Данный экологический проект поможет дошкольникам расширить знания о диких животных лесов Калининградской области. В итоге реализации проекта планируется создание книги «Дикие животные наших лесов».
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные нашего края».
Задачи проекта:
1. Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
2. Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
3. Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
4. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
Актуальность темы
Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.
Основополагающий вопрос: Может ли быть наша планета без животных?
Проблемный вопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире?
Участники проекта: воспитатели, родители и дети средней группы, эколог, музыкальный руководитель, руководитель физкультуры.
Характер деятельности по проекту: познавательно-творческий.
Предполагаемый результат для детей:
В процессе реализации проекта дети научатся:
В итоге реализации проекта будет создана книга «Дикие животные».
Предполагаемый результат для воспитателя:
Презентация проекта «Животные нашего края», оформление книги « Дикие животные».
Направления работы |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Игровая деятельность |
1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке». 2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи детки?», «Где чья мама?» 3. Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей» |
Коммуникативная деятельность |
1. Составление рассказов о животных и создание книги рассказов. 2. Обогащение словаря детей.
|
Чтение художественной литературы |
Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» И. Новикова. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
|
Продуктивная деятельность |
|
Театрализованная деятельность |
1. Настольный театр «Зоопарк». 2. Импровизация «Заюшкина избушка». |
Двигательная деятельность |
|
Творческая деятельность |
|
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Взаимодействие с семьей |
Деятельность с детьми |
Вводный |
Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире? |
Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных нашего края |
Принимают участие в обсуждении |
Планирование деятельности |
Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные». |
Консультативная работа с родителями. |
Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями. |
Реализация проекта |
Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон. |
Просмотр дома телепередач о животных. |
Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану. |
Презентация проекта |
Создание книги «Дикие животные» |
Оказывают помощь в сборе бросового материала. |
Активные участники. |
Подведение итогов |
Организует презентацию и представление созданной книги «Дикие животные». |
Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных. |
Создание книги о диких животных. Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение». |
Направление по повышению компетентности родителей |
Совместная деятельность педагога с родителями |
Совместная деятельность родителей с детьми |
Результат |
Информационно-аналитическое |
Познакомить родителей с предполагаемым проектом |
Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др. |
Получение родителями информации о предстоящей работе |
Познавательное |
Консультация: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными» |
Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа». |
Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе Пополнение предметно-развивающей среды:
|
Наглядно-информационное |
Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных» Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе |
Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме |
Развитие грамматического строя речи у ребёнка:
|
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пустое место» «Узнай по голосу»
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,
К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,
- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,
- Кто там? Нас по голосу узнает.
- ……..(Саша)
- Зачем пришёл?
- Побежали вперегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)
Медведь. Белка.
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-
Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -
Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей
Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.
Кабан. Лось.
Опускается туман, Лось – рога ветвистые
Просыпается кабан. Да копыта быстрые.
Роет землю у реки, Головой качая, он
Точит острые клыки. Задевает небосклон.
Ёж. Барсук.
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,
Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.
Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -
Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.
Автор: Коркунова Е.С. воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Колокольчик» Пионерского городского округа Калининградской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.