В ходе прогулки дети в игровой форме расширяют знания о характерных особенностях сосны и ели, знакомятся с семенами хвойных деревьев, узнают о некоторых особенностях строения дерева. У них формируются основы экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке детского сада.
Программные задачи:
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
Воспитанники старшей группы с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель: Ребята, где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели).
Отгадайте загадку
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает. (Дерево).
Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке. Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними. (Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают).
Игра «Эхо»
Воспитатель: Молодцы, много вы знаете об осени. А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане. (Береза).
Воспитатель: Где растет береза на нашей экологической тропинке? Давайте к ней подойдем. Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять). Давайте обнимем её.
Первое название нашего города было совсем не Северск. Наш город, когда только строился, называли Березки. Хотя уже мало кто об этом помнит. А назывался он так, потому что везде росло очень много берез.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
Дети читают стихи о березе
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой. Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна). Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропинке? (На нашем участке). Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель: Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся! (Дети гладят деревья и здороваются с ними). Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки). Они одинаковые? (Нет, разные). Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев). А с каких они деревьев? Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые).
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, они встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки. А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками). Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей). Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям).
Игра – инсценировка
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.
Я – дерево-мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки-семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
Воспитатель: Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями? Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?
Дети читают стихи. Взявшись за руки, водят хоровод вокруг дерева.
Игра "Я – дерево"
Выбирается водящий. Ведущий задает вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)
А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить).
Литература
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»
И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
Журнал «Дошкольное воспитание» 12//96
О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.
Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».
А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»
И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.
Составитель: Калмыкова Светлана Николаевна, воспитатель 1 кв. категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 60», ЗАТО Северск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!