Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов:
Следует согласиться с мнением авторов проекта национальной стратегии экологического образования в РФ – современный уровень экологической культуры не соответствует переходу к устойчивому развитию общества, национальной безопасности России. Российское образование теряет свои позиции в уровне приобретения знаний о природе, обществе, человеке, что затрудняет осмысление связи между деятельностью человека и состоянием природной среды, поиск путей ее сохранности и динамичного развития, гармонизации отношений общества и природы.
В этой связи особую значимость приобретает решение проблемы развития экологической культуры детей в экологическом образовании в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.
Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся дошкольники.
Гуманистическая сущность ответственности дошкольников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности по улучшению природы родного края, созидание, а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение дошкольника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе.
Реализовать программу формирования у детей начал экологической культуры можно при наличии в их жизненном пространстве эколого-развивающей среды – достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории ДОУ; специальных «экологических пространств»: зимнего сада, цветников, «птичьего столба», экологической тропинки или «уголка нетронутой природы» на участке и т.п.
Таким образом, большое внимание необходимо уделять оформлению территории дошкольных учреждений. Здесь могут быть созданы альпийские горки, огороды, теплицы, ландшафтные уголки, водоемы, сады, метеоцентры, уголки леса, лекарственных травы, летние театры, фонтаны, мини-водопады, а также экологические тропинки как на территории своих учреждений, так и в ближайших лесопарках и других ландшафтах. Составной частью развивающей среды являются макеты ландшафтов, городов, территорий детский садов, природных зон, отражающие быт предков. Для цели экологического образования используются зимние сады, музей природы, мини-музей в группах, фольклорные комнаты, фитобары, специально оформленные коридоры и холлы, дизайн-студии, изостудии, гончарные мастерские, театральные студии, центры науки.
В теории и практике экологического воспитания и образования дошкольников появилось новое понятие – экологизация – это новое социально-экономическое общественное явление, заключающееся в постоянно увеличивающемся учете экологических требований и условий для предупреждения или снижения вредных последствий от воздействия всех видов человеческой деятельности на окружающую среду и ее составные компоненты.
Местонахождение дошкольного образовательного учреждения МБДОУ д/с № 4 – микрорайон Ж/Д поселка города Белгорода. Вся Юго-Восточная зона, на территории которой расположен наш детский сад, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Это объясняется отсутствием крупных промышленных зон и оживленных автомагистралей. На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению с природой. Деревьев на участке достаточно много. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений.
Видовой состав деревьев: орех, липа сердцевидная, американский клен, каштан, рябина обыкновенная, береза. Фруктовые деревья: яблони. Кустарники: шелковица, можжевельник, сирень обыкновенная. Сорные травянистые растения: крапива двудомная, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, осот розовый, сурепка обыкновенная, щирица запрокинутая. На территории детского сада обитают: вороны, галки, воробьи, сороки, трясогузки; различные виды насекомых – бабочек и жуков: божьи коровки, жужелицы, осы, шмели, пчелы, муравьи, пчелы, пауки и т.д. Запыленность территории ниже среднего. Центральные автомагистрали отделены от нее домами, но с северной и западной стороны в непосредственной близости территории детского сада проходят второстепенные автодороги, подъездные пути к окружающим домам, что создает повышенный шумовой фон, частичную загазованность.
Так, сложившаяся экологическая ситуация на территории МБДОУ д/с № 4 создает все возможности для формирования экологической культуры дошкольников и предпосылки для оформлении экологической тропы как эффективного средства экологизации территории.
Мы проанализировали экологическую ситуацию в МБДОУ и на прилегающей к нему территории. На территории МБДОУ имелись зеленые насаждения, прилетали птицы, обитали насекомые и т.д. К сожалению, все это не носило систематического характера, отсутствовала экологическая тропа, сведения экологического паспорта МБДОУ были разрозненными.
Были посажены дополнительно саженцы деревьев и кустарников. Были оформлены экологические объекты для экологической тропы: «райский уголок», цветники, фитоаптека, уголок нетронутой природы, «хоздвор», огород, искусственный водоем.
Новые экологические объекты носят разноцелевой характер:
Так, была оформлена экологическая тропа со следующими остановками: «Райский уголок», «Каштан», «Папоротник», «Цветник», «Липа», «Плодовый сад – яблоня», «Американский клен», «Молодые яблони», «Шелковица», «Фитоаптека», «Орех», «Уголок нетронутой природы», «Огород», «Кустарник», «Искусственный водоем».
