Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Представляю итоговый краткосрочный экологический проект «Путешествие по страничкам календаря природы».
Цель проекта: пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.
Задачи: учить детей элементарным приемам исследовательской деятельности с объектами природы в индивидуальной и подгрупповой форме работы по инструкции педагога
Закрепить знания о хвойных деревьях городского парка: умение определять дерево (сосна, лиственница, кедр, ель) по расположению хвоинок, по изображению дерева, умение определять принадлежность плода к хвойному дереву.
Дать представление детям об объектах, загрязняющих воздух (автомобили, заводы, мусорные свалки) и познакомить со способами очищения воздуха, доступными для детей
Инновационная направленность
Основная проблема экологического образования в том, что после прохождения экологических программ, дети знают правила поведения в природе, но на практике демонстрируют агрессивное отношение к объектам природы. Причина: недостаточный собственный опыт взаимодействия с объектами природы с элементами элементарной исследовательской деятельности при максимальном задействовании органов чувств. Наиболее перспективным и мало разработанным в этом направлении является экологический проект.
Я разработала экологический проект для воспитанников подготовительной группы в соответствии с требованием ФГТ, соблюдая научные основы данного вида исследования. Основная часть проекта – исследование состояния воздуха по хвое сосны – включает в себя все направления по организации занимательного дела на основе деятельностного подхода, учитывает зону ближайшего и актуального развития детей, содержит приемы активизирующие мыслительную деятельность воспитанников.
Основная часть проекта может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования для проведения элементарной исследовательской деятельности в городских парках, лесу, на территории детского сада.
Авторский подход
Дошкольный и младший школьный возраст – сензитивные периоды для формирования основ экологической культуры. Как педагог дополнительного образования я разработала две программы по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Обе программы имеют практическую направленность, включают элементы элементарной исследовательской деятельности детей в природе.
Программа для младших школьников получила высокую оценку в качестве дипломного проекта на защите в ТПГУ (г. Томск). Исследовательская часть проекта для начальной школы была разработана с учетом всех рекомендаций института усовершенствования учителей г Кемерово(Л.О. Петункина, Л.Н. Ковригина)
На основе данного проекта была разработана программа для дошкольников «Экология для малышей». Программа включает в себя краткосрочные и длительные экологические проекты с участием воспитанников, воспитателей, родителей по изучению природы ближайшего окружения.
Я представляю Вам один из итоговых проектов с элементами исследовательской деятельности воспитанников в рамках программы «Экология для малышей». Данный проект основан также на научной основе «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны»(Л.О. Петункина, Л.Н. Ковригина)
Полученные и предполагаемые результаты проекта
Воспитанники владеют элементарными исследовательскими навыками по работе с объектами живой природы. Данный проект является подготовительным этапом к длительному проекту «Сохраним леса» (посвященного международному Дню защиты леса).
Выводы
Представленный мною проект позволяет охватить десять образовательных областей в соответствии с ФГТ и организовать исследовательскую деятельность воспитанников с учетом возраста, используя интегративный подход и приемы развивающего обучения, руководствуясь научной основой «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны» (Л.О. Петункиной)
Методические условия реализации:
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Предварительная подготовка:
1. Знакомство с сосной в процессе прогулки или экскурсии. Рассматривание веточек, расположения хвоинок, нахождение здоровых и поврежденных хвоинок.
2. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением сосны, хвоинок сосны. Чтение стихотворений, рассматривание репродукций художников с изображением сосны.
3. Знакомство с ролью сосны в природе и жизни человека, рассматривание пищевых цепочек.
4. Знакомство с источниками загрязнения воздуха.
5. Рисование веточки сосны, сбор модели «веточка сосны», зарисовки повреждений хвоинок после первой прогулки или экскурсии.
6. Для проведения экологического проекта в полном варианте необходимы все перечисленные выше работы с хвойными: ель, сосна, лиственница, кедр.
Автор: Кравцова Инна Витальевна, педагог дополнительного образования, д/с № 4 «Ручеек», Кемеровская область, г Мариинск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Инна Витальевна, с большим интересом ознакомилась с вашей работой по экологическому воспитанию детей, где прослеживается и инновационная направленность, и авторский подход. Не поняла, почему называется так проект. В приложении 1 конспект проекта описан уж очень сдержанно. И мне не хватило визуального сопровождения. Спасибо за участие в конкурсе!
Здравствуйте Ирина Викторовна. В работе, в качестве приложения вставлена ссылка только на один ролик. На ютуб выложено около 10 роликов из данного проекта. Они все так и называются "Мероприятие Х", где Х - порядковый номер ролика.
Уважаемая Инна Витальевна, спасибо за ответ. Скажите, а где в вашей работе сказано, что Приложения-видеоролики нужно искать в YouTube? Вот только сейчас я попыталась их разыскать «вслепую» через первый ролик… Но, извините меня, я пересмотрела пять видеороликов и не поняла, почему они такие кратковременные: один – 15 сек., другой – 24 сек., 33 сек., 40 сек., 1 мин. …Это какая-то мозаика! Не поняла вашего замысла.
Инна Витальевна, понравилось интересное начало проекта, задачи, но потом что-то затормозило. Зачем так много мероприятий на рассматривание иголок, детям уже стало не интересно. Или это все мини-ролики об одном мероприятии? Презентация с фото бала бы гораздо лучше!
Уважаемая Инна Витальевна. Спасибо за работу, но соглашусь с Ириной Викторовной, что ваша работа не проект. Хорошо подготовленное занятие, не более того.Проект оформляется совершенно по другому. Удачи !
Всем спасибо за внимание к работе. Немного поясню: Экологические проекты в ДОУ были разработаны мной на основе рекомендаций И.В. Цветковой (книга "Экологические проекты в начальной школе и ДОУ"). Они включены в мою авторскую программу "Экология для малышей". (Длительные и краткосрочные). Данный проект является краткосрочным, включает в себя подготовительный этап (экологическая прогулка в горсаду, сбор материалов). Основной этап: знакомство с деревьями парка, продуктивные виды деятельности, связанные с обитателями парка. Итоговый этап: "Путешествие по страничкам календаря" (с элементами исследовательской деятельности).
Видеоролики даны для изображения наглядности происходящего.
Доброй ночи, Инна Витальевна. Вот теперь-то мне стало всё понятно… Вы просто неправильно сформировали свой конкурсный материал, начав с конца. Работу ведёте методически грамотно по актуальной теме, нужно только уметь логически грамотно её излагать. Ждём ваших новых публикаций! Удачи вам!
Инна Витальевна, мероприятие ваше очень понравилось, обязательно воспользуюсь его элементами в своей работе, т.к. тоже занимаюсь с детьми экологическим направлением. Удачи вам и успехов!
Уважаемая Инна Витальевна, я тоже отдаю предпочтение экологическому воспитанию, природа и всё, что связано с ней-это моя стихия. Получите 5 за исследовательскую деятельность с иголочками, как ребятишки сосредоточены и, по-моему, чувствуют себя настоящими учёными............
Уважаемая Инна Витальевна, с большим интересом просмотрела вашу работу! В целом идея очень хорошая, заслуживает высокой оценки. Тем не менее, на мой взгляд, в работе новация и авторский подход сформулированы не совсем точно, противоречие у вас обозначено хорошо, но не вижу гипотезы. Далее, хорошо вы подвели к проблеме, а почему не указали способы или варианты решения, предложенные ребятами? Поэтому, я считаю, материал методически недоработан. Но вы не унывайте, опыт приходит со временем. Удачи вам и мои баллы!