Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков, им самим.
Если природа необходима человеку для его биологической жизни,
то культурная среда столь же необходима для его духовной,
нравственной жизни, его привязанности к родным местам.
Д. С. Лихачев.
Пояснительная записка
Дошкольный период – важный этап в жизни ребенка. На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей развивается интерес к природе родного края, интерес к познаниям. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (наблюдений, игры, образовательной деятельности) – ключ правильной постановки экологического воспитания.
Закладывать основы экологического мышления нужно через:
Конспект НОД представлен из образовательной области «Познание»для детей подготовительной к школе группе.
Тема НОД: «Удивительный мир Японского моря».
В программу нашего детского сада входит серия НОД: «Знакомство с родным краем», данный конспект НОД является одним из составляющих из этой серии. В разработке НОД использовались методики: «Наш дом Природа» Рыжовой Л.А., «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Изобразительная деятельность» Лыковой И. А.
НОД разрабатывалась для детей подготовительной группы. В группе 21 ребенок, из них 5 девочек, 16 мальчиков. Все дети активны, пассивных детей нет, у 1 ребенка задержка речевого развития, он посещает занятия у логопеда. Дети различают добро и зло, у них развита эмоциональность, они открыты, доверчивы, любят делиться новыми впечатлениями, также наблюдаю у детей высокую познавательную активность и интерес к окружающему миру.
Этапы НОД
1. Приглашение отправиться в увлекательное путешествие.
2. Встреча с Морским царем.
3. Знакомство с Морскими коньками (показ презентации).
4. Ритмичекие упражнения «Морская зарядка».
5. Знакомство с Медузами, рассказ воспитателя (показ презентации), пальчиковая гимнастика «На морском дне».
6. Знакомство с Морской звездой, Ламинарией, Морским ежом, рассказ воспитателя (показ презентации).
7. Знакомство с Осьминогом, подвижная игра «Рыбки и Осьминог».
8. Знакомство с крабами Японского моря, (показ презентации).
9. Рисование коллективной работы «Мир Японского моря».
10. Заключительная беседа.
Формы обучения.
1. Вопросы поискового характера.
2. Самостоятельное рисование .
3. Игры «На морском дне», «Рыбки и осьминог».
4. Сюрпризный момент.
5. Динамическая пауза.
Использование компьютерных технологий помогло детям увидеть и понять красоту подводного мира, развить и проявить способности, заложенные природой.
У детей сформировались: начало экологической культуры; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; сформировались представления об обитателях моря, как о живых существах, живущих в воде, появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, создавать изопродукцию.
Базовая образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Цель НОД: Познакомить детей с обитателями подводного мира Японского моря.
Образовательные задачи:
1. Расширять имеющиеся представления о богатстве и многообразии растительного и животного мира Японского моря.
2. Формировать осознанно-правильное отношение к объектам живой природы.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес к жизни подводного мира.
2. Совершенствовать тактильные ощущения, двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий.
3. Развивать коммуникативные способности, творческое воображение, фантазию.
4. Воспитывать любовь к природе своего края.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к природе своего края.
2. Воспитывать интерес к обитателям Японского моря.
Предварительная работа.
Материал: проектор, ноутбук, экран для проектирования, набор резиновых игрушек «Морские животные», резинка на руку с пуговицами-глазками для изображения осьминога, видеофильм «Морская зарядка» магнитофон, аудиозапись «Музыка океана», ватман, наборы для рисования в нетрадиционной технике (зубные щетки, зубочистки, ватные палочки, ракушки).
В процессе НОД дети познакомились с некоторыми обитателями подводного мира Японского моря. Выяснили особенности их строения и образа жизни. Подчеркнули богатство и многообразие растительного и животного мира Японского моря, с интересом передали свои впечатления в рисунке.
Во время образовательной деятельности дети задавали очень интересные вопросы, например: «Как звезда ест ракушку?», «Где у Морского ежа рот?». Дети интересовались всем происходящим на экране проектора, активно вступали в обсуждения и беседы, интерес сохранялся на протяжении всей НОД.
