Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
ТЕМА ИРС: «Деревья».
Цель: Расширять, обогащать, закреплять знания детей о деревьях, их названиях, строении, внешних признаках.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: лиственные, хвойные деревья, хвоя, «голые деревья».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды деятельности: «Коммуникативная», Игровая», «Познавательно-исследовательская», «Чтение», «Двигательная», «Продуктивная», «Музыкальная».
Предварительная работа: совместная познавательная деятельность: чтение произведений и заучивание стихотворений о природе; экскурсии по территории детского сада и в парковых зонах, наблюдения, рассматривание веток, иллюстраций и картин, раскрашивание раскрасок на данную тему, изготовление поделок из природного материала; настольно – печатные игры «Ботаническое лото», «Разложи по корзинкам», «С какой ветки, детки»
Материалы и оборудование: магнитофон с записями звуков природы, картинки из серии «Деревья», картинки с изображением чайника, сапог; разрезные картинки с изображением листьев разных деревьев; указка, ёль искусственная, пенёк, магниты, два мольберта, картинки – раскраски из серии «Деревья» (зимой), цветные карандаши.
Участники: дети старшей группы, воспитатель.
Приложение №1 Описание сценария ИРС
Дети находятся в игровой комнате.
Воспитатель: Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчики, я предлагаю вам поиграть в игру «Умники и умницы. Я – ведущая, а вы – игроки . Я буду предлагать вам разные задания и за каждый правильный ответ, буду вешать на эту ёлочку картинку. Готовы! Но сначала нам нужно успокоиться и настроиться на игру.
Воспитатель проводит с детьми дыхательные упражнения.
Воспитатель: Ну, а теперь, взялись за руки и произнесли слова «Мы команда! Первое задание: отгадайте загадку. Воспитатель читает стихотворение – загадку: Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.) Воспитатель: Догадались о чём загадка? (ответы детей). Воспитатель хвалит детей и показывает картинки – отгадки: дерево зимой и летом, а потом вешает на ёлочку картинку.
Для создания проблемной ситуации: Воспитатель: «Я вам приготовила картинки, но что такое, здесь оказались лишние! Кто назовёт мне их? (Чайник – это посуда, сапоги – это обувь). Воспитатель: Молодцы! Как, вы, думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О деревьях).
Рассказ воспитателя о деревьях с показом картинок, словарная работа. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
Воспитатель проводит беседу: Назовите лиственные деревья (береза, дуб, осина и т.д.). Назовите хвойные деревья (сосна, ель, кедр, пихта.). Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.). Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.). А зачем нужны деревья? (Для тени, для красоты и т.д). У каждого есть любимое дерево, вот у меня – это тополь. Послушайте мой рассказ о нём.
Рассказ воспитателя о дереве с опорой на схему: ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, крона дерева раскидистая, листья овальной формы, почки липкие. Воспитатель приглашает к мольбертам ребёнка и он рассказывает о своём выбранном дереве (по желанию, 2-3 ребёнка) Воспитатель хвалит детей и проводит динамическую паузу.
Воспитатель хвалит, усаживает детей и проводит дидактические упражнения и игры на закрепление темы:
Воспитатель: Какие, вы сегодня молодцы! Но у нас осталось ещё одно задание. Смотрите, у меня есть вот такие раскраски, на них изображены зимние деревья, на деревьях нет листьев. Поэтому, когда деревья сбрасывают листву, то они становятся «голыми », как люди без одежды. А давайте нарисуем им листочки, т.е оденем их, чтоб они стали красивыми, как весной и летом.
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где заранее разложены раскраски и карандаши для самостоятельной и творческой работы. После выполненной работы рисунки детей выставляются на мольберты и обсуждаются.
Воспитатель хвалит, подводит итог занятия и оценку деятельности детей на занятии: О чем мы говорили? (О деревьях). Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные, «голые» деревья). В какие игры мы играли? (ответы детей). Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились со всеми заданиями. Молодцы! Вы заслужили награду вот эти медали (воспитатель показывает медали и помогает надеть их детям). Спасибо, игра закончилась!
Список используемая литература:
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»: Сценарии занятий. М.: «Творческий центр», 2004 г.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. «Развитие речи детей 5 – 6 лет». М.: Издательский центр «Винтана – Граф», 2005 г.
Автор: Мельникова Наталья Григорьевна, воспитатель, вторая квалификационая категория, МКДОУ «Сузунский детский сад №2», р.п Сузун, Новосибирская область, педагогический стаж 10 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Григорьевна, спасибо, что поделились своим опытом. Интересная ИРС, действительно, она получилась познавательно-игровая. Единственное, с чем я не согласна, это с вашей проблемной ситуацией, её не было, была мотивация, что в данном случае вполне достаточно! Жаль, что вы опоздали со своей публикацией, конкурс закончился и педагоги перестали комментировать работы, что, в принципе, неправильно. Успехов Вам!
Спасибо за комментарий! Это было моя первая публикация, но я рада, что педагоги всё же просматривают новые работы. Жаль, что я припозднилась в конкурсе, а то мнение со стороны - это ведь приобретение небольшого опыта в педагогической работе.Спасибо ещё раз! Читайте и делитесь своим мнением!
Уважаемая Наталья Григорьевна, спасибо за работу. Разработка действительно интересная, но вот только соглашусь с Марией Сергеевной по поводу проблемной ситуации. Удачи !
Уважаемая Наталья Григорьевна, три раза подступалась к вашему материалу и откладывала его… Всё у вас в нём сумбурно как-то. Начинаете вы с того, что предлагаете детям поиграть в игру «Умники и умницы»: «Я буду предлагать вам разные задания и за каждый правильный ответ, буду вешать на эту ёлочку картинку»… Алгоритм задан! Но после стихотворения-загадки (первая картинка была повешена на ёлочку) игра «Умники и умницы» закончилась. Больше на протяжении занятия игры я не видела. Вначале занятия у вас почему-то две мотивации: стихотворение-загадка и задание «Что лишнее?». Зачем? Что-то одно можно было взять для определения темы. Мне кажется, что объявление детям игры-викторины и что они будут работать в команде – уже прекрасная мотивация. Предложенную вами ИРС можно разбить на две. Одна часть: организовать путешествие по лесу, где будет рассказ воспитателя о деревьях с показом картинок, словарная работа, рассказ о дереве с опорой на схему и т.п. и продуктивная деятельность (раскраски). Другая - игра «Умники и умницы», куда включаете дидактические упражнения и игры на закрепление темы. Фотографии и различные материалы к занятию можно оформлять в презентацию и размещать в приложениях. Посмотрите работы лауреатов и победителей данного конкурса этого года и прошлых лет. Удачи Вам!
Уважаемая Наталья Григорьевна, на первом фото рассматривала развивающую среду. А почему у вас уголок для сюжетно-ролевой игры "Школа" так высоко расположен?
Интересная идея игровой развивающей ситуации для детей старшего возраста. Спасибо Наталья Григорьевна, вам удачи!
Уважаемая Наталья Григорьевна! Спасибо за участие в конкурсе. Здорово, когда детям интересно, здорово, когда детям любопытно, здорово, когда через разные формы игры дети узнают новое. Фото это демонстрирует. Изучив ваш проект, который назван "Игровая развивающая ситуация для детей старшего возраста на тему «Деревья»". я не поняла проблемную ситуацию, нет гипотезы, вывода. Я считаю что материал, который вы представили требует доработки. Успе