На основе экологической тропы у детей формируются элементарные предметные понятия: травы, кустарники, деревья, растения, насекомые, рыбы, птицы, звери, среда обитания, приспособление, сезонные изменения. Несмотря на то, что в летнее время года экологическая тропа имеет более выраженное педагогическое значение, в зимнее время также проводятся с детьми ознакомительные прогулки с целью выявления изменений в окружающей природе.
Также рассматривается роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу, он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает заповедники, оберегает растения и животных, занесенных в «Красную книгу» и т.д.
На фото: Сезонные изменения в экосистемах – искусственный водоем.
Далее мы произвели детальное обследование территории и выделили наиболее интересные зоны природы. На участке территории учреждения имеется место, где произрастает береза. На стволах этого дерева мы поместили кормушки и домики для птиц. Эту территорию мы выделили как зону «Березовый пятачок». Зимой дети кормят и наблюдают за птицами.
К выбору зон и оформлению тропинки привлекались дети. Мнение каждого ребенка было выслушано и, по мере возможности, все желания детей были учтены.
Следующим этапом работы по использованию экологической тропы стало составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов. Картосхемы для детей содержали небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
В начале тропинки мы укрепили план тропы. Возле каждого объекта тропинки, совместно с родителями были изготовлены таблички с названием. Информация на табличках была краткой и выразительной. В создании табличек были использованы символы, рисунки. При оформлении табличек для таких объектов тропы, как лекарственные, пищевые и охраняемые растения были заготовлены таблички разного цвета.
Таким образом, объекты экологической тропинки дали большие возможности для экологического развития дошкольников, для проведения систематических наблюдений, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. Надо отметить, что в период работы появлялись и оформлялись новые экологические объекты и совершенствовались старые. Все они сразу же включались в систему работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.
В целом, объекты экологической тропы положительным образом влияют на процесс экологизации территории МБДОУ д/с № 4. Разрастающиеся старые деревья и подрастающие новые способствуют снижению уровня загазованности территории, экологическая остановка «Хоздвор» помогает привить детям ответственность за состояние окружающей среды и т.д.
Список использованной литературы
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 1997. – 198 с.
2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание, 2003. – № 7. – С. 31-34.
3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
Автор: Витальева Светлана Юрьевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 4 г. Белгорода. Пед.стаж 5 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Светлана Юрьевна, спасибо за публикацию! Ваша статья на актуальнейшую тему написана грамотно, логически последовательно, с предоставлением ценнейшего опыта работы... Спасибо за идеи - берём на заметку!
Уважаемая Светлана Юрьевна. У вас замечательная работа на актуальную тему. Отлично!
Светлана Юрьевна, методически грамотная работа, основанная на собственном опыте работы. Тема выбрана очень удачно, ведь экологическое воспитание у нас всегда как-то "западает", а это не правильно. Удачи и успехов Вам!!!
Уважаемая Светлана Юрьевна, замечательная статья. Очень актуальная тема! 5+
Уважаемая Светлана Юрьевна! Проблема, действительно, очень актуальная и, хотелось бы в целях обмена опытом, что-то взять для себя. У Вас, судя по описанию, шикарная территория, а из конкретных дел, только изготовление табличек и фотоматериал, не охватывающий многообразную работу, которая могла быть или есть. Хотелось бы увидеть, как Вы оформили экологическую тропу, какой собран метод. материал для ознакомления с детьми, дневники наблюдений(для отслеживания или фиксации каких-то изменений...)если они есть; Ваши разработки интересного занятия, развлечения или экологического праздника; интересное пособие(игра, макеты экосистем...). Стаж работы не маленький, чтобы предоставить практический материал. Я желаю Вам успехов!
Уважаемая Елена Ивановна, содержание статьи, по-моему, на 100 % раскрывает её заголовок "Экологическая тропа как средство экологизации территории дошкольного образовательного учреждения"... А то, о чём вы пишете это конкретный опыт,который Светлана Юрьевна, наверное, нам представит в следующий раз. Мне тоже хотелось бы пополнить свою копилку таким материалом.
Уважаемая Елена Ивановна, содержание статьи, по-моему, на 100 % раскрывает её заголовок "Экологическая тропа как средство экологизации территории дошкольного образовательного учреждения"... А то, о чём вы пишете это конкретный опыт,который Светлана Юрьевна, наверное, нам представит в следующий раз. Мне тоже хотелось бы пополнить свою копилку таким материалом.