Регистрация

Экологический проект «Путешествие по страничкам календаря природы»

  • 11 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю итоговый краткосрочный экологический проект «Путешествие по страничкам календаря природы».

Цель проекта: пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.

Задачи: учить детей элементарным приемам исследовательской деятельности с объектами природы в индивидуальной   и подгрупповой   форме работы  по инструкции педагога

Закрепить знания о хвойных  деревьях  городского парка: умение определять дерево (сосна, лиственница, кедр, ель)  по расположению  хвоинок, по изображению дерева, умение  определять  принадлежность плода к хвойному дереву.

Дать представление детям об объектах, загрязняющих воздух (автомобили, заводы, мусорные свалки) и познакомить со способами очищения воздуха, доступными для детей

Инновационная направленность

Основная проблема экологического образования в том, что после прохождения экологических программ, дети знают правила поведения в природе, но на практике демонстрируют агрессивное отношение к объектам природы. Причина: недостаточный собственный опыт взаимодействия с объектами природы с элементами элементарной исследовательской деятельности при максимальном задействовании органов чувств. Наиболее перспективным и мало разработанным в этом направлении является экологический проект.

Я разработала экологический  проект для воспитанников подготовительной группы в соответствии с требованием ФГТ, соблюдая научные основы данного вида исследования.   Основная часть проекта – исследование состояния воздуха по хвое сосны – включает в себя все направления по организации занимательного дела на основе деятельностного подхода, учитывает зону ближайшего и актуального развития детей, содержит приемы активизирующие мыслительную деятельность воспитанников.

Основная часть проекта  может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования для проведения элементарной исследовательской деятельности в городских парках, лесу, на территории детского сада.

Авторский подход

Дошкольный и младший школьный возраст – сензитивные периоды для формирования основ экологической культуры. Как педагог дополнительного образования я разработала две программы по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Обе программы имеют практическую направленность, включают элементы элементарной исследовательской деятельности детей в природе.

Программа для младших школьников получила высокую оценку в качестве дипломного проекта на защите в ТПГУ (г. Томск). Исследовательская часть проекта для начальной школы была разработана с учетом всех рекомендаций института усовершенствования учителей г Кемерово(Л.О. Петункина, Л.Н. Ковригина)

На основе данного проекта была разработана программа для дошкольников «Экология для малышей». Программа включает в себя краткосрочные и длительные экологические проекты с участием воспитанников, воспитателей, родителей по изучению природы ближайшего окружения.

Я представляю Вам один из итоговых проектов с элементами исследовательской деятельности воспитанников в рамках программы «Экология для малышей». Данный проект основан также на научной основе «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны»(Л.О. Петункина, Л.Н. Ковригина)

Полученные и предполагаемые результаты проекта

Воспитанники владеют элементарными исследовательскими навыками по работе с объектами живой природы. Данный проект является подготовительным этапом к длительному проекту «Сохраним леса» (посвященного международному Дню защиты леса).

Выводы

Представленный мною проект позволяет охватить десять образовательных областей в соответствии с ФГТ и организовать исследовательскую деятельность воспитанников с учетом возраста, используя интегративный подход и приемы развивающего обучения, руководствуясь научной основой  «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны» (Л.О. Петункиной)

Методические условия реализации:

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Предварительная подготовка:

1. Знакомство с сосной в процессе прогулки или экскурсии. Рассматривание веточек, расположения хвоинок, нахождение здоровых и поврежденных хвоинок.

2. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением сосны, хвоинок сосны. Чтение стихотворений, рассматривание репродукций художников с изображением сосны.

3. Знакомство с ролью сосны в природе и жизни человека, рассматривание пищевых цепочек.

4. Знакомство с источниками загрязнения воздуха.

5. Рисование веточки сосны, сбор модели «веточка сосны», зарисовки повреждений хвоинок после первой прогулки или экскурсии.

6. Для проведения экологического проекта в полном варианте необходимы все перечисленные выше работы с хвойными: ель, сосна, лиственница, кедр. 

Приложение 1.

Приложение 2.