Автор: Марацевич Галина Викторовна, старший воспитатель высшей категории МБДОУ «Дюймовочка», с. Екатериновка, Партизанского района, Приморского края. Стаж педагогической деятельности 19 лет. Победитель краевого конкурса «Современные образовательные технологии». Лауреат конкурсов «Моя педагогическая инициатива», «Педагогический альбом».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Галина Викторовна. Вы совершенно правы, что дошкольный период очень важен в жизни ребенка. Что будет "заложено" в него в это время, то и получится в зрелом возрасте. Тема экологии очень важна, к тому же ваша работа касается непосредственно окружающей среды края, в котором живут дети. Очень хорошая подготовительная работа: экскурсии, чтение литературы и т.д. Занятие сопровождается здоровьесберегающими технологиями, что немаловажно в этом возрасте. Молодцы. Тем более, что ваша работа первая.Удачи в конкурсе
Спасибо, Олеся Викторовна, за комментарий к моей работе, спасибо за поддержку.
С уважением, Галина Викторовна.
Уважаемая Галина Викторовна! Вы делаете хорошее дело. Малышам нужно больше знать об окружающем мире. У Вас интересный материал, красочные презентации. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Галина Викторовна! Спасибо за нужный в работе материал. Использование регионального компонента в работе очень важно для детей дошкольного возраста. Знать свой родной край, любить природу - это основа патриотического и экологического воспитания. Вы, делаете нужную, хоть и сложную работу. Удачи вам и творческих побед!!!
Замечательный материал творческого педагога! Интересно и познавательно не только детям, но и взрослым! Вы - лучшая!!!
Уважаемая Галина Викторовна, мне, человеку живущему вдали от Японского моря, на вашем занятии было очень интересно… Но, изучив весь материал в целом, сделала вывод: у вас проводилась такая большая предварительная работа перед НОД, что ничего нового, мне кажется, дети не узнали. Та цель, которую вы ставите, уже достигнута посредством предварительной работы. А образовательная задача (2) – не решена. И потом, у вас дети подготовительной группы, каждым видом деятельности их нужно учить рассуждать, размышлять, решать проблемные ситуации, их нужно вставлять и в познавательно-игровые занятия… Остальной материал содержательный красочный. Мне не хватило только фото с Морским царём и фото, где было бы видно, что дети смотрят презентацию. Искренне желаю вам удачи в конкурсе!
Ирина Викторовна, спасибо огромное за столь содержательный коментарий к моей работе.
Немного не соглашусь с вами. В предварительной работе дети не были ознакомлены с медузами, крабами, осьминогом. Знания об этих обитателях дети получили в процессе НОД.
В конспекте прослеживаются и размышления и рассуждения и решение проблемных ситуаций.
Почему нет фото с морским царем. Нам запретило руководство снимать детей в процессе НОД, поэтому снимки в презентации были сделаны в процессе предварительной работы и закрепления материала.Обитателей нашего моря - огромное количество, и мы с моими воспитанниками продолжаем решать образовательную задачу (2). Данная разработка НОД является частью проекта "Мы и море",, мы продолжаем работу в этом направлении. 21 октября провели музыкальное развлечение "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий, где дети продолжили знакомство с обитателями Японского моря (ершик, черепаха, акула). С уважением, Галина Викторовна.
Спасибо за ответ, Галина Викторовна! Очень удивлена "запретом" вашего руководства!!! В подготовительной группе!.. В наш век ИКТ и электроники мы без фотоаппарата или камеры -- НИКУДА! Иначе потом жалеем... Удачи Вам!
Уважаемая Галина Викторовна! Экология сегодня как никогда актуальна
Я думаю, вы сумеете привить своим воспитанникам любовь и уважение ко всему живому Оттолкнуться от знакомых детям живых существ и познакомить с новыми - беспроигрышный вариант. Вы действительно умница!
Галина Викторовна, интересная работа на актуальную тему.Удачи в конкурсе!Почему у вас не разрешают фотографировать воспитанников?Мы с каждого родителя берем письменное согласие, отказов нет.
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Спасибо за комментарий. С родителями проблем нет, они только приветствуют, когда мы делаем фото отчеты. Так как это мероприятие проводилось в рамках краевого масштаба, нам запретили какую - либо съемку.
В презентации фото были сделаны в процессе предварительной работы и закрепления материала.
Замечательная разработка НОД, возьму себе в копилку, удачи в конкурсе.
Всё очень понравилось, и конспект, и презентация, и разрабртка! Желаю вам удачи! 5+ И приглашаю к себе в гости!
Здравствуйте Галина Викторовна. Представленная работа познавательная, интересная, яркая! Тема для меня, как для жительницы г. Москва, необычна. С удовольствием ознакомилась с Вашей работой! Спасибо! На фотографиях виден замечательный наглядный материал. Прекрасно, что дети выполнили коллективную работу - это важно не только для закрепления материала, но и для сплочения детского коллектива, умения работать в команде и т.д. Желаю удачи! И добавляю ещё одну 5 в вашу коллекцию! ;)
Уважаемая Галина Викторовна, а по какой программе вы работаете? И ещё вопрос: это занятие - авторское?
