На сегодняшний день остается актуальной проблема экологии на нашей планете. С раннего детства мы пытаемся воспитать заботливых граждан нашей страны. Поэтому неспроста детский сад-это первая ступенька системы непрерывного экологического образования.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своим многообразием, красочностью и динамичностью она привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
В.А.Сухомлинский, строя свою «школу радости для дошкольников» на основе непосредственного общения с природой, справедливо считал, что необходимо вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи- к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений в большей степени зависит от организации педагогического процесса, степени приближенности к оптимальному варианту. Под оптимальным вариантом подразумевается ознакомление дошкольников с природой, которое строится при максимальном учете возрастных особенностей, психики детей и их поведения: наглядно-действенного, наглядно-образного характера познания окружающего, повышения эмоциональности в связи с преобладанием игровых мотивов поведения.
Особую категорию детей занимают дети с ограниченными возможностями в развитии, в данном случае дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития у детей. Очень часто у детей с ЗПР замедленный темп не только психического, но и речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи.
Поэтому необходимо учитывать особенности симптоматики и механизмов восприятия новых знаний об окружающем мире.
Очень важна частая повторяемость упражнений, но с включением новизны по содержанию и форме, использование яркой наглядности для сохранения устойчивого интереса к закрепляемому материалу.
Детям с ЗПР свойственны быстрая утомляемость, отвлекаемость при восприятии предлагаемого материала, недостаточная концентрация внимания, «застреваемость» внимания на отвлеченных объектах и деталях предмета. Поэтому для успешного овладения знаниями об окружающем необходимы очень яркие, стимульные методы и приемы.
Так как нарушения психики и речи носят стойкий характер, работа по закреплению материала осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми. И в этом случае также необходимо сохранить интерес к объектам природы, желание познать больше, вызвать любознательность у детей.
Дети с ЗПР воспринимают легче то, что их окружает, а природа окружает повсюду и всегда. Использование экологического материала, пособий экологического направления в работе логопеда способствует решению логопедических задач.
Многолетний опыт моей работы показал, что традиционные формы и методы работы неэффективны с детьми с ЗПР. Поэтому стала искать новые подходы к осуществлению коррекционных задач.
Существует множество форм и методов экологического воспитания дошкольников, при помощи которых можно обогатить речь детей сделать ее образной, выразительной, откорректировать имеющиеся речевые недостатки.
Эффективным методом оказался метод эмоционально-сенсорного воздействия – создание эмоционального настроя для общения, наблюдения за предметом, объектом, практическое действие с ним: погладить, потрогать, сымитировать его качества, определить окраску, очертание силуэта. Этот метод значим тем, что включает в себя разнообразные приемы. Создаются они за счет различного сочетания модальности, продолжительности, интенсивности и новизны сенсорных воздействий.
Модальность – это зрительные ощущения (цвет, очертания силуэта, величины, пропорции); слуховые (музыкальные звуки, голоса природы); осязательные (воздействие различных свойств предметов на тактильные и температурные рецепторы); обонятельные (различные запахи); вкусовые (овощи, фрукты, сладкие, кислые и т.п.) ощущения.
Интенсивность – это сила динамичного сенсорного воздействия.
Новизна – это содержательное взаимодействие с сенсорной информацией за счет комбинирования отмеченных выше стимулов: модальности, интенсивности, продолжительности.
Эмоционально-сенсорное воздействие оказывается с помощью тренажеров речевой активности, которые представляют собой различные загадки-описания эколого-биологического направленности, которые формируют элементарные экологические представления.
Речевые тренажеры, а это загадки-описания овощей, фруктов, грибов, времен года, способствуют:
» развитию внимания, памяти;
» совершенствованию монологической связной речи;
» активизации и обогащению предметного и предикативного словаря, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков в речи, формированию грамматического строя речи;
» созданию у детей интереса к миру природы
» бережному отношению к природе, развитию мышления и гибкости ума;
Для закрепления знаний о природе на речевом материале использую различные опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки-символы, различные по форме и цвету.
