Регистрация

Игровая развивающая ситуация для детей старшего возраста на тему «Деревья»

  • 5 марта 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

ТЕМА ИРС: «Деревья».

Цель: Расширять, обогащать, закреплять знания детей о деревьях, их названиях, строении, внешних признаках.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о деревьях, их назначении, о красоте родной природы.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности: учить детей различать деревья по внешним признакам, составлять описательные рассказы с опорой на образец; упражнять в образовании существительных множественного числа; существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; в подборе слов – действий и слов – антонимов; согласовывать числительные с существительными; закрепить употребление предлогов; актуализация и закрепление словаря по данной теме.
  • Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания и решения творческих заданий.

 Воспитательные:

  • формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
  • воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в окружающей среде.

Словарная работа: лиственные, хвойные деревья, хвоя, «голые деревья».

Интеграция образовательных областей«Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды деятельности: «Коммуникативная», Игровая», «Познавательно-исследовательская», «Чтение», «Двигательная», «Продуктивная», «Музыкальная».

Предварительная работа: совместная познавательная деятельность: чтение произведений и заучивание стихотворений о природе; экскурсии по территории детского сада и в парковых зонах, наблюдения, рассматривание веток, иллюстраций и картин, раскрашивание раскрасок на данную тему, изготовление поделок из природного материала; настольно – печатные игры «Ботаническое лото», «Разложи по корзинкам», «С какой ветки, детки»

Материалы и оборудование: магнитофон с записями звуков природы, картинки из серии «Деревья», картинки с изображением чайника, сапог; разрезные картинки с изображением листьев разных деревьев; указка, ёль искусственная, пенёк, магниты, два мольберта, картинки – раскраски из серии «Деревья» (зимой), цветные карандаши.

Участники: дети старшей группы, воспитатель.

Игровая развивающая ситуация для детей старшего возраста на тему «Деревья»

Приложение №1 Описание сценария ИРС

Дети находятся в игровой комнате.

Воспитатель: Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчики, я предлагаю вам поиграть в игру «Умники и умницы. Я – ведущая, а вы – игроки . Я буду предлагать вам разные задания и за каждый правильный ответ, буду вешать на эту ёлочку картинку. Готовы! Но сначала нам нужно успокоиться и настроиться на игру.

Воспитатель проводит с детьми дыхательные упражнения. 

Воспитатель: Ну, а теперь, взялись за руки и произнесли слова «Мы команда! Первое задание: отгадайте загадку. Воспитатель читает стихотворение – загадку: Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.) Воспитатель: Догадались о чём загадка? (ответы детей). Воспитатель хвалит детей и показывает картинки – отгадки: дерево зимой и летом, а потом вешает на ёлочку картинку.

Для создания проблемной ситуации: Воспитатель: «Я вам приготовила картинки, но что такое, здесь оказались лишние! Кто назовёт мне их? (Чайник – это посуда, сапоги – это обувь). Воспитатель: Молодцы! Как, вы, думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О деревьях). 

Рассказ воспитателя о деревьях с показом картинок, словарная работа. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

Воспитатель проводит беседуНазовите лиственные деревья (береза, дуб, осина и т.д.). Назовите хвойные деревья (сосна, ель, кедр, пихта.). Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.). Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.). А зачем нужны деревья? (Для тени, для красоты и т.д). У каждого есть любимое дерево, вот у меня – это тополь. Послушайте мой рассказ о нём.

Рассказ воспитателя о дереве с опорой на схему: ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, крона дерева раскидистая, листья овальной формы, почки липкие. Воспитатель приглашает к мольбертам ребёнка и он рассказывает о своём выбранном дереве (по желанию, 2-3 ребёнка) Воспитатель хвалит детей и проводит динамическую паузу.

Воспитатель хвалит, усаживает детей и проводит дидактические упражнения и игры на закрепление темы:

  • а) Подбор слов-действий. Что делают деревья? Качаются, стоят, шум.. А листья? Осыпаются, желтеют, гниют.. Что могут делать ветки? Ломаться, гнуться, падать.
  • б) Образование существительных множественного числа Дидактическая игра «Один – много» (лист – листья, дерево – ..., ветка – ... и т.д.)
  • в) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Дидактическая игра «Скажи ласково» (лист – листочек, береза – ... , шишка – ... и т.д.).
  • г) Образование слов-антонимов. (ствол высокий – низкий, корень длинный – короткий, ветка толстая — тонкая и т.д.)
  • д) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». (один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев).
  • е) Употребление предлогов: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на.. Игровое упражнение: «Встань, где хочешь». Воспитатель хвалит всех детей и предлагает поиграть в дидактическую игру: «С какой ветки детки?» и объясняет правила игры.

