Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Предлагаемый педагогический опыт представляет собой попытку обеспечить обновление и обогащение воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении по образовательной области «Познание» дошкольников с особыми образовательными потребностями (дети с интеллектуальной недостаточностью VIII вида), исходя из особенностей их развития.
Работа над проектом опиралась на важнейшие компоненты программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Проект рассчитан на один учебный год, для детей с особыми образовательными потребностями второго, третьего года обучения (возраст детей 5-7 лет).
Обоснование актуальности
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей, посещающих наш детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми.
Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Этим и объясняется актуальность темы: «Через игру в природу».
Проблема. Опыт работы показал, что в подразделе «Ознакомление с окружающим» и «Сенсорное воспитание» раздела «Познавательное развитие» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», недостаточно раскрывается проблема экологического воспитания детей. На сегодняшний день существует множество исследований детей с ОВЗ, но, к сожалению, отсутствуют какие-либо адаптивные программы по экологическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта, как дополнение и обогащение воспитательно-образовательного процесса ДОУ, осуществляя социально-личностное развитие детей, являющееся одним из приоритетных направлений как в коррекционной педагогике, так и компонентов проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познание природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.
Объект исследования – процесс формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – особенности процесса формирования экологической культуры детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Цель: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по экологическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе использования проектной методики.
Задачи:
1. Создать условия и осуществить конкретные учебные и воспитательные мероприятия по коррекции нарушений развития у детей через ознакомление с природой.
2. Формировать элементарные экологические знания и представления детей о природе.
3. Обогащать чувственно-эмоциональный опыт путем освоения детьми системы представлений об окружающем и развивать на этой основе интерес к миру.
4. Развивать способность ориентироваться в окружающем мире, готовность к самостоятельному познанию.
5. Способствовать самовыражению детей в процессе игровой и продуктивной деятельности.
6. Совершенствовать физические и трудовые навыки.
7. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
Новизна проекта заключается в осуществлении образования детей с ОВЗ по адаптированному образовательному проекту по экологическому воспитанию – это условно его «приспособление» для образования детей с особыми образовательными потребностями (дети с интеллектуальной недостаточностью VIII вида).
Механизм реализации проекта предусматривает три этапа: подготовительный (август – сентябрь), основной (октябрь – апрель), заключительный (апрель – июль).
Автор: Савина Лариса Захаровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 32 «Аист», город Сургут Тюменской области. Педагогический стаж работы 27 лет. За педагогический труд награждена Благодарственным письмом департамента образования Администрации города Сургута, Благодарственным письмом департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Почётной грамотой департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Лариса Захаровна! Очень большой информационный материал вы представили. Он актуален, имеет практическую значимость. Вы пишите, что проект рассчитан на один год, а в «Приложении 1» даёте «Тематическое планирование» на три года (?). В проекте хорошо расписана форма работы с родителями, а конкретной формы работы с детьми я не нашла («Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы коррекционных групп» с темами из программы – это вообще как будто не отсюда). А зачем на пяти страницах вы описываете «суть дидактических игр» – мне не понятно!? Очень хорошо представлены «Критерии результативности»…
Уважаемая, Ирина Викторовна! Спасибо за ваш комментарий. Чтобы ответить на ваши замечания постараюсь прокомментировать (трудно конечно это сделать в текстовом изложении). Почему именно так, да потому что такова специфика нашего образовательного учреждения. Приложение 1 - это " Тематическое планирование" образовательной работы коррекционных групп вообще в ДОУ, согласно которому предусматривается недельное погружение детей в одну тему. Реализация проекта предусматривает опору именно на него и не может коренным образом от него отличаться, т.к. мы работаем не с обычными детьми и даже не с детьми с ЗПР, наш контингент воспитанников очень сложный (VIII вид). Когда говорим, что проект рассчитан на детей 5-7 лет, то это говорит о том, что дети как пяти лет, так и семи лет могут одновременно обучаться по второму году обучения, не смотря на разный возраст, уровень подготовленности может быть одинаков, это зависит от конкретного заболевания, его степени, а также от времени посещения нашего коррекционного учебного заведения. Что касается второго замечания: основная форма работы с детьми - это и есть дидактическая игра, поэтому она так тщательно и описана согласно представленной схемы 1, их направленности и особенности при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Конкретно названия дидактических игр, развлечений и других путей и средств реализации проекта расписаны в одноименном разделе проекта. О совместной деятельности воспитателя и детей рассказывает Схема 3. Надеюсь, что мне удалось объяснить. С уважением!
Уважаемая Лариса Захаровна, спасибо за ответ. Вот теперь мне стало всё понятно…Ваш проект немного отличается от тех проектов, которые мы создаём, работая в д/с общеразвивающего вида. Ещё раз повторюсь, что предоставленный материал практически значимый, методически разработанный, он является ценным вкладом в методическую копилку педагогов, работающих с дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Удачи в конкурсе!
Лариса Захаровна, хороший проект! Всё расписано подробно, презентации сопутствующие. 5!
Лариса Захаровна, хороший дидактически и методически разработанный проект на актуальную сегодня экологическую тему. Удачи в конкурсе.
Уважаемая, Лариса Захаровна! Ваш проект очень интересен, а главное важен. Как мало на сегодняшний день описанных технологий по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Голосую за Вашу работу. Желаю Вам удачи и победы в конкурсе!
Уважаемая, Лариса Захаровна! Работать с ребятами, имеющими отклонения в развитии титанический труд. Та работа, которую Вы проводите с детьми значима и актуальна. Сама природа благотворно влияет на развитие ребенка, а если они становятся к ней ближе, то и результат больше. Сам проект содержит немного лишней информации, но работа достойная. Удачи в конкурсе!
Добрый вечер Лариса Захаровна. Я верю в вас. Удачи. Семенова Светлана Ивановна.
Уважаемая, Лариса Захаровна! Замечательный проект.Удачи Вам в конкурсе!
Уважаемая, Лариса Захаровна! Методически грамотно разработан проект. Тема актуальна. Я так понимаю, это проект на аттестацию на высшую категорию? Удачно взята тема. Много дидактического материала. На мой взгляд, на 2 этапе не достаточно описана работа с детьми. Работа достойная. + 5. Удачи в конкурсе.
Уважаемая Лариса Захаровна! Если честно, я не все поняла сразу, пришлось читать повторно, потому что много лишнего. Тем не менее, работа имеет практическую значимость, актуальна. Спасибо, удачи в конкурсе!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.