Так, упражнения типа «Найди и обведи по контуру», например, овощ треугольной формы, сладкий, сочный, полезный, оранжевый (морковь); или упражнение «Найди среди спрятанных предметов», кто быстро скачет, ржет, стучит копытами (лошадь), способствуют не только обогащению предикативного словаря, но и систематизируют и обогащают знания о живой и неживой природе.
Таким образом, тренажеры речевой активности (ТРА) являются хорошими помощниками в решении экологических и речевых задач. Они помогают объединить обобщающие и игровые цели. Так, при работе на ТРА ребенок может не только увидеть слово, но взять его в руки, подержать его на ладошке, составить с ним предложение.
В тренажерах речевой активности слово соотносится с картинкой- ребенок берет в руки и строит «дом» для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение, где для каждого слова есть место. Предложение для ребенка становится зримым, он может его изменить; проанализировать то, о чем сказать.
Тренажеры речевой активности дают возможность многократно и последовательно закреплять экологический и речевой материал, практически усваивать элементарные закономерности языка, активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный и тактильно-двигательный анализаторы. По мере развития психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти, обогащения сенсорного опыта) у ребенка с ЗПР, качественного изменения его деятельности возрастает и обогащается словарь в качественном и количественном аспекте, лучше формируется грамматический строй речи и развивается связная речь, а также корректируется звукопроизношение. И в то же время ТРА позволяют решать задачи экологического характера, дают возможность систематизировать и обогатить знания о растениях, животных и явлениях природы.
Список литературы:
1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999.
3. Инновации в логопедической практике. Сост. О.Е. Громова. – М.: Линка-Пресс, 2008.
4. Л.Б. Фесюхова. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. – Изд-во Ранок, 2008.
5. Т.Б. Филичева Т.Б., ТумановаТ.В. Совершенствование связной речи: Учеб.- метод пособие. – М.: Соц-полит. журн., 1994.
6. Журнал «Дошкольное воспитание». – №6 – 2004, стр. 64-68.
7. Журнал «Дошкольное воспитание». – № 10 – 2004, стр.63-65.
Автор: Лабузина Галина Алексеевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад №25 «Жемчужинка», г. Йошкар-Ола, Марий Эл, педагогический стаж 30 лет, в качестве учителя-логопеда 17 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Галина Алексеевна, интересно познакомиться с чем-то новым для себя. Спасибо за статью. Ваше первое фото вызвало у меня недавнее воспоминание... Была у нас Министерская проверка, и проверяющий зашёл в группу, картина ему открылась вот такая, как у вас на первой фотогр. Он воспитателя отчитал , в буквальном смысле этого слова, что дети сидят за столами, не слушая её оправдания, что вот сейчас они будут ... там что-то делать... А у вас, действительно, на фото-дети "за партами", ребёнок у доски -первый класс!
Уважаемая Галина Алексеевна, с интересом прочитала вашу статью. Заинтересовалась. Замечательно, что ваши тренажеры речевой активности оказывают эмоционально-сенсорное воздействие на детей. Жаль, что вы не приложили практический комплекс ТРА в качестве распространения вашего опыта.
Галина Алексеевна, спасибо, что поделились своим опытом, с удовольствием взяла бы в свою копилку ваши дидактические игры.
Спасибо за комментарии. Отвечу, почему дети за столами: это дети с ЗПР и в данный момент (на фото) они уже перед выпуском в школу. Детей с ЗПР нужно познакомить со спецификой работы на уроке и работой у доски. Их нужно подводить к этому, чтобы они не растерялись в школе, чтобы комфортно чувствовали себя. А на своих занятиях с детьми с ЗПР я меняю виды деятельности и размещение детей: на ковре, на стульчиках, лежа на ковре, стоя в кругу и т.д.