка» 

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Воспитатель: Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся! (Дети гладят деревья и здороваются с ними). Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки). Они одинаковые? (Нет, разные). Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев). А с каких они деревьев? Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые).

Игра «Кто быстрее передаст шишку»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, они встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.

Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки. А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками). Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.

  • Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
  • А у ели? (Короткие, колючие, темные).
  • Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
  • Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).

Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей). Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям).

  • Что это? (Семена).
  • Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко).
  • Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать).
  • Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
  • Семена сосны так и называются – «крылатки».

Игра – инсценировка

Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена. 

Я – дерево-мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки-семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

Воспитатель: Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями? Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?

Дети читают стихи. Взявшись за руки, водят хоровод вокруг дерева.

Игра "Я – дерево"

Выбирается водящий. Ведущий задает вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)

  • Ты сбрасываешь листья на зиму?
  • Какие у тебя листья? (Маленькие, большие)
  • Какого они цвета осенью?
  • Какого цвета у тебя ствол?
  • Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
  • Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
  • Какие у тебя плоды?

А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить).

  • Понравилось вам встреча с деревьями на нашей экологической тропинке?
  • Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
  • Молодцы, ребята. А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Литература

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

Журнал «Дошкольное воспитание» 12//96

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»

Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.

Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.

Л.Ю. Павлова  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

Составитель: Калмыкова Светлана Николаевна, воспитатель 1 кв. категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 60», ЗАТО Северск.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)
  • 24 мая 2019
  • 5293
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 23.09.2020 в 05:08

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!