Автор: Кравцова Инна Витальевна, педагог дополнительного образования, д/с № 4 «Ручеек», Кемеровская область, г Мариинск.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (11)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 12.02.2014 в 01:05

Уважаемая Инна Витальевна, с большим интересом ознакомилась с вашей работой по экологическому воспитанию детей, где прослеживается и инновационная направленность, и авторский подход. Не поняла, почему называется так проект. В приложении 1 конспект проекта описан уж очень сдержанно. И мне не хватило визуального сопровождения. Спасибо за участие в конкурсе!

Инна Витальевна

Инна Витальевна 12.02.2014 в 16:11

Здравствуйте Ирина Викторовна. В работе, в качестве приложения вставлена ссылка только на один ролик. На ютуб выложено около 10 роликов из данного проекта. Они все так и называются "Мероприятие Х", где Х - порядковый номер ролика.

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 12.02.2014 в 18:44

Уважаемая Инна Витальевна, спасибо за ответ. Скажите, а где в вашей работе сказано, что Приложения-видеоролики нужно искать в YouTube? Вот только сейчас я попыталась их разыскать «вслепую» через первый ролик… Но, извините меня, я пересмотрела пять видеороликов и не поняла, почему они такие кратковременные: один – 15 сек., другой – 24 сек., 33 сек., 40 сек., 1 мин. …Это какая-то мозаика! Не поняла вашего замысла.

Наталья

Наталья 13.02.2014 в 09:59

Инна Витальевна, понравилось интересное начало проекта, задачи, но потом что-то затормозило. Зачем так много мероприятий на рассматривание иголок, детям уже стало не интересно. Или это все мини-ролики об одном мероприятии? Презентация с фото бала бы гораздо лучше!

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 13.02.2014 в 15:11

Уважаемая Инна Витальевна. Спасибо за работу, но соглашусь с Ириной Викторовной, что ваша работа не проект. Хорошо подготовленное занятие, не более того.Проект оформляется совершенно по другому. Удачи !

13.02.2014 в 16:40

Всем спасибо за внимание к работе. Немного поясню: Экологические проекты в ДОУ были разработаны мной на основе рекомендаций И.В. Цветковой (книга "Экологические проекты в начальной школе и ДОУ"). Они включены в мою авторскую программу "Экология для малышей". (Длительные и краткосрочные). Данный проект является краткосрочным, включает в себя подготовительный этап (экологическая прогулка в горсаду, сбор материалов). Основной этап: знакомство с деревьями парка, продуктивные виды деятельности, связанные с обитателями парка. Итоговый этап: "Путешествие по страничкам календаря" (с элементами исследовательской деятельности).
Видеоролики даны для изображения наглядности происходящего.

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 14.02.2014 в 01:14

Доброй ночи, Инна Витальевна. Вот теперь-то мне стало всё понятно… Вы просто неправильно сформировали свой конкурсный материал, начав с конца. Работу ведёте методически грамотно по актуальной теме, нужно только уметь логически грамотно её излагать. Ждём ваших новых публикаций! Удачи вам!

Светлана

Светлана 15.02.2014 в 09:03

Инна Витальевна, мероприятие ваше очень понравилось, обязательно воспользуюсь его элементами в своей работе, т.к. тоже занимаюсь с детьми экологическим направлением. Удачи вам и успехов!

Инна Витальевна

Инна Витальевна 15.02.2014 в 10:41

Здравствуйте всем. Большое еще раз спасибо за внимание к работе.

Яна Артуровна

Яна Артуровна 16.02.2014 в 12:00

Уважаемая Инна Витальевна, я тоже отдаю предпочтение экологическому воспитанию, природа и всё, что связано с ней-это моя стихия. Получите 5 за исследовательскую деятельность с иголочками, как ребятишки сосредоточены и, по-моему, чувствуют себя настоящими учёными............

Цырен-Жаб Доржиевна

Цырен-Жаб Доржиевна 22.02.2014 в 16:58

Уважаемая Инна Витальевна, с большим интересом просмотрела вашу работу! В целом идея очень хорошая, заслуживает высокой оценки. Тем не менее, на мой взгляд, в работе новация и авторский подход сформулированы не совсем точно, противоречие у вас обозначено хорошо, но не вижу гипотезы. Далее, хорошо вы подвели к проблеме, а почему не указали способы или варианты решения, предложенные ребятами? Поэтому, я считаю, материал методически недоработан. Но вы не унывайте, опыт приходит со временем. Удачи вам и мои баллы!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!