Игровая развивающая ситуация для детей старшего возраста на тему «Деревья»

Воспитатель: Какие, вы сегодня молодцы! Но у нас осталось ещё одно задание. Смотрите, у меня есть вот такие раскраски, на них изображены зимние деревья, на деревьях нет листьев. Поэтому, когда деревья сбрасывают листву, то они становятся «голыми », как люди без одежды. А давайте нарисуем им листочки, т.е оденем их, чтоб они стали красивыми, как весной и летом.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где заранее разложены раскраски и карандаши для самостоятельной и творческой работы. После выполненной работы рисунки детей выставляются на мольберты и обсуждаются.

Игровая развивающая ситуация для детей старшего возраста на тему «Деревья»

Воспитатель хвалит, подводит итог занятия и оценку деятельности детей на занятии: О чем мы говорили? (О деревьях). Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные, «голые» деревья). В какие игры мы играли? (ответы детей). Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились со всеми заданиями. Молодцы! Вы заслужили награду вот эти медали (воспитатель показывает медали и помогает надеть их детям). Спасибо, игра закончилась! 

Список используемая литература:

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»: Сценарии занятий. М.: «Творческий центр», 2004 г.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. «Развитие речи детей 5 – 6 лет». М.: Издательский центр «Винтана – Граф», 2005 г.

Автор: Мельникова Наталья Григорьевна, воспитатель, вторая квалификационая категория, МКДОУ «Сузунский детский сад №2», р.п Сузун, Новосибирская область, педагогический стаж 10 лет.

4 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 12)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Мария Сергеевна 07.03.2014 в 13:21

Уважаемая Наталья Григорьевна, спасибо, что поделились своим опытом. Интересная ИРС, действительно, она получилась познавательно-игровая. Единственное, с чем я не согласна, это с вашей проблемной ситуацией, её не было, была мотивация, что в данном случае вполне достаточно! Жаль, что вы опоздали со своей публикацией, конкурс закончился и педагоги перестали комментировать работы, что, в принципе, неправильно. Успехов Вам!

Наталья Григорьевна 08.03.2014 в 08:58

Спасибо за комментарий! Это было моя первая публикация, но я рада, что педагоги всё же просматривают новые работы. Жаль, что я припозднилась в конкурсе, а то мнение со стороны - это ведь приобретение небольшого опыта в педагогической работе.Спасибо ещё раз! Читайте и делитесь своим мнением!

Олеся Викторовна 09.03.2014 в 17:06

Уважаемая Наталья Григорьевна, спасибо за работу. Разработка действительно интересная, но вот только соглашусь с Марией Сергеевной по поводу проблемной ситуации. Удачи !

Ануфриева Ирина Викторовна 09.03.2014 в 21:54

Уважаемая Наталья Григорьевна, три раза подступалась к вашему материалу и откладывала его… Всё у вас в нём сумбурно как-то. Начинаете вы с того, что предлагаете детям поиграть в игру «Умники и умницы»: «Я буду предлагать вам разные задания и за каждый правильный ответ, буду вешать на эту ёлочку картинку»… Алгоритм задан! Но после стихотворения-загадки (первая картинка была повешена на ёлочку) игра «Умники и умницы» закончилась. Больше на протяжении занятия игры я не видела. Вначале занятия у вас почему-то две мотивации: стихотворение-загадка и задание «Что лишнее?». Зачем? Что-то одно можно было взять для определения темы. Мне кажется, что объявление детям игры-викторины и что они будут работать в команде – уже прекрасная мотивация. Предложенную вами ИРС можно разбить на две. Одна часть: организовать путешествие по лесу, где будет рассказ воспитателя о деревьях с показом картинок, словарная работа, рассказ о дереве с опорой на схему и т.п. и продуктивная деятельность (раскраски). Другая - игра «Умники и умницы», куда включаете дидактические упражнения и игры на закрепление темы. Фотографии и различные материалы к занятию можно оформлять в презентацию и размещать в приложениях. Посмотрите работы лауреатов и победителей данного конкурса этого года и прошлых лет. Удачи Вам!

Анастасия Павловна 10.03.2014 в 23:28

Уважаемая Наталья Григорьевна, на первом фото рассматривала развивающую среду. А почему у вас уголок для сюжетно-ролевой игры "Школа" так высоко расположен?

Мария Владимировна 23.03.2014 в 11:42

Интересная идея игровой развивающей ситуации для детей старшего возраста. Спасибо Наталья Григорьевна, вам удачи!

Светлана Григорьевна 31.03.2014 в 21:03

Уважаемая Наталья Григорьевна! Спасибо за участие в конкурсе. Здорово, когда детям интересно, здорово, когда детям любопытно, здорово, когда через разные формы игры дети узнают новое. Фото это демонстрирует. Изучив ваш проект, который назван "Игровая развивающая ситуация для детей старшего возраста на тему «Деревья»". я не поняла проблемную ситуацию, нет гипотезы, вывода. Я считаю что материал, который вы представили требует доработки. Успе

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!