Здравствуйте Мария Сергеевна. Наш детский сад работает по программе, разработанной группой коллег на основе программы "От рождения до школы"В программу нашего детского сада входит серия НОД: «Знакомство с родным краем», данный конспект НОД является одним из составляющих из этой серии. В разработке НОД использовались методики: «Наш дом Природа» Рыжовой Л.А., «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Изобразительная деятельность» Лыковой И. А.
Данная разработка моя личная, авторская, ссылки на используемую литературу я указала в конце конспекта. Думаю, в конкурсах Российского масштаба все разработки должны быть авторскими.
Уважаемая Галина Викторовна, хорошее дидактическое занятие, видна большая подготовительная работа. Удачи в конкурсе.
Уважаемая Галина Викторовна, спасибо за интересную разработку! Мне очень понравилось использование детьми нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Интересно, какие природные материалы они использовали, когда рисовали морских обитателей?
Удачи вам на конкурсе! С наступающим Новым годом!
Здравствуйте Цырен-Жаб Доржиевна. Спасибо за коментарий. Наши детки рисовали камушками - макали в краску и наносили на рисунок, перышками и ракушками - наносили кисточкой краску и отпечатывали, затем дорисовывали паролоновым тампоном.
Уважаемая Галина Викторовна, замечательная разработка. Видно,что проделана большая подготовительная работа. Занятие очень содержательное и познавательное! +5
Уважаемая Галина Викторовна, с интересом познакомилась с Вашим материалом. Интересно, познавательно. Мне очень понравилось. Добавлю 5 в Вашу копилочку.
Соглашаюсь со всеми комментариями. Очень интересный, методически грамотно составленный и оформленный материал на актуальную тему! Удачи вам в конкурсе!!!
Уважаемая Галина Викторовна! Мне очень понравилась ваша разработка. Проделана огромная работа. Удачи в конкурсе.
Очень интересная познавательная работа. 5 баллов. Показала своим подругам, большая находка для накопления опыта работы с детьми. А мы с сыночком (6 лет) с удовольствием посмотрели презентации о японском море. Пришлось отвечать на кучу вопросов. Удачи Вам в конкурсе.
Галина Викторовна, примите мои поздравления с выходом в финал! Удачи!
Уважаемая Галина Викторовна, я читала ваши комментарии, что "мероприятие проводилось в рамках краевого масштаба, и вам запретили какую - либо съемку". Вы же работу посылаете на конкурс и заинтересованы в её победе, поэтому можно было постараться с фотогр. Интеграция с о.о. "Художественное творчество" уж очень избито! Все рисуют в конце занятия. Здесь бы лучше подошло экспериментирование.
Спасибо Яна Артуровна. Поработаем в следующий раз над экспериментированием.
Уважаемая Яна Артуровна! Очень интересно: почему Вашей критике подверглись работы финалистов... правда не все... Где же Вы были весь конкурс с ноября 2013г.? Или это опять нечестная игра? Педагоги! Давайте УВАЖАТЬ друг друга и быть честными хотя бы перед собой....
Согласна полностью с Вами! Некоторые педагоги идут к победе, критикуя чужие работы.
Уважаемый "Иванов"! Я всегда здесь была и комментировала работы как могла в силу своей занятости. Трудно было охватить все. А сейчас, когда обозначились лауреаты и работают "ссылки" -очень удобно просмотреть самые интересные! И если я что-то замечаю -комментирую. Кажется комментировать можно и после обозначения лауреатов, так писала Елена Вячеславовна. Мои комментарии корректные и никого не обижают, а когда "болельщики" начинают со мной спорить, расхваливая работу, я может быть, чуть-чуть эмоциональнее отвечаю. Это же всё равно не повлияет на дальнейший результат конкурса. Удачи Вам, Галина Викторовна!
Уважаемая Галина Викторовна, вы представили очень интересное занятие, лет пять назад-оно бы было на "ура"! Но с позиций современных преобразований оно не динамичное, идёт по давно накатанному трафарету: познание -художественное творчество. А как же систеано-деятельностный подход?
Уважаемая Галина Викторовна. От всей души поздравляю Вас со званием лауреата. Дальнейших творческих успехов. Скачивать у меня можно все.
Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.